Рост цен на продукты в России уже достиг того уровня, после которого начинаются изменения потребительского поведения. Уже сейчас всё больше семей вынуждены отказываться от покупки некоторых вещей из-за роста трат на питание. В результате страдает экономика, ведь производители и продавцы непродовольственных товаров теряют доходы. Не исключено, что вскоре экономия докатится до фундаментальных вещей: здоровья и образования. И тогда речь будет идти ни много ни мало – о дальнейшей судьбе страны.
По данным Росстата, за первые пять месяцев года продукты в России подорожали на 5,5%, а в Евросоюзе всего на 2,2%. Впрочем, инфляция, даже продуктовая, – это «средняя температура по больнице». В действительности быстрее и больше всего дорожают как раз «товары для бедных» и основные продукты из рациона российских семей.
Рабочая группа Общественной палаты (ОП) РФ в течение года замеряла цены на простейший набор продовольствия, куда входят хлеб, сахар, яйца, молоко, творог, масло, говядина, свинина, курятина, минтай, картофель, капуста, морковь, свёкла, лук репчатый. Замеры производились в столицах федеральных округов – Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Хабаровске, а также в Ставрополе. Результаты таковы: картофель и другие овощи подорожали примерно на 55%, на столько же подорожало подсолнечное масло, сахар подорожал на 25%, батон нарезной – на 22%, молоко – на 19%. В среднем цены на выбранный продовольственный набор выросли на 30%. В результате, как отмечено в докладе ОП, цены на продукты в России оказались на 13% выше, чем в США, Китае, Португалии и Испании.
Выводы экспертов неутешительны. По их мнению, пик покупательной способности граждан уже достигнут и, если цены продолжат рост, произойдёт изменение структуры потребительского спроса: относительно дорогие и качественные продукты питания будут замещены более дешёвыми и менее качественными.
На самом деле это уже происходит. Так, социологи выяснили, что чаще всего (40%) граждане отказываются от покупки бытовой техники, а также от одежды (35%) и некоторых продуктов питания (32%). Каждый четвёртый опрошенный не смог себе позволить запланированную крупную покупку, от отдыха отказались 19%, от поездок за рубеж – 13%.
В центре экономического анализа «РИА-Аналитика» составили рейтинг разных стран по доле расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов.
Между тем существует экономический закон: при расходах на питание выше 25–30% постиндустриальный уклад экономики невозможен. По простой причине: неоткуда взяться спросу на инновационные продукты. У нищего населения нет денег не только на высокотехнологичные товары, но и на достойное образование, хорошую медицину (прежде всего профилактическую), сбалансированное питание. В результате снижаются интеллектуальный потенциал и работоспособность трудовых ресурсов, что, в свою очередь, делает шансы на модернизацию страны всё призрачнее.
К сожалению, тенденцию роста цен на продовольствие в ближайшее время переломить вряд ли удастся. «Нет никаких предпосылок к тому, чтобы продукты дешевели, – считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – Предложение со стороны отечественных производителей не увеличивается, вместо этого каждый месяц происходит общее удорожание продуктов питания. А повышать доходы населения всерьёз никто не собирается: выборы пройдут, и на этом всё закончится. Наибольшую тревогу вызывает то, что реальные доходы населения впервые за последние пять лет перестали расти, они просто не успевают за инфляцией».
На рассмотрение Государственной думы внесен законопроект, согласно которому НДС на продукты питания должен быть уменьшен вдвое – с текущих десяти до пяти процентов.
Росстат подсчитал, что в мае реальные доходы населения снизились на 7% по сравнению с маем прошлого года. За пять месяцев они упали на 3,7% по отношению к тому же периоду 2010-го. В результате, по данным Росстата, тенденция по снижению количества людей, живущих на доходы ниже прожиточного минимума (в первом квартале 2011 года он составил 6473 рубля), наблюдавшаяся после кризиса, прервалась в этом году. Так, данные за первый квартал 2011 года говорят о том, что число бедных по сравнению с первым кварталом 2010 года выросло на 2,3 млн человек: их теперь насчитывается 22,9 млн, или 16,1% общей численности населения.
«В кризис социальные гарантии были заморожены – минимальный размер оплаты труда, пособие по безработице, никаких особенных мер по отношению к трудоспособному населению не принималось, поэтому неудивительно, что численность бедных возросла», – считает гендиректор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков.
«Можно говорить о том, что прибавилось не только бедных, но и уровень жизни населения со средними доходами и ниже среднего также снизился», – добавляет ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. Всемирный банк в своём июньском докладе по экономике РФ также ухудшил прогноз по темпам сокращения доли бедного населения, подсчитав, что в 2011 году уровень бедности может сократиться только до 12,4% против ранее прогнозировавшихся 11,2%.
Общественная палата по результатам своего мониторинга продовольствия обратилась к правительству с предложением разработать и внедрить программу льготной покупки продуктов – аналог американской Supplemental Nutrition Assistance Program (талоны на социальные товары). Подобные идеи высказывались уже не единожды на протяжении последних лет. «За» не только социологи и экономисты, но и производители, которые уже ощущают пределы покупательского спроса. Однако воз и ныне там. Во многом это можно объяснить боязнью «советского» восприятия «талонов на еду» и нежеланием признать наличие проблемы. Однако есть и более меркантильная причина: по подсчётам экспертов ОП, программа продовольственной помощи бедным «весит» 120 млрд рублей. При нынешнем неустойчивом балансе бюджета это большие деньги. Недаром Минфин уже поспешил заявить, что малообеспеченные граждане и сейчас получают помощь из региональных бюджетов, а влияние на стоимость продовольствия оказывается через льготное кредитование сельхозпроизводителей.



