// // 460 миллиардов рублей на модернизацию здравоохранения залатают дыры в проваленном нацпроекте «Здоровье»

460 миллиардов рублей на модернизацию здравоохранения залатают дыры в проваленном нацпроекте «Здоровье»

397

Главрвачи

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

С этого года Минздравсоцразвития начало осуществлять трёхлетнюю Программу модернизации российского здравоохранения. На неё предполагается потратить 460 млрд рублей. С этой целью даже страховой взнос на здравоохранение повысили с 3 до 5,1%. Но собранные деньги, судя по всему, пойдут не на решение проблем профилактики, лечения и обеспечения лекарствами, а на привычные уже строительство, ремонт, закупку оборудования и информатизацию. Отличается ли нынешняя модернизация от нацпрограммы «Здоровье» и способна ли она качественно изменить ситуацию с медицинским обслуживанием в России, выясняла корреспондент «Нашей Версии».

Эффективность нацпроекта «Здоровье», скажем честно, в прошедшие годы разочаровала как многих больных, так и самих медиков. Конечно, в рамках проекта что-то всё же было сделано. Ввели в строй несколько федеральных центров высокотехнологичной помощи, хоть и не столько, сколько значилось в планах, закупили для ряда лечебных учреждений медоборудование и автомобили скорой помощи, в поликлиниках увеличили зарплату участковым врачам и медсёстрам. Но стройки часто сдавались с недоделками, так что, к примеру, стены сразу же покрывались плесенью, или вообще зависали на уровне котлована, да и желающих работать в новых учреждениях было немного. Медтехника была закуплена такая, которую в регионах эффективно использовать и обслуживать просто невозможно, а врачи-специалисты, повышения зарплаты не дождавшиеся, работать и впредь за копейки не возжелали. Всё это стало следствием работы Минздравсоцразвития по принципу «нам виднее, чего им там нужно». Доходило до казусов: говорили, что измайловская клиника Москвы начала открыто сопротивляться поставкам ненужного оборудования – «некуда ставить».

И вот министерство начало осваивать новую порцию бюджетных средств, на сей раз выделяемых на программу модернизации. Всего на субсидии в 2011–2012 годах предполагается выделить 385,3 млрд рублей: в 2011 году – 190,4 млрд, в 2012-м – 194,9 млрд рублей. Деньги немалые, вот только расходовать их, похоже, собираются на то же самое, что и прежде – ремонт зданий и закупку ненужного оборудования. «Но зачем красить стены, если течёт крыша?» – недоумевает консультант международных и национальных проектов в области экономики здравоохранения Владимир Шевский. Впрочем, ответ напрашивается сам собой: на повышении зарплат в отрасли и улучшении качества лечения «откатов» не получишь…

В целом деньги, которые будут выделяться из федерального бюджета путём субсидий, предназначены только на три основных направления модернизации здравоохранения. И главное из них, разумеется, укрепление материально-технической базы. .

25% выделенных ресурсов пойдёт на детское здравоохранение, в том числе на медпомощь новорождённым с малым весом. Новорождённые выделены не случайно. С 2012 года Россия в соответствии с принятыми обязательствами будет подсчитывать младенческую смертность по международным стандартам, то есть учитывать всех родившихся младенцев, начиная с 500-граммового веса. И для того чтобы с 1 января 2012 года не рухнули показатели смертности младенцев, по которым оценивают состояние родовспоможения государства, да и здравоохранения в целом, необходимы создание современных центров выхаживания и приобретение специального оборудования. Что же, надо сказать спасибо международным стандартам: переход на них, по-видимому, спасёт в результате жизни многим младенцам, смерть которых в прежние времена не влияла на столь важные для чиновников статистические данные.

Второе направление расходования средств – улучшение доступности амбулаторной помощи и стандартизация. На это предполагается потратить 116 млрд рублей (2011 год – 38 млрд, 2012-й – 78 млрд рублей). Чтобы поднять зарплату специалистам, собираются изменить систему оплаты труда, положив в её основу результаты работы медиков и улучшение показателей здоровья населения. Оценивать труд медиков предполагается по специально разработанным индикаторам, ориентированным на стандарты оказания медпомощи. В них включены: выполнение нормативов объёма, количество случаев заболеваний, выявленных на ранней стадии, количество случаев расхождения диагнозов при амбулаторной диагностике и при направлении в стационар, количество осложнений при проведении операций или лечебно-диагностических манипуляций, процент несвоевременной госпитализации, приводящей к ухудшению состояния больного или развитию осложнений. Также предполагается, что зарплата врача будет зависеть от того, насколько обследованным поступил пациент в стационар, грамотно ли были оформлены документы, поступали ли жалобы от пациента. Вот только прежде всего нужно разработать сами стандарты и систему независимой оценки труда врачей.

По теме

Ну и, наконец, 19,3 млрд рублей (2011 год – 9,5 млрд, 2012-й – 9,8 млрд рублей) пойдёт на информатизацию здравоохранения. Ресурсы предназначены для организации локальных сетей в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), защиты персональных данных, для ведения электронных историй болезни и медархивов, реестров пациентов и сотрудников, для обеспечения информационного обмена между медучреждениями, органами управления, фондами ОМС и страховыми медорганизациями. Предполагается, что это позволит обеспечить бухгалтерский и кадровый учёт, внедрить электронный документооборот для статистического наблюдения, а также для отчётности и мониторинга программ модернизации. Вопрос только, выиграет ли что-нибудь в результате население?

«Ни о каком системном реформировании сейчас уже речи нет, – считает президент общества специалистов доказательной медицины профессор Василий Власов. – Отпускается часть ресурсов на изменение качества специализированной медпомощи, а на поддержку первичной медпомощи деньги в этом проекте не закладываются, только остатки будут идти через нацпроект «Здоровье» до 2013 года. Остальные направления модернизации относятся к реформированию здравоохранения весьма косвенно. Опять будут финансироваться в первую очередь стройка и ремонт, но эта область особенно подвержена коррупции, что угрожает эффективности программы в целом, вспомним закупки медоборудования в 2010 году по нацпроекту «Здоровье» с миллиардными завышениями цен и «откатами» чиновникам. Медиков необходимо мотивировать на оказание первичной помощи пациентам, а без этого ни здоровье людей, ни здравоохранение не улучшить. А повышение им зарплат продекларировано до 70% только с 2013 года».

Как уже было сказано, реализуя нацпроект «Здоровье», Минздравсоцразвития часто вообще не считалось с мнением медруководителей в регионах и игнорировало их реальные потребности. Новую программу модернизации на 2011–2013 годы решено осуществлять по другому принципу. Теперь необходимый объём модернизации и пункты программы, на которые пойдут деньги, в том числе и из федерального бюджета, определяли сами регионы, хотя направления были жёстко согласованы с федеральной властью. Так, местным организаторам здравоохранения требовалось указать не только конкретные ЛПУ, которые необходимо было достроить или отремонтировать, но и объёмы ремонтных работ, а также сверстать перечень требуемого оборудования и даже указать организации, которые эти работы выполнят и поставки осуществят. При этом региональным властям не позволят «размазывать» ресурсы по всем ЛПУ схожего профиля – они будут выделяться тому лечебному учреждению, которое возьмёт на себя обязательства работать интенсивнее, покрывая потребности населения.

Однако с получением денег в регионах дело обстоит не так просто. Федеральные власти сразу оговорили, что средства из центра будут поступать только на условиях регионального софинансирования. Получается, что бизнес должен платить почти вдвое больший налог, да ещё и в регионе «поддерживать модернизацию». А после объявления о повышении страховых налогов предприниматели и так стали уводить зарплату персонала в тень, а значит, не факт, что и планируемые 460 мрд рублей на программу модернизации здравоохранения будут собраны государством.

«В ответ правительство РФ решило уже общую ставку страховых взносов для бизнеса с нынешних 34% снизить и приблизить её к прежнему уровню – 26%, – говорит Владимир Шевский. – Но откуда же тогда возьмутся ресурсы на наполнение субсидий по программе модернизации? И будет ли найден иной источник наполнения программы ресурсами?»

Видимо, из-за имеющихся рисков бюджет программы на 2013 год пока вообще не оглашается. А деньги направляются не на реорганизацию медицинской системы, а на решение внешних проблем, напоминая простое латание дыр.

Опубликовано:
Отредактировано: 29.08.2011 12:47
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх