Версия // Культура // «Битва на озере» и «Шпион, которого не было» – наш обзор новинок кино

«Битва на озере» и «Шпион, которого не было» – наш обзор новинок кино

6519

Китайские герои против американской военной машины

«Битва на озере» и «Шпион, которого не было» – наш обзор новинок кино
В разделе

В этом обзоре мы расскажем о двух относительно свежих цифровых новинках кино: китайской военной исторической драме «Битва на озере» и английском детективном триллере «Шпион, которого не было».

Битва на озере

(18+)

Реж. – Чэнь Кайгэ, Данте Лам, Цуй Харк

В ролях – Джеки У, Джексон И, Дуань Ихун, Чжу Явэнь, Ли Чэнь, Элвис Хань, Ху Цзюнь, Чжан Ханьюй, Хуан Сюань

Производство – Китай, Гонконг

Китайская военная историческая драма, основанная на реальных событиях. Режиссерами проекта стали сразу трое: Чэнь Кайгэ («Прощай, моя наложница», «Император и убийца», «Клятва» и др.), Данте Лам («Прийти первым», «MMA» и др.) и Цуй Харк (трилогия «Однажды в Китае», «Близнецы-драконы», «Взрыватель» и др.), чьи имена вряд ли что-то скажут отечественному зрителю.

Действие ленты происходит в 1950 году во время корейской войны. Правительство Китая решает вступить в корейскую войну, чтобы помешать наступлению американских империалистских войск. На фронт отправляется множество добровольцев, в числе которых прославленный командир У Цяньли (Джеки У). Вместе с У в добровольческий корпус записывается его младший брат, не желающий оставаться в тени родственника. Вместе они оказываются в эпицентре стратегически важного сражения.

Китайский кинематограф в последние годы всё больше и больше просачивается на мировую киноарену. Так, в карантинном 2020-м году именно китайские ленты (военные драмы «Восемь сотен» и «Мой народ, моя родина») заняли второе и третье место по кассовым сборам во всем мире. Да и лидером того года стало аниме из соседней Китаю Японии «Клинок, рассекающий демонов: Бесконечный поезд».

В нынешнем году в условиях международных санкций для нашей страны Китайский кинематограф может стать чем-то вроде заменителя голливудских блокбастеров. По крайней мере, попытается им стать. Ведь патриотических военных эпиков страна восходящего солнца производит в огромных количествах. Одним из ярких представителей и является «Битва на озере». Сможет ли этот фильм понравиться российскому зрителю и расширить дорогу китайскому кино на российские большие экраны?

В своё время мы расхвалили «Восемь сотен» за реалистичный жесткий экшн и отличную подачу своей истории. «Битва на озере» старается придерживаться той же тенденции, имея больший бюджет и сразу трех режиссеров у руля. Картина получилась неоднозначной, и завоевать любовь у широкой российской аудитории у нее вряд ли получится. И вот почему.

«Битва на озере» рассказывает историю противостояния китайских добровольцев, которые пришли на помощь Северной Корее и американской регулярной армии под командованием прославленного генерала Дугласа Макартура. Фильм после мимолетного знакомства с главными героями бросает зрителя в шквал геополитической информации, обрисовывающей предпосылки столкновения, а также расстановку сил. На зрителя вываливается тонна различной информации и персонажей (члены правления Коммунистической партии Китая, Мао Дзэдун и его окружение, командование американской армии во главе с самим Макартуром и т.д.). Без поверхностных исторических знаний уложить всё это в голове сходу будет проблематично. Затем более размеренно создатели знакомят зрителя с солдатами и офицерами седьмой роты первой дивизии, которая отправляется в глубь корейской территории для сопротивления наступающим войскам США. И хотя этим персонажам сценаристы придали своеобразия, но из-за внешнего сходства запомнить кто есть кто (за исключением У Цяньли и его младшего брата), также будет не просто. Уже на этом этапе большая часть зрителей успеет заскучать, но преданные поклонники военных драм явно не станут покидать кинозал. И они будут за это вознаграждены.

Примерно после сорока минут начальной экспозиции начинается экшн. Как только железнодорожный состав первой дивизии попадает под огонь американских истребителей, стартует боевая часть фильма. Здесь для сравнения мы проведем параллели с «Восемью сотнями» – тоже китайским военным эпиком, экшн которого нам очень пришелся по вкусу. Его эффектность обусловлена локальностью происходящего, отчего фильм начал играть красками реализма. К сожалению, создатели «Битвы на озере» замахнулись на куда более масштабный размер боевых действий. И здесь в игру вступила не самая качественная компьютерная графика. Некоторые эпизоды батальных сцен выглядят целиком нарисованными на компьютере. И это очень бросается в глаза. Упрекнуть создателей в откровенной халтуре нельзя, но компьютерные эффекты сильно проигрывают голливудским аналогам. Зато, чем более локальным становится экшн, тем более увлекательным и правдоподобным он кажется. Когда дело доходит до рукопашной, невольно вспоминаются «Восемь сотен». Реализма добавляет и возрастной рейтинг «18+», который позволяет создателям демонстрировать фонтаны крови и кучи растерзанных тел.

Широкой публике также будет непросто высидеть фильм полностью – его хронометраж длится без малого три часа! Любителям жанра это не покажется чем-то страшным, но основной зрительской массе будет тяжело. К тому же, попытки создателей всеми силами нагнать драму оценят далеко не все зрители. Даже нам ближе к финалу фильма было не так просто различать персонажей. Так как отличительных знаков они не имеют, одеты в одну и ту же зимнюю форму, плюс вымазаны грязью и кровью, да еще и национальная похожесть сказывается. Тем не менее драматических моментов в фильме много, хоть не все они работают как надо.

«Битва на озере» – это «правильное» пропагандистское кино, которое раскрывает славные боевые страницы китайской армии. Самоотдача, героизм, решительность и отвага – эти качества воспеваются в фильме. Разумеется, среди китайских военных нет ни одного негативного персонажа. Все они – эталонные солдаты. И даже юный брат У Цяньли, начавший с первых минут в строю показывать свою ретивость, после первого боя принимается военным братством и начинает собственный путь героя. Подобная стерильность не очень портит фильм, но явно не отражает действительного положения дел.

Но надо отдать режиссерам должное – американцев они показали так, как надо. Войска США здесь – явные враги. Но показаны они здесь без крайностей: ни как кровожадные исчадия ада, и не как благородные освободители. Армия США – это профессиональные, закаленные в боях воины, знающие своё дело. Они имеют собственные боевые традиции, передовую технику, а также лучшее обмундирование и снабжение. В отличие от «Восьми сотен», где японская армия была обезличена, здесь зрителей знакомят с некоторыми высшими офицерами американского контингента, а также с обычными солдатами.

К слову об экшне. Важное место в фильме занимают не только сцены боев, но и не менее важные в стратегическом плане манёвры и проблемы снабжения армии. Тем более в зимний период, когда температура достигала сорока градусов мороза! Тяготы войны показаны в фильме доходчиво, а сцена, где полковник армии США отдаёт воинское приветствие замерзшим в снеге китайским воинам, пожалуй, самый трогательный момент фильма.

Эпикриз: резюмируя вышесказанное, скажем, что китайский военный эпик пока что не сможет заменить российскому зрителю голливудские блокбастеры. Это кино не развлекает, а показывает войну. Пусть с точки зрения китайского правительства, которое не потерпит критики собственной армии (в отличии от американских военных драм, лучшие представители которых носят ярко выраженный антивоенный характер). «Битва на озере» – кино нишевое, не развлекательное, но хорошо удовлетворяющее потребности любителей жанра. Да, фильм имеет минусы (даже в сравнении с иными представителями китайского военного кино), но его плюсы явно перевешивают сторону весов в свою сторону. Рекомендуем только поклонникам жанра.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Битва на озере» (2021), реж. – Чэнь Кайгэ, Данте Лам, Цуй Харк.

Шпион, которого не было

(16+)

Реж. – Адам Паттерсон

В ролях – Джеймс Нортон, Джемма Артертон, Мэттью Дуглас, Роб Мэлоун, Мариса Абела, Фрейя Мавор, Питер Хинан, Джулиан Бэррэтт

Производство – Великобритания, Германия, США

Детективный драматический триллер, снятый начинающим режиссером Адамом Паттерсоном, для которого это дебют в полнометражном кино. Основой сценария послужила статья Майкла Броннера «В погоне за агентом Фригардом».

Рассказ стартует в начале 90-х годов прошлого века в Северной Ирландии. Роберт Фригард (Джеймс Нортон) вербует нескольких студентов, представившись агентом МИ-5. Спустя некоторое время он вместе с завербованными залегает на дно, опасаясь ИРА (Ирландская республиканская армия). Спустя несколько лет Роберт устраивается на работу в автосалон, где случайно знакомится с Элис (Джемма Артертон) – состоятельной карьеристкой, работающей юристом в крупной компании. Мимолетное знакомство перерастает в роман. Но Элис с самого начала терзают сомнения, что Роберт говорит ей правду. Она решает проверить своего ухажёра, не предполагая, какие скелеты придется ей обнаружить в этом шкафу.

«Шпион, которого не было» – это представитель той касты фильмов, о которых перед просмотром желательно знать, как можно меньше информации. Главным образом о сюжете. Потому что начало фильма, а также его название наводят зрителя на мысль о рядовом, тягомотном шпионском триллере, которые любит довольно узкая часть аудитории. На самом деле – это кино совсем не про шпионские игры. Возможно, если вы заинтересовались, то лучше посмотреть этот фильм, а потом дочитать обзор, иначе велик риск поймать несколько косвенных спойлеров и завысить ожидания. А эффект заниженных ожиданий дает от просмотра достаточно положительных впечатлений.

Как мы уже сказали, что кино не о шпионах, но о преступнике. Матером обольстителе, психологе и социопате, который долгие годы вводил в заблуждение и очаровывал доверчивых девушек и женщин. Естественно, добычей преступника оказывались их деньги, которые обманутые жертвы передавали решительному «агенту МИ-5». Если бы не предприимчивость его очередной цели, его история могла бы развиться по-другому.

Итак, говоря коротко, то «Шпион, которого не было» мы бы назвали крепким детективным триллером, снятым в современной манере, хоть и в антураже 90-х годов. Это кино увлекает своего зрителя не молниеносно, но постепенно и крепко; так, что желание отвлечься не появляется до самого финала. Нельзя сказать, что у фильма высокий темп, но он настолько плавный и однородный, что два часа хронометража протекают стремительно быстро.

Отметим хорошую операторскую работу. Визуальный ряд картины явно испытывал воздействие перфекционизма оператора – обилие красивых кадров, ярко выраженная симметрия некоторых сцен, глянцевое изображение. Это кино смотрится приятно. А в дополнение к этому атрибутика и атмосфера 90-х годов.

Но, помимо сюжета, главным плюсом фильма являются актеры. Джеймс Нортон, известный по ролям в сериалах «МакМафия» и «Война и мир», а также ролям в фильмах «Коматозники», «Маленькие женщины» и «Один на один», здесь показывает высокий актерский класс. Роберт Фригард в его исполнении вышел действительно обаятельным и проницательным, за обходительностью и любезностью которого скрываются страшные намерения. Именно его непредсказуемость и потенциальные возможности приковывают внимание зрителя. На его фоне отлично смотрится честная и открытая, но не менее решительная и умная Элис, сыграла которую Джемма Артертон.

Эпикриз: «Шпион, которого не было» получился увлекательным одноразовым триллером, который хорошо подойдет для домашнего просмотра, да и для похода в кинотеатр. Если не ждать от этого фильма многого, он может приятно удивить. К слову, эффект усиливается, если периодически вспоминать, что в своей основе это реальная история о реальных людях.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.09.2022 17:00
Комментарии 0
Наверх