// // Авиабилеты в России хотят сделать экономичнее в приказном порядке

Авиабилеты в России хотят сделать экономичнее в приказном порядке

317

Налетай – подешевело!

Пока вопрос регулирования цен на авиабилеты лежит вне компетенции госорганов
lori.ru
Пока вопрос регулирования цен на авиабилеты лежит вне компетенции госорганов lori.ru
В разделе

Цены на внутренние авиаперевозки можно снизить за счёт отмены НДС. С таким предложением недавно выступил полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. По его словам, если данное предложение будет одобрено, то авиабилеты на маршруты внутри страны могут подешеветь сразу на 20%. Правда, практическая реализация этого, казалось бы, очень простого предложения сегодня представляется скорее фантастической. Во-первых, авиаперевозчики сами рады удерживать цены на прежнем уровне из-за стабильно высокого спроса на их услуги. Во-вторых, от взимания НДС не готовы отказаться в Минфине.

Высокая стоимость авиаперевозок внутри страны давно уже стала притчей во языцех.

Ситуация с завышением цен сегодня сложилась на многих направлениях. Например, по информации Александра Хлопонина, перелёт из Москвы в Минводы также обойдётся примерно в 11 тыс. рублей. «Надо ставить вопрос об отмене внутреннего НДС, что на 20% удешевит стоимость билета», – уверен Хлопонин. Вопрос о необходимости отмены НДС возник не случайно.

На первый взгляд именно это обстоятельство сегодня является чуть ли не главной проблемой, из-за которой авиаперевозчики не могут позволить себе хотя бы немного снизить цены на билеты. Обратите внимание, что, например, стоимость полётов за рубеж нередко оказывается существенно дешевле, нежели путешествие внутри страны. Всё дело в том, что при осуществлении международных рейсов государство возвращает НДС нашим авиакомпаниям.

Правда, некоторые аналитики рынка недоумевают в связи с самой постановкой вопроса о возможном принудительном снижении стоимости авиабилетов.

«Мы до сих пор не можем определиться с ролью наших авиакомпаний: то ли авиакомпании – это коммерческие предприятия, то ли дотируемый, социальный транспорт. Если коммерческие предприятия, то надо радоваться, что они устанавливают высокие цены и при этом самолёты заполняются на 80%, чего нет даже в Европе», – рассуждает руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Не стоит забывать и о том, что сама по себе отмена НДС едва ли позволит снизить стоимость авиабилетов на те же 18%. «Если есть возможность держать высокую цену благодаря высокому спросу, они (авиакомпании. – Ред.) будут держать», – уверяет Олег Пантелеев. По словам аналитика, в возможном демпинге существует ещё одна опасность: действительно сильное падение цен может привести к серьёзному росту пассажиропотока, с которым отечественные авиаторы могут просто не справиться. Увеличить парк воздушных судов можно будет достаточно быстро, однако найти большое количество новых пилотов в короткий срок явно не удастся.

«Вся наша гражданская авиация может перевезти 50 млн пассажиров в год, в Европе такое количество пассажиров по силам одному крупному перевозчику, например Lufthansa», – отмечает Пантелеев. Скорее всего идея по отмене НДС не встретит особой радости и в Минфине.

«», – иронизирует руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

Между тем реформировать систему налогообложения в отрасли, очевидно, необходимо. Тогда, возможно, цены на билеты снизились бы сами собой – хотя бы потому, что рынок гражданской авиации в России уже сегодня является достаточно конкурентным и перевозчики нередко уже даже «дерутся» за пассажиров на отдельных направлениях, что неизбежно ведёт к определённому снижению цен. Однако существующая ныне система налогообложения оказывается существенным тормозом к развитию этой тенденции. Например, помимо внутреннего НДС авиакомпании платят значительные пошлины на ввоз воздушных судов, всевозможные дополнительные местные налоги – все эти расходы естественным образом перекладываются на потребителей.

По теме

«Вводятся реконструированные объекты авиатранспортной инфраструктуры. Сейчас законодательство устроено так, что стоимость нового аэродрома не вычитается при установлении налогов и приходится платить местные налоги, такие, что цена билета, например, в Геленджик увеличивается на тысячу рублей», – поясняет руководитель Росавиации Александр Нерадько. На сегодняшний день Росавиация уже обратилась к руководителям субъектов Федерации с просьбой установить минимальные налоги, однако главы регионов, по словам Нерадько, пока неохотно идут навстречу. «Если потребуется, будут внесены изменения в федеральное законодательство на этот счёт», – пригрозил Александр Нерадько.

Интересно заметить, что, например, зимой большинство участников рынка имели достаточно значительное количество всевозможных спецпредложений по снижению цен на билеты. И в то время никаких разговоров о драконовском налогообложении не возникало. Однако даже предлагаемые отечественными авиакомпаниями скидки – ничто по сравнению с тем дисконтом, который предлагают своему потребителю крупные зарубежные игроки рынка.

Всё дело в том, что большинство из них могут позволить себе подобные предложения за счёт высокого оборота своего бизнеса. Кроме того, в большинстве развитых стран на рынке гражданской авиации, как правило, работают одна-две компании-дискаунтера.

«Если сравнивать сетевую авиакомпанию с зарубежным лоукостером, то, конечно, разница в цене будет», – соглашается Олег Пантелеев.

Несколько лет назад и на российском рынке была предпринята попытка создания авиакомпании-дискаунтера – Sky Express. Однако ни ценовая политика компании, ни масштабы её деятельности пока что не могут претендовать за занятие ниши лоукоста. Стоимость билетов в Sky Express по многим направлениям внутри страны не сильно отличается от аналогичных предложений обычных авиакомпаний.

Лоукостером компания представляется скорее в своих рекламных слоганах: однако на анонсируемую Sky Express стоимость авиабилета в 500 рублей в любой конец страны непременно добавляются всевозможные сборы, в результате чего итоговая цена билета всё равно оказывается равна нескольким тысячам рублей.

В результате отечественные авиаперевозчики сегодня могут чувствовать себя вполне свободно. Из года в год на их услуги сохраняется стабильно высокий потребительский спрос, который разогревается ещё и всё повышающимися железнодорожными тарифами. А достаточно низкий уровень конкуренции делает потенциальных рыночных врагов скорее союзниками по ценовому сговору.

Опубликовано:
Отредактировано: 16.08.2010 12:14
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх