Продолжим наш анализ Дня Мертвецов и присущих ему нарративов. Предположим, что в Мексике, большинство населения которой составляют потомки различных коренных индейских народов (майя, ацтеков, ольмеков, толтеков и пр.), а также метисы и креолы, иррациональное, наполненное переосмысленными мифами мышление, присущее Дню Мертвецов, сохранилось нетронутым в своей целостности.
Плюс ко всему, самобытная субкультура (балансирующая на грани культа и уже признанная Юнеско мировым культурным феноменом) очевидно, самоосознаётся, культивируется, самоорганизуется и развивается в соответствии с современными пост-модернистскими нарративами. А здесь правит бал уже не идеология, как таковая, а комплексные (подчас амбивалентные) подходы, чьи тренды могут иногда совпадать благодаря стечению неких загадочных обстоятельств!
Благодаря им и всему нами ранее исследованному материалу, можно сделать вывод о том, что католический праздник поминовения усопших, со временем превратился в причудливый полуязыческий карнавал Дня Мертвецов, которому сопутствуют особые обычаи, среди которых обязательно посещение кладбищ, украшение алтарей оранжевыми маргаритками – бархотками, свечами, подношениями и, конечно, поэтические изыски.
Например, существуют стихи под названием «Калавери». Их сочиняют специально ко Дню Мертвецов. Их цель – не только с юмором рассматривать непростые материи, представляющие собой жизнь и смерть человека, но и почтить историческую память, живущую в веках. Приведём некоторые из образцов подобного народного творчества:
– «Умирать, живя, привыкни до того, как смерть нагрянет; только мёртвый жив доныне, а живой в могилу канет»;
– «Быть нетложным пустопорожне, чтить Калаверу совсем несложно…»;
– «Я со смертью, жизнь, спасая, как-то раз слюбился смело; я теперь суперсилён: косая от меня затяжелела» и так далее.
Жительница Коврова Владимирской области оставила своего ребёнка без еды и воды, чем убила его. В отношении женщины возбуждено уголовное дело об убийстве малолетнего.
Размышляем мы об этом совсем не случайно. Ибо изучение фольклорных мифов, обычаев, сказаний, искусств, музыки, поэзии, образа жизни, еды, напитков разных народов, населяющих и населявших планету Земля в разное время является частью страноведческих исследований «Нашей Версии» и автора статьи. Здесь мы, вместе с нашими партнёрами, вроде выставок «Поехали», «Этноскоп», «Вездеходер», «Мотовесна» и других рассуждаем о любопытном феномене путешествия, о приключениях, туризме и о самих путешественниках.
Также издание посвящает немало страниц анализу особенностей мировых культур, различных коренных народов, этнических традиций, связанных с ними различных (в том числе, тотемных, племенных, ритуальных и других) изображений (в частности, татуировок и орнаментов) и прочим занимательным вещам.
Но не только оригинальной философией, обычаями, поэзией, музыкой и карнавалами с впечатляющими одеждами, боди, тату и фейс-артом славен День Мертвецов, а, также, своими лакомствами, тёмным шоколадом, особой выпечкой из кукурузной муки, кондитерскими изделиями, вроде Сalaveras de Аzúcar (исп. «Сахарные Калаверы» или «Сахарные Черепа»), употребляемыми в пищу во время празднования и, подчас, используемыми в качестве мистических талисманов, оригинальных сувениров или для убранства алтарей (надгробий).
Воздать хвалу красавице Катрине ла Калавере можно и другими оригинальными способами! Например, зажечь яркие оранжевые свечи и пахучие благовония, помянуть усопших пузырящимся лимонадом, тягучей текилой, тёмным забористым ромом или некоторыми другими напитками, среди которых выделяется крафтовое пиво, разновидностей коего в Мексике варят немало и весьма любопытного! Поговорим об этом в дальнейшем.
Продолжение следует.