Версия // Культура // День Мертвецов: обычаи, еда и поэзия по «Нашей Версии»

День Мертвецов: обычаи, еда и поэзия по «Нашей Версии»

2600

Стечение обстоятельств. Часть 4

День Мертвецов: обычаи, еда и поэзия по «Нашей Версии» (фото: Татьяна Егорова)
В разделе

Продолжим наш анализ Дня Мертвецов и присущих ему нарративов. Предположим, что в Мексике, большинство населения которой составляют потомки различных коренных индейских народов (майя, ацтеков, ольмеков, толтеков и пр.), а также метисы и креолы, иррациональное, наполненное переосмысленными мифами мышление, присущее Дню Мертвецов, сохранилось нетронутым в своей целостности.

Плюс ко всему, самобытная субкультура (балансирующая на грани культа и уже признанная Юнеско мировым культурным феноменом) очевидно, самоосознаётся, культивируется, самоорганизуется и развивается в соответствии с современными пост-модернистскими нарративами. А здесь правит бал уже не идеология, как таковая, а комплексные (подчас амбивалентные) подходы, чьи тренды могут иногда совпадать благодаря стечению неких загадочных обстоятельств!

Благодаря им и всему нами ранее исследованному материалу, можно сделать вывод о том, что католический праздник поминовения усопших, со временем превратился в причудливый полуязыческий карнавал Дня Мертвецов, которому сопутствуют особые обычаи, среди которых обязательно посещение кладбищ, украшение алтарей оранжевыми маргаритками – бархотками, свечами, подношениями и, конечно, поэтические изыски.

Например, существуют стихи под названием «Калавери». Их сочиняют специально ко Дню Мертвецов. Их цель – не только с юмором рассматривать непростые материи, представляющие собой жизнь и смерть человека, но и почтить историческую память, живущую в веках. Приведём некоторые из образцов подобного народного творчества:

– «Умирать, живя, привыкни до того, как смерть нагрянет; только мёртвый жив доныне, а живой в могилу канет»;

– «Быть нетложным пустопорожне, чтить Калаверу совсем несложно…»;

– «Я со смертью, жизнь, спасая, как-то раз слюбился смело; я теперь суперсилён: косая от меня затяжелела» и так далее.

По теме

Размышляем мы об этом совсем не случайно. Ибо изучение фольклорных мифов, обычаев, сказаний, искусств, музыки, поэзии, образа жизни, еды, напитков разных народов, населяющих и населявших планету Земля в разное время является частью страноведческих исследований «Нашей Версии» и автора статьи. Здесь мы, вместе с нашими партнёрами, вроде выставок «Поехали», «Этноскоп», «Вездеходер», «Мотовесна» и других рассуждаем о любопытном феномене путешествия, о приключениях, туризме и о самих путешественниках.

Также издание посвящает немало страниц анализу особенностей мировых культур, различных коренных народов, этнических традиций, связанных с ними различных (в том числе, тотемных, племенных, ритуальных и других) изображений (в частности, татуировок и орнаментов) и прочим занимательным вещам.

Но не только оригинальной философией, обычаями, поэзией, музыкой и карнавалами с впечатляющими одеждами, боди, тату и фейс-артом славен День Мертвецов, а, также, своими лакомствами, тёмным шоколадом, особой выпечкой из кукурузной муки, кондитерскими изделиями, вроде Сalaveras de Аzúcar (исп. «Сахарные Калаверы» или «Сахарные Черепа»), употребляемыми в пищу во время празднования и, подчас, используемыми в качестве мистических талисманов, оригинальных сувениров или для убранства алтарей (надгробий).

Воздать хвалу красавице Катрине ла Калавере можно и другими оригинальными способами! Например, зажечь яркие оранжевые свечи и пахучие благовония, помянуть усопших пузырящимся лимонадом, тягучей текилой, тёмным забористым ромом или некоторыми другими напитками, среди которых выделяется крафтовое пиво, разновидностей коего в Мексике варят немало и весьма любопытного! Поговорим об этом в дальнейшем.

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.11.2024 12:47
Комментарии 0
Наверх