// // Автомобильная катастрофа используется в России как средство внесудебной расправы

Автомобильная катастрофа используется в России как средство внесудебной расправы

897

Берегись автомобиля

Автокатастрофа надёжнее пистолета и тише яда
Фото: ИТАР-ТАСС
Автокатастрофа надёжнее пистолета и тише яда Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Губернатор Костромской области Виктор Шершунов, сын олигарха Михаила Гуцериева Чингис и депутат Верховной рады Украины Вячеслав Черновол могли быть убиты ликвидаторами, обученными в российской контрразведке. Корреспондент «Нашей Версии» нашёл немало подтверждений тому, что старое оружие советских чекистов – подстроенные автокатастрофы – вполне реально использовать и в реалиях современной жизни.

У представителей секретных служб есть немало отработанных методов физического устранения государственных преступников, многие из которых способны потрясти воображение обывателя. Иглы с ядом, вмонтированные в зонтик, стреляющие авторучки, взрывающиеся запонки – воистину фантазии работникам плаща и кинжала не занимать. Но чаще всего экзотическим вариантам профессионалы предпочитают простые и надёжные способы, скажем организацию автомобильных происшествий. Не один десяток известных политиков, общественных деятелей и бизнесменов были отправлены на тот свет с помощью этого незамысловатого, но крайне эффективного способа.

После распада СССР многие специалисты по автокатастрофам оказались не у дел, уволились из органов, но занятия, которое так хорошо освоили, не оставили. В сентябре 2007 года на 76-м километре Ярославского шоссе в автокатастрофе погиб губернатор Костромской области Виктор Шершунов. Ночью «Мерседес» Шершунова якобы налетел на двигавшийся по встречной полосе «Форд», за рулём которого был ничем не примечательный предприниматель. Следователей поначалу смутило одно обстоятельство: как это водитель «Форда» не разглядел летящий на него «мерс»? Уснул за рулём? Но 35-летний житель Ярославля Андрей Никифоров, управлявший «Фордом», рассказал, что он ничего не понимает: ехал себе спокойно, вдруг – удар. И лишь на суде выяснилось, что столкновение не было лобовым.

«Мерседес» и «Форд» ехали по одной полосе и в одном направлении. Ещё и на почтительном расстоянии друг от друга. Внезапно на пути «мерса» возник грузовик, выехавший с какого-то просёлка. Водитель попытался увильнуть от столкновения, на большой скорости обогнув грузовик, и вот тут-то он и «догнал» «Форд». Понятно, почему Никифоров так и не понял, что с ним произошло и как он очутился в больнице.

По одной из версий, следствие установило неожиданные вещи. Шершунов никогда не скрывал натянутых отношений с ярославским губернатором Анатолием Лисицыным. Покойный губернатор утверждал, что Лисицын намерен «поглотить Костромскую область», сообщал в Генпрокуратуру и в Счётную палату, что крупные компании в Ярославле уводят от налогов огромные суммы, «по сути, в Ярославле действует офшор и наносится удар по государственным интересам». Ходили слухи, что хозяева этих офшоров и «заказали» неугомонного Шершунова бывшим сотрудникам КГБ. А вот ещё деталь: грузовик, выехавший наперерез губернаторскому «Мерседесу», вскоре нашёлся буквально на том же месте, где всё произошло. В кабине потрёпанного «МАЗа» сидел молодой парень. Мёртвый. «Обстоятельства этой катастрофы очень напоминают историю с гибелью (ликвидированного, как по учебнику, 1-го секретаря ЦК Компартии Белоруссии) Машерова, – заявил корреспонденту «Нашей Версии» на правах конфиденциальности высокопоставленный сотрудник ФСБ. – Странно, что дело так и не стали «крутить». Вопросов там точно больше, чем ответов».

Немало вопросов вызвало и другое громкое автопроисшествие 2007 года. По одной из версий, 21 августа «Феррари» Чингиса Гуцериева, 21-летнего сына экс-главы «Русснефти» Михаила Гуцериева, пытаясь избежать столкновения с грузовым «Вольво», внезапно выехавшим ему наперерез, описал дугу и на приличной скорости налетел на бетонный столб. Молодой человек вышел из машины и направился к водителю грузовика разбираться. А дальше случилось нечто странное: работники правоохранительных органов, решившие копнуть поглубже, установили, что водитель грузовика якобы оказался настолько любезен, что не только полностью признал свою вину и даже обещал компенсировать затраты на ремонт спорткара (!), но и, озаботившись царапинами на лице Гуцериева-младшего, предложил сделать тому инъекцию обезболивающего препарата, который нашёлся у него в аптечке. Неизвестно, что в этой истории правда, а что домысел, но Чингис Гуцериев как ни в чём не бывало вернулся домой, а наутро умер от разрыва сердца. При этом никаких ушибов после аварии у молодого человека не было, только царапины на лице и след от инъекции. Михаил Гуцериев вскоре после происшествия объявил об уходе из бизнеса и уехал из России.

По теме

Конечно, автокатастрофу как способ спровадить на тот свет того или иного оппонента придумали не в СССР. В Америке и Великобритании немало отставных шпионов приписывали это ноу-хау себе. Хотя как сказать: к примеру, известного революционера-экспроприатора Камо (Тер-Петросяна) ещё на заре советской власти сбил чуть ли не единственный в Баку автомобиль, и со временем стали поговаривать, что произошёл этот печальный случай отнюдь не просто так. Но даже если гибель Камо и подстроили агенты ВЧК, это был скорее экспромт, нежели отработанная операция. Операциями занялись гораздо позже, в конце 40-х годов. Разработками в области автомобильных катастроф занимались, по свидетельствам ветеранов КГБ, два человека: генерал МГБ Александр Сахаровский и заместитель наркома госбезопасности Богдан Кобулов. Именно Кобулову приписывают так называемую постановку с грузовиком: на пути движущегося на приличной скорости легкового автомобиля внезапно появляется гружёная полуторка. Дёшево и сердито: люди, сидящие на передних сиденьях легковушки, гибнут почти наверняка, а если не гибнут, то водитель грузовика их добивает. Кто там станет разбираться: ничем не примечательная дорожная авария, и простак водила грузовика – вот он, стоит, глазами хлопает. «Кобулов очень гордился своей придумкой, – рассказывал известный писатель и историк Георгий Северский. – На подготовку операции уходило совсем немного времени, и она не требовала каких-то особых затрат.

С той поры специалисты КГБ обучали методике ликвидации и представителей спецслужб стран – членов Варшавского договора. Достоверно установлена причастность бывших сотрудников спецслужб к гибели бывшей главы сербского парламента Борки Вучич летом прошлого года в автокатастрофе на шоссе в 100 километрах к югу от Белграда. Наперерез её автомобилю выехала гружёная «Сканиа». Годом раньше при аналогичных обстоятельствах погиб бывший министр иностранных дел Польши Бронислав Геремек, близкий соратник Леха Валенсы, только вместо грузовика на его пути встал микроавтобус. В обоих случаях полиция Польши и Сербии вышла на след возможных исполнителей этих убийств – бывших сотрудников секретных служб этих стран. Но пока ни одно из убийств, совершённых при помощи подстроенных автокатастроф, до конца не раскрыто, не осуждён ни один исполнитель.

Всего месяц назад появились подтверждения того, что гибель депутата Верховной рады Украины Вячеслава Черновола в марте 1999 года при столкновении с «КАМАЗом» на пятом километре трассы Борисполь – Золотоноша была осуществлена тремя ветеранами КГБ, на счету которых несколько аналогичных «ликвидаций». Стали известны и обстоятельства убийства: ещё дышащего депутата добили кастетом, предположительно это сделал находившийся в самосвале Иван Шолом, который внезапно умер от сердечного приступа через год после гибели Черновола. Это признали и депутаты Верховной рады Украины Ярослав Кендзьор и Иван Стойко, занимавшиеся независимым расследованием гибели лидера РУХа и признавшие, что много фактов следователи утаили.

Операцию по ликвидации дипломата Максима Литвинова начали разрабатывать ещё в 1949 году, но осуществили лишь два года спустя. Вот как описывает убийство переводчик Сталина Валентин Бережков: «Автомобильная катастрофа, в которой погиб Литвинов, была не случайной, она была подстроена Сталиным. Я хорошо знаю это место – неподалёку от дачи Литвинова. Там крутой поворот, и когда машина Литвинова завернула, поперёк дороги оказался грузовик... Всё это было подстроено. Сталин был мастером на такие дела. Он вызывал к себе людей из НКВД, давал им задание лично, с глазу на глаз, а потом происходила автомобильная катастрофа, и человек, от которого Сталин хотел избавиться, погибал. Подобных случаев было немало. Такая катастрофа произошла и с известным актёром еврейского театра Михоэлсом, с советским генконсулом в Урумчи Апресовым и с другими».

После успешной ликвидации Литвинова Сталин поручил Кобулову и Сахаровскому использовать наработанный опыт за границей. Автокатастрофы казались идеальным убийством: их не сопровождал шлейф обвинений в западной прессе, как было в случаях с похищениями и убийствами видных деятелей эмиграции первой и второй волн. Северский, работая над материалами об «операциях возмездия» за границей, насчитал более 20 успешных ликвидаций, самыми известными из которых стали расправы с коллаборационистами Игорем Сахаровым и Иваном Кононовым в Австралии. Между этими ликвидациями прошло 10 лет, но сценарии были написаны как под копирку и скрупулёзно исполнены сотрудниками КГБ. В сентябре 1967 года ликвидировали генерал-майора вооружённых сил Комитета освобождения народов России Кононова: грузовик выехал наперерез его автомобилю, и изменник родины (Кононов перешёл на сторону гитлеровцев, будучи офицером Красной Армии) погиб на месте. Игорь Сахаров перебежчиком не был, с юных лет жил в эмиграции, но послужить успел и у Франко в Испании, и, чуть позже, у Гитлера. Сахаров был «оперативным адъютантом» Андрея Власова и одним из немногих, кого не выдали Советам после войны. Но длинные руки КГБ дотянулись до него в 1977-м, когда навстречу его машине внезапно выехал гружённый песком самосвал. Водитель самосвала с места преступления скрылся.

В 80-м году на трассе Москва – Минск оборвалась жизнь белорусского премьера Петра Машерова. На пути следования его автомобиля внезапно остановился гружённый картофелем «ГАЗ-53». Машеров, его водитель и охранник погибли. Суд приговорил водителя грузовика к 15 годам лишения свободы, однако уже через несколько лет он был освобождён досрочно. После распада СССР специалисты-ликвидаторы оказались на улице. Но с такими навыками надолго остаться без работы невозможно.

Опубликовано:
Отредактировано: 05.04.2010 11:59
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх