Версия // Власть // Введут ли жёсткие ограничения на продажу алкоголя?

Введут ли жёсткие ограничения на продажу алкоголя?

2195

С утра выпил – всю ночь свободен!

Пить горькую теперь придётся днём – ночью уже не останется Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Антиалкогольная кампания, стартовавшая с подачи президента Дмитрия Медведева, ближе к весне получила новый импульс. На рассмотрение поступили новые законопроекты, ограничивающие продажу спиртного. Предлагается, в частности, запретить торговлю крепкими напитками в ночное время, а пиво приравнять к алкоголю и убрать его из палаток. В регионах, не дожидаясь указов из центра, сочиняют собственные ограничительные акты. Пользы от бурной законотворческой деятельности пока не видно, что не сильно печалит наших депутатов. Каковы будут результаты очередного наступления на зелёного змия, попробовал предугадать корреспондент «Нашей Версии».

Старт антиалкогольной кампании дал глава государства. В августе прошлого года на совещании в сочинской резиденции «Бочаров Ручей» Дмитрий Медведев собрал членов кабинета министров на совещание, посвящённое проблеме чрезмерного употребления спиртного нашими согражданами. Выступление президента было крайне эмоциональным: по его словам, пьянство в России приобрело характер национального бедствия. По данным, приведённым Медведевым, выходило, что на душу населения у нас в стране приходится 18 литров чистого спирта в год.

Глава государства поручил членам правительства заняться решением проблемы. В итоге появилась концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения до 2020 года, которую подписал в конце минувшего года премьер-министр. И с нового года была введена минимальная розничная цена на водку в размере 89 рублей за 0,5 литра, а также выросли акцизы на пиво.

Сейчас власть намерена провести второй этап алкогольной реформы, который называют «закрепительным». На этом этапе предусматривается принятие пакета изменений в законодательство по регулированию алкогольного рынка.

На минувшей неделе Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка представила поправки, устанавливающие ограничение на продажу алкогольной продукции с 21.00 до 11.00. Подобные запреты уже существуют в российских регионах. По последним данным, ограничения на продажу крепкого спиртного в ночное время установлены в 70 субъектах Федерации. Но, как рапортуют с мест, подобные меры граждан не останавливают. Например, в Удмуртии введение запрета дало ровно противоположный результат. По данным начальника центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по Удмуртии Ольги Чулкиной, общее количество нарушений антиалкогольного законодательства в Удмуртии выросло почти в два раза. Находчивые граждане наловчились обходить ограничения. Так, в большинстве супермаркетов полки со спиртным с наступлением «комендантского часа» закрывают плёнкой. Но охочие до спиртного граждане просто берут бутылку, делают из неё пару глотков, и кассирам ничего не остаётся, как принять деньги за порченый товар.

Помимо временных ограничений предполагается существенно сократить число продавцов спиртного. В Госдуму внесён законопроект, запрещающий продажу пива в киосках. По данным самих пивоваров, через мелкие торговые точки продаётся порядка 25–30% их продукции.

И в этом случае на местах вводят соответствующие ограничения, не дожидаясь федерального закона. Так, известен случай, когда в Москве пиво из ассортимента палаток изъяли решением префекта Северного административного округа Олега Митволя.

Также грядут существенные изменения в области лицензирования производства и оборота спиртосодержащей продукции. Во-первых, будет введён единый порядок выдачи лицензий на продажу алкоголя в рознице. Сейчас каждый регион определяет его по собственному разумению. Планируется ввести лицензирование перевозок спирта и спиртосодержащей продукции. Вдобавок к этому будет ужесточена ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, включая пиво. Чтобы действовать наверняка, продавцов обяжут спрашивать у покупателей документы. Отдельные горячие головы предлагают вводить даже уголовную ответственность за спаивание детей, но всерьёз рассматривать подобные инициативы, пожалуй, не стоит.

По теме

Проект по борьбе с пьянством масштабен и амбициозен. Но что из предложенных нововведений получится реализовать на практике?

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: Покупка спиртного превратится в проблему

Нельзя исключать, что вариант радикального переустройства алкогольного рынка всё же будет продавлен. По мнению сторонников жёсткой линии, незначительные корректировки законодательства вроде запрета на ночную продажу не исправят ситуацию с чрезмерным употреблением спиртного. «Временные ограничения не столь принципиальны, – полагает депутат Госдумы Анатолий Локоть. – Мы выступаем за возвращение монополии на производство спиртного государству, только эта мера позволит решить одну из главных проблем сегодняшнего общества».

Законопроект о введении госмонополии на производство спирта с 2011 года уже готов. Судя по всему, ему и не будет дан ход, но и без этого государство намерено серьёзно «зачистить» алкогольный рынок. Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз отметил беспрецедентно массовый характер проверок. По его прогнозу, по их итогам в этом году с рынка могут уйти до 40% производителей и дистрибьюторов алкоголя. А число розничных торговцев сократится из-за новых расценок на лицензии: если раньше документ стоил 60 тыс. рублей и выдавался на пять лет, то сейчас – 40 тыс. и на один год (не считая 300 тыс. рублей уставного капитала, «замороженных» на счету ретейлера). При этом эксперты не исключают, что государство продолжит и дальше завинчивать гайки в алкогольной отрасли.

Вероятность: 20%

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: Обойдёмся без суровых мер

Принятие радикальных антиалкогольных мер обсуждалось на самом высоком уровне. Поговаривают даже о проектах, предусматривающих уголовную ответственность за нарушения правил оборота спиртосодержащей продукции. Но никакой конкретики по перечню жёстких мер пока нет. И есть основания полагать, что не будет вовсе.

Во-первых, против резких изменений в алкогольной сфере выступает Минфин. Для этого ведомства акцизы на спиртное – надёжный источник доходов, и рисковать ими в условиях дефицита средств ведомство Кудрина не намерено. Во-вторых, как признают в неофициальных беседах производители алкоголя, этот рынок является кормушкой для армии чиновников, и они также не заинтересованы в том, чтобы резать курицу, несущую золотые яйца.

Немаловажно и то, что имеющихся у государства полномочий вполне достаточно для наведения порядка. «В магазины попадает не столько суррогатная продукция, сколько та, что выпущена в неурочное время, – говорит президент фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков. – Это вопрос нарушения процедуры с целью ухода от налогов и касается любой продукции, какая разница – алкоголь или нет? Санкции можно и нужно применять, но они не применяются. Это скорее вопрос к контролирующим и правоохранительным органам, чьи задачи – следить за легальным оборотом алкогольной продукции».

Другой масштабный проект – введение госмонополии с 2011 года – также, по всей видимости, отложен до лучших времён. Как полагают эксперты, у государства попросту не хватит ресурсов на реализацию идеи. А вот временные ограничения вполне могут появиться. Но производители алкоголя и ретейлеры уже подсчитали, что на их благополучии запрет на ночную торговлю почти не скажется.

Вероятность: 50%

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: Реформу «заболтают»

Реформа алкогольного рынка забуксовала, не успев толком начаться. По итогам заседания Госсовета в сентябре прошлого года президент утвердил перечень мер по борьбе с алкоголизмом, в числе которых был и ряд законопроектов. Документы были внесены «Единой Россией» в Госдуму, однако на Охотному Ряду они застряли. Законопроект о запрете рекламы пива получил отрицательный отзыв. Законопроект об ограничении продажи слабоалкогольных напитков в местах массового скопления людей был отправлен на доработку после замечания правительства, что нет чёткого определения термина «массовые мероприятия».

Последняя инициатива Росалкогольрегулирования по введению временных ограничений натолкнулась на сопротивление, даже не дойдя до Охотного Ряда. Минэкономразвития настаивало, что алкоголь нельзя продавать после 22 часов, а в Минпромторге считают целесообразно ограничить время 23 часами. В итоге председатель правительственной комиссии по регулированию алкогольного рынка Виктор Зубков отправил документ на доработку.

«Постоянные задержки связаны с противостоянием лоббистов в правительстве, которым невыгодно ограничение потребления алкоголя, – убеждён член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский. – Теневые лоббистские структуры на словах ограничения поддерживают, а на деле оказывают ожесточённое сопротивление».

Вероятность: 30%

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.03.2010 12:41
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх