Версия // Культура // К 3 ноября завершается отмечание мексиканского Дня Мертвых

К 3 ноября завершается отмечание мексиканского Дня Мертвых

6453

Муэрто-фолк из барриос. Часть 3

К 3 ноября завершается отмечание мексиканского Дня Мертвых (Фото – Татьяна Егорова)
В разделе

Итак, мы разобрались, как проходят масштабные празднования, посвящённые этому необычному событию. Но, как зародилось почитание Катрины ла Калаверы, может спросить дотошный читатель? И будет совершенно прав в своём стремлении узнать всю подноготную вопроса. Рассказываем далее.

По самой распространенной и на вид правдоподобной версии, культ зародился в середине-конце 19 века в бедных районах, кварталах, трущобах (исп. «barrios» – «барриос») Мехико. В частности, в локальном районе Тепито, где в полной мере проявила себя таинственная мексиканская тяга к сверхъестественному, обретшая впоследствии своё воплощение в целом культурном течении и художественном методе под названием «магический реализм», в котором магические (мистические) элементы включены в реалистическую картину мира.

Мы не будем сейчас подробно останавливаться на этом очень интересном явлении, возможно, вернувшись к нему впоследствии. Скажу лишь, что в различных справочниках и в Википедии термин «магический реализм» сообщается, что термин был «введён немецким критиком Францем Рохом для описания современных ему видов живописи. Рох понимал под магическим реализмом возврат к реализму от более абстрактного стиля экспрессионизма». Среди современных мексиканских представителей данного течения известно, к примеру, имя Фриды Кало.

Литературное течение, обозначаемое этим термином, «зародилось в доколумбовой Латинской Америке, где в рассказах индейцев об окружающем мире имелись волшебные и фантастические компоненты». В течение столетий оно развивалось, сформировавшись в итоге в великолепный и очень колоритный литературный метод. Где звучат имена таких мэтров, как: Хорхе Луис Борхес, Габриэль Гарсия Маркес, Алехо Карпентьер, Хулио Кортасар, Карлос Кастанеда и других.

Но не будем отвлекаться от Дня Мёртвых! Так как в случае Катрины ла Калаверы речь также идёт о культе Санта Муэрте (исп. «Santa Muerte» – «Святая Смерть»). Поклонение смерти – древняя традиция, ведущая свою историю со времен ацтеков и майя, о чем писали многие исследователи. Там Королевой загробного мира, именуемого Миктлан, в те далекие времена, была Миктлансиуатль, в чьи обязанности (среди прочих) входил присмотр за сохранностью костей умерших.

В сплаве с католическими верованиями культ дал захватывающую интерпретацию ритуалов, символизирующих смерть и воскрешение. Мексиканцы видят в образе Санта Муэрте помощницу, которая в трудные минуты дает силы жить дальше, а если становится совсем невмоготу, избавляет от мучений земной жизни. Снова обращу внимание читателей, на тот факт, что мексиканцы чтут, но не горюют о своих мёртвых в день их поминовения. Некоторые люди искренне считают, что тем, кто умер, намного лучше в загробном мире, чем тем, кто остался на Земле!

Немудрено, что появившись в бедняцких предместьях Мехико, культ Санта Муэрто постепенно распространился на всю страну и вышел далеко за её пределы. Его посыл прост и понятен – всем разочаровавшимся в жизни Санта Муэрте обязательно поможет, даст защиту. Ведь все равны перед смертью – и первый богач, и последний бедняк! Её беспристрастность и неподкупность помогают доверяться ей тем, кто оказался в самых плачевных жизненных ситуациях! И она дарит надежду!

Любопытно, что Катрина ла Калавера в наши дни весьма эффектна и молода! Её нынешнему образу более 100 лет! Его нарисовал мексиканский книжный иллюстратор, график Хосе Гуаделупе Посадо в серии сатирических литографий (сейчас бы, наверное, сказали комиксов) в далёком 1910 году!

Несмотря на всё перечисленное, остается загадкой, почему Катрина, (исп. «La Calavera de la Catrina», то есть Катрина – Модница), чей образ является символом праздника, продолжает появляться в огромных количествах в современных боди и техно-артах? По одной из версий, её изображение может являться оберегом, а также напоминанием о быстротечности (или медлительности) жизни, где как в таинственных «Зеркалах времени» Козырева, исследовавшего Кайлас, время для разных людей в путешествиях может течь по-разному. У кого-то убыстряясь, а у кого-то, наоборот, замедляясь. При этом хронометры ничего не фиксируют…

Кстати, такая особенность времени была также замечена у ряда египетских пирамид, статуи Сфинкса, в ряде мест в Индии, Непала, перуанском Мачу-Пикчу, а также у некоторых мексиканских пирамид, в сенотах и кое-где ещё, о чём можно будет поговорить как-нибудь отдельно. Ведь время, как известно, не проведешь!

Продолжение следует.

«Наша Версия» отмечает, что в 2023 году с даты смерти Хосе Гуаделупе Посадо исполнилось 110 лет. Он родился в 1852 году и умер в 1913 году. RIP!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.11.2023 11:50
Комментарии 0
Наверх