// // Чтобы выжить, Москве уже не хватает 850 000 гектаров леса

Чтобы выжить, Москве уже не хватает 850 000 гектаров леса

455

Воздух!

Федеральные власти обещают передать Москве хотя бы часть территорий лесопаркового защитного пояса площадью порядка 25 тысяч гектаров
lori.ru
Федеральные власти обещают передать Москве хотя бы часть территорий лесопаркового защитного пояса площадью порядка 25 тысяч гектаров lori.ru
В разделе

Масштабные планы расширения границ Москвы с какой только стороны уже не обсудили: сколько возведут недвижимости и кому это выгодно, как изменятся транспортные потоки, куда переедут чиновники. И только вскользь об экологической составляющей проекта. Между тем, если наши чиновники и бизнесмены по своей традиции «забудут» об экологии, освоение новых территорий может обернуться катастрофой.

Столичный мэр Сергей Собянин и подмосковный губернатор Борис Громов принесли президенту план небывалого увеличения территории Москвы. Если проект пройдёт все стадии одобрения и согласования (а предварительное добро уже получено), площадь главного города страны увеличится с нынешних 107 тыс. гектаров до 251 тыс. гектаров, то есть в 2,35 раза. Предыдущее масштабное собирание земель было в 1960-х годах, когда столица отодвинула свои границы от Малого кольца Московской железной дороги до нынешней МКАД и заполучила Зеленоград. Но и тогда относительный прирост был меньше – примерно в два раза.

На этот раз Москве достанется огромный кусок областной земли на юго-западе, расположенный между Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги (не войдут в пределы города только крупные населённые пункты, расположенные по границам участка: Апрелевка, Подольск, Щербинка, Климовск). Кроме того, столицей станут Сколково (тоже на юго-западе), а также Рублёво-Архангельское и участок земли под Звенигородом (запад).

В ближайшие год-два будет переписан Генплан Москвы, и начнётся застройка новых земель. Стройка будет долгая (чиновники обещают завершить её к 2020 году, но далеко не все эксперты верят в реальность такого плана) и грандиозная: здесь возведут 60 млн квадратных метров жилья и 45 млн квадратных метров административных и офисных площадей. Появятся современные выставочные и бизнес-центры, сюда переведут научные институты.

Наконец, за МКАД переедут федеральные и местные органы власти: собственно, строительство «бюрограда» (или даже нескольких городков для чиновников) в Подмосковье – одна из основных причин затеянного расширения границ.

Предполагается, что в итоге комплекс мер разгрузит центр города. Сейчас столица развивается по радиально-кольцевой схеме, да ещё как моноцентрический город. Другими словами, от небольшого по площади исторического центра (он же деловой, он же административный) в разные стороны расходятся лучи основных магистралей и линии метро, соединённые между собой несколькими кольцами. В итоге все едут в центр или хотя бы через центр. Это порождает бесконечные пробки, а центральную часть города делает попросту непригодной для жизни.

Мэр Собянин обещает, что после присоединения «Новой Москвы» общую инфраструктуру города кардинально перестроят. Во-первых, он станет полицентричным. Исторический, культурный центр – для горожан и туристов, новый, за МКАД, – для деловых людей, чиновников и политиков. Во-вторых, транспортные связи станут ортогональными, то есть основанными на перпендикулярных линиях. Для этого, в частности, в существующих границах будут сформированы три хордовых направления, реконструированы поперечные направления в зоне 15–20 километров от МКАД и радиальных направлений на головных участках за МКАД. Будет реконструирована и сама Московская кольцевая автодорога – чтобы минимизировать транзитное движение через город.

По теме

Разгрузить город поможет и переселение части людей на новые территории: в новые дома, как ожидается, въедут более 2 млн человек. Таким образом, численность населения присоединяемых земель увеличится аж в 10 раз.

Город-то это разгрузит – если, разумеется, всё по уму будет сделано. Но одновременно сильно нагрузит нынешний пригород. В первую очередь с экологической точки зрения. Прокладка новых трасс и массовая застройка – это всегда вырубка леса. И происходить она будет в регионе, составляющем часть так называемого лесопаркового защитного пояса Москвы.

Этот самый пояс появился в официальных бумагах в 1935 году по решению Совнаркома. В 1960 году были уточнены границы лесного массива (шириной 10–15 км). Леса были признаны неприкосновенными, а управлять ими доверили Мосгорисполкому. В административных границах защитного пояса оказались и довольно крупные города и поселения – Одинцово, Красногорск, Химки, Долгопрудный, Лобня, Мытищи, Балашиха, Реутов, Железнодорожный, Люберцы, Котельники, Дзержинский, Лыткарино, Видное, Московский.

Всё это вместе составляет уникальный комплекс, в который входят леса, сельхозугодья, речные долины, особо охраняемые природные территории. Этот пояс – самые настоящие лёгкие Москвы. Они поставляют в столицу свежий воздух, и они же не пускают в Подмосковье вредные выбросы с городских предприятий. При этом, полагают специалисты, этот пояс недостаточно широк для нынешнего города. Пару лет назад Ирина Ильина, заместитель директора НИиПИ Генплана, приводила такие расчёты: Действительно, на чуть более 100 тыс. гектаров площади города у нас приходится около 150 тыс. гектаров лесопарков вокруг. А нужно около 1 млн гектаров.

Лесов вокруг не только мало, их с каждым годом становится всё меньше. В 1991 году столица потеряла контроль над этими территориями, они перешли к подмосковным муниципалитетам. И – такое совпадение – одновременно началось постепенное наступление на защитный пояс со стороны застройщиков.

По оценке «Гринпис России», за это время ближнее Подмосковье потеряло около 4% своих лесов. Примерно треть из них утрачена навсегда в результате застройки, оставшиеся две трети вырублены, но не восстановлены в полной мере. При этом распродажа прав на аренду лесных массивов не прекращается. И если дело и дальше так пойдёт, подсчитали экологи, к 2020 году площадь защитного пояса сократится на 12%.

Столичные власти 20 лет добивались возврата контроля над природными территориями вокруг Москвы. «По сути, мы теряем эту защитную лесную зону, лёгкие города», – говаривал не раз предыдущий мэр Москвы Юрий Лужков. Не сказать, что столичные застройщики любят экологию больше, чем подмосковные, – как раз в желании вымолить кусочек леса они вполне стоят друг друга. Но у столицы попросту больше средств для поддержания лесов и парков в нормальном состоянии, чем у подмосковных муниципалитетов или у Рослесхоза.

Долгое время столичной мэрии не удавалось втолковать эту истину федеральным чиновникам. Теперь вроде как случился прорыв: в середине июля появилась информация, что федеральные власти передадут Москве хотя бы часть территорий лесопаркового защитного пояса, около 25 тыс. гектаров.

«Столица способна значительно улучшить качество управления природными территориями: у неё есть важный стимул для этого, а кроме того, достаточные средства, – полагает координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы Николай Шматков. – Была бы только политическая воля».

Однако радоваться, разумеется, рано: грядущие масштабные строительные работы на юго-западном направлении могут попросту разорвать этот самый пояс. Экологи уже бьют тревогу по поводу проекта иннограда в Сколкове. По плану его население составит около 40 тыс. человек. По подсчётам руководителя лесной программы «Гринпис России» Алексея Ярошенко, для такого города понадобится около 3–4 тыс. гектаров земли.

Свободных площадей такого размера в этом районе нет, а значит, надо будет рубить лес. Кроме того, к Сколкову надо будет провести новую магистраль. Если этого не сделать, на Минском шоссе произойдёт транспортный коллапс, предупреждают подмосковные власти. А прокладка новой магистрали обязательно приведёт к вырубке заповедных деревьев, уверяют экологи. Вот и думай, как поступить.

Схожие дилеммы наверняка будут возникать при строительстве городов и городков на территории «Новой Москвы». Кроме того, очень сильно усилится антропоморфное воздействие на природу, что очевидно: количество проживающих здесь людей за несколько лет вырастет в 10 раз. Москва и Подмосковье сейчас вообще одна из самых быстро растущих агломераций в мире: каждый год прибавляется аж по 200 тыс. человек. Люди, всё прибывающие и прибывающие в самый богатый регион России, отнимают свободное место друг у друга и заодно у окружающей среды.

Ну и, конечно, особой опасности подмосковным лесам стоит ждать от застройщиков. Экологические стандарты в российском бизнесе совсем не в чести (это дорого и, по сути, не обязательно – от любых притязаний проверяющих можно откупиться). Смогут ли столичные власти жёстко контролировать освоение земель в «Новой Москве», смогут ли создатели нового генплана максимальное внимание уделить экологии – от этого зависит будущее, без всяких преувеличений.

Опубликовано:
Отредактировано: 01.08.2011 11:38
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх