В последний день октября вся страна вспоминает жертв одной из самых страшных авиакатастроф в истории отечественной авиации. Ровно год назад на севере Синайского полуострова разбился самолет А321 российской компании «Когалымавиа», на борту которого было 224 человека. Случившееся по праву можно назвать трагедией национального масштаба.
Год назад, утром 31 октября 2015 года, российский авиалайнер А321 компании «Когалымавиа», выполнявший рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, пропал с радаров. Через некоторое время стало известно, что самолет разбился, и не выжил никто из людей, находившихся на его борту.
Как это было
Авиалайнер, вылетевший из воздушной гавани популярного египетского курорта ранним утром, должен был приземлиться в петербургском аэропорту Пулково около полудня, однако, спустя 20 минут после вылета неожиданно перестал отображаться на приборах отслеживания. Через некоторое время египетские власти сообщили об авиакатастрофе. На место происшествия немедленно выдвинулись спасатели, но, как выяснилось, погибли все 224 человека, которые присутствовали на борту А321 - 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Авиалайнер упал с большой высоты, поэтому тела жертв катастрофы оказались разбросаны по обширной территории: поисковая операция, в которой участвовали и сотрудники МЧС России, и представители экстренных служб Египта, продолжалась в течение нескольких дней.
Спецборты МЧС с телами погибших начали прибывать в Санкт-Петербург 2 ноября. Затем последовала процедура опознания и идентификация останков по ДНК. Экспертизы завершились 4 декабря. Идентифицированные тела выдали родственникам. Все неопознанные фрагменты тел было решено захоронить в братской могиле на одном из петербургских кладбищ.
Версии, виновные и последствия
Сразу после крушения А321 называлось несколько версий причин ЧП: техническая неисправность, ошибка экипажа и теракт. Представители «Когалымавиа» заявили, что самолет, находившийся в эксплуатации более 18 лет, был в исправном техническом состоянии и управлялся опытным экипажем с большим стажем. Бортовые самописцы показали, что случившееся стало полной неожиданностью для пилотов, и никаких предпосылок для беспокойства у них не было. Экспертам удалось установить, что правильным оказалось последнее предположение: авиалайнер уничтожила бомба, вероятно, пронесенная на борт самолета кем-то из сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейха. Сообщалось, что несколько работников воздушного узла были задержаны по подозрению в причастности к взрыву. Позднее международная террористическая организация «Исламское государство»*, запрещенная в России в соответствии с решением Верховного суда, взяла на себя ответственность за теракт и даже опубликовала фотографии бомбы, заявив, что именно это взрывное устройство сработало в самолете.
В Египте политическое объединение «Демократическое гражданское общество» потребовало отмены мирного договора с Израилем из-за проведения операции в Рафахе.
Президент России Владимир Путин дал российским спецслужбам распоряжение отыскать тех, кто причастен к крушению лайнера, «вне зависимости от географии» и срока давности и покарать их. В середине ноября ФСБ объявила о награде в размере 50 миллионов долларов за сведения о преступниках, организовавших теракт. Точка в расследовании не поставлена до сих пор.
После гибели А321 было прервано воздушное сообщение между Россией и Египтом, которое до сих пор не восстановилось. В короткие сроки оттуда эвакуировали всех российских туристов. Власти РФ контактируют с египетской стороной на предмет возможного возобновления полетов, однако, уровень безопасности в местных аэропортах все еще остается неудовлетворительным. Так гибель российского самолета стала настоящей катастрофой и для туристического бизнеса Египта.
Память
Сразу после трагедии в аэропорту Пулково образовался стихийный мемориал, куда неравнодушные граждане несли свечи, цветы и детские игрушки. Похожие мемориалы появились во многих российских. Скорбь россиян разделили во всем мире: жители других государств приходили к зданиям посольств РФ, чтобы почтить память жертв катастрофы. 1 ноября в России был объявлен национальный траур.
В день годовщины трагедии в ряде городов запланированы мемориальные мероприятия: в Санкт-Петербурге уже заложен камень будущего памятника жертвам катастрофы, а большой колокол Исаакиевского собора ударит 224 раза – по числу погибших, в Шарм-эль-Шейхе, откуда вылетел самолет, также состоялась траурная церемония – шествие со свечами, в котором приняли участие несколько сотен человек.
В память о людях, которые погибли при крушении А321, создано множество мемориальных групп в социальных сетях, этой теме посвящены многочисленные видеоролики и стихи. Одним из последних громких проектов, в котором затрагивается мотив катастрофы, стал клип Игоря Матвиенко и звезд российской эстрады под названием «Жить».
Цифры:
9268 – номер последнего рейса А321.
22 минуты прошло с момента вылета самолета из аэропорта Шарм-эль-Шейха до того, как он пропал с радаров.
224 человека находилось на борту авиалайнера в момент катастрофы, никто не выжил.
40 квадратных километров – площадь, на которой велись поисковые работы.
До 1 кг в тротиловом эквиваленте – мощность бомбы, уничтожившей самолет.
2 миллиона рублей – сумма компенсации, которую федеральные власти выплатили родственникам погибших
50 миллионов долларов – награда, назначенная ФСБ за информацию об организаторах теракта
- *
- «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.
«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») — официально запрещенная в России международная организация.
«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») — официально запрещенная в России международная организация.