Версия // Культура // «Восемь сотен» и «Сопротивление» – обзор праздничных кинопремьер

«Восемь сотен» и «Сопротивление» – обзор праздничных кинопремьер

8886

Китайское кино о Великой войне


к/ф «Восемь сотен» (2020), реж. Гуань Ху
В разделе

Под самый праздник Победы, компанию «Девятаеву» в нашем прокате составят: китайский исторический драматический боевик и по совместительству самый кассовый фильм прошедшего года – «Восемь сотен», а также военная историческая драма из Европы с красноречивым названием «Сопротивление».

Восемь сотен

(18+)

Реж – Гуань Ху

В ролях – Ван Цяньюань, Цзян У, Хуан Чжичжун, Чжан Цзюнъи, Охо Оу, Чжан И, Ду Чунь, Вижен Вэй, Чжан Юхао

Производство – Китай

Китайский военный драматический боевик, от широко известного на своей родине (но не за ее пределами) режиссера Гуань Ху («План смерти», «Мистер Шесть», «Я и моя родина»). Фильм основан на реальных событиях.

Действие разворачивается осенью 1937 года в Шанхае. Город почти полностью контролируют части императорской армии Японии. Свободными от оккупации остаются лишь два района – Международный сеттльмент, где проживали зарубежные дипломаты, крупные торговцы, журналисты, промышленники и сотрудничающие с ними китайцы, а также небольшая территория промышленного склада на противоположном берегу реки. Склад обороняют оставшиеся 800 солдат китайской армии, для которых нет пути назад. Именно там, на глазах представителей многих стран, оставшиеся в живых солдаты будут противостоять беспощадной японской военной машине.

«Восемь сотен» – один из главных военных китайских эпиков, который умудрился в карантинный год собрать почти полмиллиарда долларов в мировом прокате. Большую часть этих денег фильм Гуань Ху заработал в самом Китае, но, тем не менее, по этому показателю стал самым кассовым фильмом 2020 года! Он обошел даже голливудские релизы, не говоря о фильмах из других стран. У нас в России он выходит в прокат с опозданием и вряд ли будет замечен широкой публикой. А зря, ведь в нем есть, на что посмотреть.

Неоспоримый факт – Китай за время войны с Японией понес наибольшие потери среди населения среди всех стран участниц Второй Мировой войны – более 35 млн. человек. Китайцы бережно относятся к своей многострадальной истории, особенно к моментам проявления отчаянного патриотизма. Именно об этом рассказывает нам «Восемь сотен». Сюжетная канва фильма похожа на российско-белорусскую «Брестскую крепость» 2010 года. Сравнения между этими фильмами напрашиваются сами собой, но по итогу китайская картина всё же проигрывает.

Повествование в этом фильме ведется от лиц сразу нескольких центральных персонажей, имена которых вы вряд ли запомните. Тем не менее, их образы, как внешне, так и внутренне, остаются в памяти и выстраивают цельную картину фильма. Большая часть центральных героев, как ни странно, либо отщепенцы, либо дезертиры, либо просто сломленные морально солдаты, для которых война за Родину – не святой долг, а тяжкое бремя, бессмыслица. Они попали в число обороняющихся солдат случайно, но выбора перед ними уже никто не ставил. Или сражайся как все, или умри. Некоторые так и не смогли перебороть свой внутренний страх перед смертью с оружием в руках, но основная их часть по ходу фильма морально преображается, раскрывается с героической стороны, проходит через осмысление самопожертвования. Бой за здание склада имел не столько стратегическое значение (800 китайцев против сотен тысяч японцев, оккупировавших Шанхай), сколько идеологическое – глазами жителей сеттльмента весь мир мог наблюдать за героической отвагой остатков китайской армии в Шанхае. А главное, этот бой стал примером и сплачивающим фактором для сотен тысяч их сограждан. При этом акцент в фильме сделан именно на проявлении трусости, неуверенности, страха и паники, на фоне которых проявляли себя истинные герои.

От кино с подобным посылом стоит ожидать оголтелой ура-пропаганды, но на этот раз всё вышло иначе. Патриотическая повестка подается без идеологического навязывания современной линии китайской партии. Фильм старается не упоминать КПК лишний раз, а ближе к финалу и вовсе позволяет себе обличить грязное место политики на войне прямым текстом. Всё это делает фильм формально непредвзятым, по крайней мере, так кажется со стороны. Японцы здесь – абсолютное зло, и это тоже близко к истине, если вспомнить их зашкаливающую жестокость на войне (почитайте про «Нанкинскую резню»). Повествование избегает подачи истории с их стороны. Из всей японской армии зрителя знакомят лишь с командиром полка – суровым и тщеславным полковником.

О полной достоверности показанных в фильме фактов нам сказать тяжело, но выглядит фильм реалистично. Съемка батальных сцен, основная из которых длится минут 25, достойна лучших голливудских аналогов. Перестрелки показаны жестко, кроваво, максимально эффектно и реалистично, но без излишних «украшений», вроде злоупотребления слоу-мо или переизбытка компьютерной графики. Снимали на натуре, и это хорошо заметно. Грим и костюмы детально воссоздали образы грязных, раненых, окровавленных солдат, что дополнило и без того мрачную картинку фильма. Штурм завода японцами и героическая оборона китайцев – лучшее, что было показано в фильме. Любители реалистичного экшна явно не будут расстроены – трюки, затяжные проходки камеры по полю боя, реалистичные перестрелки и даже рукопашные схватки. При бюджете в $ 80 мл. фильм смотрится на уровне голливудских аналогов в диапазоне бюджета от $100 до $150 млн. Очевидно, что китайцам удалось неплохо сэкономить на гонорарах актерам (в Голливуде на них уходит солидная часть бюджета фильма).

Создатели попытались вставить в свой фильм несколько слезовыжимающих моментов, но в общей атмосфере они или не работали вообще или работали слабо. Европейскую или голливудскую картину этот факт полностью лишил бы драматичности, но здесь, на удивление, пошел фильму на пользу. Ведь по итогу зритель не столько сопереживает погибающим солдатам, сколько вдохновляется их мужеством и отвагой. При этом все знали, что им не победить. И только благодаря жесткому командованию, железной дисциплине и неугасаемой воле удалось сохранить боеспособность этого обреченного подразделения.

Не хочется искать минусы в неплохом фильме, но без них не обошлось. Главное разочарование – это финал ленты, который готовит зрителя к очередному кровопролитному сражению до последнего, но по факту эти ожидания остаются неоправданными. Фильм будто обрывается на полуслове, словесно подводя итоговую черту под этой локальной историей. Да и действия осажденных в финале ленты вызывают ряд вопросов по поводу их тактики. Так же, как любителям драматичных историй, нам все же не хватило шаблонного жанрового драматизма. Это не сильно портит фильм в целом, а скорее придает ему оригинальный облик, но для нас это всё-таки минус. И еще хотелось бы увидеть в этой истории взгляд с японской стороны, хотя это скорее придирка. «Восемь сотен» кино китайское, сугубо патриотичное, что обуславливает однобокую точку зрения.

Эпикриз: «Восемь сотен» показывает далеко не светлую сторону китайской истории. Создатели подошли к съемкам фильма со старанием, осторожностью и любовью, что позволило им доходчиво, понятно и эффектно показать локальное военное сражение. Без иного взгляда, переосмысления, политической или социальной повестки, излишней чернухи или наоборот скатывания в пошлую комедию, отмывания бюджетных средств или попытке создать военную супергероику. Такое кино, даже имея определенные сценарные недочеты, смотрится хорошо, воодушевляет и рисует реалистичную картину того, как люди сражались и умирали за свои семьи, за свою землю и за свою Родину. Сходить на «Восемь сотен» в кино рекомендуем несмотря на смазанный финал ленты.

Сопротивление

(16+)

Реж – Хонатан Якубович

В ролях – Джесси Айзенберг, Клеманс Поэзи, Феликс Моати, Вица Керекеш, Маттиас Швайгхёфер, Геза Рёриг, Эд Харрис, Белла Рэмси

Производство – Великобритания, Франция, Германия, США

Европейская историческая военная драма, снятая малоизвестным венесуэльцем по имени Хонатан Якубович («Каменные кулаки»). Фильм основан на реальных событиях.

Марсель Марсо (Джесси Айзенберг) – работает на своего отца в мясной кошерной лавке. После просмотра первого фильма с Чарли Чаплином он настолько восхищается его мастерством, что решает стать профессиональным артистом-комиком. Он берет уроки актерского мастерства, в частности обучается мимическому искусству. Когда в 1940-м году немцы вторглись во Францию, многих взрослых евреев арестовывают и отправляют в концентрационные лагеря, а судьба их детей оказывается в руках членов Сопротивления. Марсель решает вступить в ряды Сопротивления, где, как ни странно, его талант мима нашел активное, прямое применение.

Фильм построен на биографии Марселя Марсо, не очень известного у нас в стране, но популярного героя войны и мима в одном лице во Франции. Его судьба – это история именно противостояния, сопротивления всему плохому, что несет с собой война, абсолютно мирными средствами. Фильм хорошо сопоставляет и противопоставляет крайнее насилие, необоснованную агрессию, страдания и лишения военного времени, и искреннее, по-детски наивное, доброе дурачество – главное «оружие» Марселя Марсо. Похожий контраст можно было видеть в замечательной картине Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». Обе ленты схожи по настроению и основным приемам работы со зрителем. Но Хотану Якубовичу не хватило опыта и таланта, чтобы сделать свой фильм более выразительным и менее пресным.

Начинается фильм динамично – бегло знакомит с главными героями, коротко обрисовывает политическую ситуацию в мире для тех, кто не силен в истории. Контраст безобидной комедии и ужасной трагедии обозначается сразу, и первую треть фильма работает исправно. Но дальше история теряется и размывается, до конца не понимая, чем хочет быть. Если первая треть фильма была посвящена Марселю Марсо, то со второй трети начинается повествование о действиях бойцов сопротивления в Лионе. Марсо среди них фигура важная, но далеко не центровая. Вся его комичность улетучивается, и фильм полностью принимает серьезный тон, периодически демонстрируя зрителям зверства и бесчеловечность нацистских карателей. Здесь картина теряет свою оригинальность, становясь похожей на сотни других фильмов о Второй мировой войне, которые сухо, но по фактам пересказывают ту или иную историю. Так происходит и здесь, когда повествование полностью концентрируется на одной опасной и крайне важной операции бойцов Сопротивления.

Середина фильма начинает подкидывать зрителям напряженные сцены, в которых судьба героев виснет на волоске. Они создают атмосферу шпионского триллера и смотрятся с интересом и легким волнением, хотя изобретательностью не отличаются.

Голливудская звезда Джесси Айзенберг в европейском кино выглядит странно. Нельзя сказать, что актер не справился со своей ролью, скорее наоборот, на фоне остальных он смотрится наиболее колоритно, на грани переигрывания. Образ Марселя Марсо выглядит немного чужеродным его окружению, не естественным. То ли это наше субъективное восприятие, то ли Айзенберг действительно не вписывается в рамки европейского кино. Если смотреть на него абстрагировавшись от антуража, то упрекнуть в игре актера нельзя.

Из прочих актеров выделяется и хорошо врезается в память Маттиас Швайгхёфер, исполнившего роль главного антагониста – Клауса Барби, который имел звание Гауптштурмфюрер СС и характерное прозвище – «лионский мясник». Барби отличался крайней преданностью делу нацистской партии в решении еврейского вопроса. Швайгхёфер отлично воплотил на экране этот образ зла во плоти; миловидная внешность в сочетании с маниакальными наклонностями делают главного злодея фильма более колоритной и запоминающейся фигурой, чем его протагонисты.

Эпикриз: «Сопротивление» до конца не понимает, чем хочет быть – или героическим байопиком, или фильмом, рассказывающим о французском Сопротивлении – сильнейшем антифашистском движении на оккупированных территориях, сродни советским партизанам. Для разового просмотра этот фильм подойдет, но заранее не стоит возлагать на него больших ожиданий.

Напомним, что в российском прокате всё еще показывают культовую трилогию Питера Джексона «Властелин колец». Рекомендуем всем, даже тем, кто знает эти фильмы и первоисточник Толкиена наизусть, сходить на это в кино.

Снова о кассовых сборах. Лидером отечественного бокс-офиса продолжает оставаться криминальный боевик Гая Ричи «Гнев человеческий». Лишь со второго места стартует в премьерную неделю военная драма Тимура Бекмамбетова «Девятаев». Последним в тройке лидеров оказывается отечественная комедия «Прабабушка легкого поведения», обзор на которую мы делать не стали по объективным причинам.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.05.2021 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх