// // Аэродромы «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево» могут отдать аэропортам за 1 рубль – за отказ от госфинансирования

Аэродромы «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево» могут отдать аэропортам за 1 рубль – за отказ от госфинансирования

2313

Рубль цена

Фото: Аэропорт Шереметьево, Терминал F.
Фото: Аэропорт Шереметьево, Терминал F.
В разделе

Одной из тем, которые обсуждались 16 декабря на совещании у главы Минтранспорта Максима Соколова, стала перспектива передачи в концессию трех крупнейших подмосковных аэропортов («Внуково», «Домодедово», «Шереметьево») вместе с аэродромами, которые к ним «прилагаются». Аэродромы могут быть проданы по цене 1 рубль – в обмен инвесторы должны взять «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево» на полное обеспечение.

Де юре подмосковные аэродромы принадлежат государству, которому аэропорты за пользование вносят арендную плату. Держава, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы передать эти объекты на содержание аэропортам. В концессию, на 49 лет – «Внуково» и «Шереметьево», на 50 с лишним – «Домодедово». С символической оплатой в 1 рубль в год. Арендная плата, по данным за 2015-й год, составила от 106 миллионов рублей («Внуково») до 348 («Домодедово») – так что в этом плане предложение Минтранса выглядит довольно привлекательно.

Бесплатных бутербродов с сыром, как водится, нет: в обмен Минтранс предлагает аэропортам принять аэродромы вместе с инфраструктурой на свое обеспечение. Не будет государственный бюджет в течение концессионного периода заниматься и строительством дорог: ни железных, ни автомобильных. Транспортная доступность аэропортов – станет делом рук самих аэропортов.

Нынешнее совещание у министра – продолжение разговоров трехлетней давности. Корни – в поручении, данном президентом РФ: доли государства во «Внуково» и «Шереметьево» должны быть уменьшены («Домодедово» и так полностью находится в частной собственности), активы – консолидированы, аэродромы – до 2017 года переданы в концессию. Видимо, приближающийся срок исполнения поручения президента и послужил причиной возобновления переговоров, инициированного Минтрансом.

Но дело в том, что с 2013-го года многое успело измениться. В частности, оскудел государственный кошелек. Три года назад министерство обещало выделить из Фонда национального благосостояния более 200 миллиардов рублей на обновление и развитие транспортной инфраструктуры. Обнадеженные аэропорты подали тогда заявки на прокладку новых веток «Аэроэкспрессов», а аэропорт «Домодедово» еще и попросил автобан от трассы М4 «Дон». По данным СМИ, заявки были рассмотрены и одобрены. И… отложены в долгий ящик, из которого в ближайшее время вряд ли кто их достанет. Приоритеты изменились. На Фонд национального благосостояния, который должен был обеспечить финансовую сторону, как уже известно, есть другие планы.

Аэропорты, кажется, к изменению условий отнеслись с пониманием. По крайней мере два из них о транспортной инфраструктуре на данном этапе не заговаривают, а для проектов по развитию аэродромов даже не стали делать поправку на инфляцию. По данным источников, в ближайшую десятилетку «Домодедово» нуждается в 63,4 миллиарда рублей инвестиций (с учетом постройки третьей взлетно-посадочной полосы), «Шереметьево» – 17,9, «Внуково» – 6,7 миллиарда.

Чтобы окупить расходы на капремонты, строительство новых перронов и т.д., аэропортам придется поднять сбор с аэрокомпаний. Это решение не устраивает аэропорт «Домодедово», его представители считают, что таким образом аэропорт окажется в неравных конкурентных условиях. Их вариант – внедрение так называемого инфраструктурного сбора. Одинаковой для всех трех аэропортов суммы (ориентировочно 80-180 рублей), которая будет добавлена к стоимости билета. Распределяться сбор должен в соответствии с потребностями каждого аэропорта. Минтрансу эта идея не нравится: там считают, что вопрос возврата инвестиций аэропорты должны решать, задействуя рыночные механизмы.

По теме

Представитель «Домодедово» уточнил в комментарии «Ведомостям»: «Мы за идею концессии, но при решении принципиального вопроса – устранении дисбаланса для аэропортов с учетом уже вложенных бюджетных средств». Дело в том, поясняет эксперт, что с 2006 по 2015-й год госбюджет выделял почти 40 миллиардов на «Шереметьево», 21 с лишним миллиард – на развитие «Внуково». Аэропорт «Домодедово» получил лишь 16 с небольшим миллиардов и, естественно, хочет, воспользовавшись моментом, добиться устранения дисбаланса. Еще одно условие «Домодедово» – чтобы государство сохранило свое участие в проектах по развитию транспортной доступности аэропорта. Здесь Минтранс, скорее всего, тоже разведет руками: брать деньги на наземную инфраструктуру на данный момент просто не откуда.

***

Итоговую черту под обсуждением пока что подвели пунктиром: «Внуково» не возражает против заключения концессии, у аэропорта нет дополнительных пожеланий и он готов подписать соответствующее соглашение уже в феврале. «Шереметьево» и «Домодедово» обещали подумать до 30 января. По словам представителя министерства, окончательное решение пока что не принято.

Справка

Первым и на данный момент единственным аэропортом в стране, сданным в концессию, является аропорт «Пулково», которым управляет компания «Воздушные ворота Северной столицы».

Концессионное соглашение – форма государственно-частного партнерства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

Опубликовано:
Отредактировано: 28.12.2016 16:37
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх