Версия // Культура // Знаменитый сериал про великого сыщика вышел на экраны 25 лет назад

Знаменитый сериал про великого сыщика вышел на экраны 25 лет назад

1855

Тот самый Холмс

В разделе

В своё время отечественный кинематограф был достойно представлен целой россыпью полнометражных, получивших международное признание картин. «Броненосец Потёмкин», «Летят журавли», «Война и мир», «Москва слезам не верит» стали классикой не только советского, но и мирового киноискусства. Чего не скажешь о фильмах телевизионных.

Отечественных телесериалов международного уровня в Советском Союзе долгое время просто не было. Но в 1979 году появился достойный повод для гордости. Был снят телевизионный фильм про Шерлока Холмса и Доктора Ватсона.

Кстати, даже на родине легендарного сыщика — в Англии российскую ленту считают лучшей экранизацией рассказов Конан Дойла. И даже «железная леди» Маргарет Тэтчер как-то призналась на страницах газеты Daily Mail в любви к русскому фильму.

В этом году исполняется ровно 25 лет, как знаменитый сериал вышел на телевизионные экраны. Накануне юбилея мы решили разузнать у её создателей о том, как рождалась вся телевизионная эпопея.

Кандидатом на роль Шерлока Холмса был и Александр Кайдановский

Самое забавное, что режиссёр сериала Игорь Масленников никогда не считал себя поклонником детективного жанра вообще и произведений Конан Дойла в частности. Ситуация изменилась, когда в руки режиссёра, а в то время ещё и художественного руководителя объединения телефильмов на «Ленфильме» попал сценарий замечательных драматургов Юлия Дунского и Валерия Фрида под названием «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон». В сценарии были объединены две истории — «Пёстрая лента» и «Этюд в багровых тонах». Надо сказать, что более всего Масленникова заинтересовало то, как ярко был прописан образ Доктора Ватсона. Образ биографа Холмса, считал Масленников, настолько неопределёнен у самого автора, что и в воображении читателя он вовсе отсутствовал. Даже в Лондоне, в музее на Бейкер-стрит, Ватсон изображён по-разному: старый, молодой, с бородой, с усами. В новом же сценарии знаменитый коллега Холмса был не безликим автором-повествователем, а полноценным героем — живым, ироничным и смешным.

Правда, от этого главная проблема — поиск актёра на роль Ватсона — становилась ещё сложнее. Потенциального доктора Масленников искал долго и безуспешно, пока в одном из актёрских агентств не наткнулся на фотографию Виталия Соломина. Название картины, для которой делались пробы, история не сохранила, но на фото Виталий Мифодиевич был изображён с армейскими английскими усами, что и сыграло решающую роль. Масленников посмотрел на фотографию и подумал: «Вылитый Конан Дойл!» «Эдинбургский англичанин, рыжий, с красной шеей, курносый, да к тому же с веснушками. Он напомнил мне английского комика Терри Томаса, сыгравшего в картине Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», — вспоминал потом режиссёр. Выбор был сделан.

С Холмсом дела обстояли проще — режиссёр сразу был уверен, что играть знаменитого сыщика будет Василий Ливанов. С ним Игорь Фёдорович прежде работал на картине «Ярославна — королева Франции». И хотя там актёр был совершенно другим — усатым, шумным, скандальным выпивохой-рыцарем, Масленников с режиссёрской проницательностью увидел в нём человека, в котором «чувствуется порода». Для Холмса этого было вполне достаточно. А чтобы рыцарь из «Ярославны» превратился в педантичного Холмса, требовалось всего лишь сделать ему английскую причёску с пробором, зализать волосы и сбрить усы.

По теме

Но, несмотря на стопроцентную уверенность в выборе, для очистки совести режиссёр попробовал на роль Холмса ещё одного актёра — Александра Кайдановского. Пробы прошли отлично, однако индивидуальность Василия Ливанова — голос и лёгкая чудаковатость, свойственная Холмсу, поставили все точки над i.

Инспектор Лейстред говорил в фильме не своим голосом

На роль профессора Мориарти режиссёр пригласил самарского актёра Виктора Евграфова, с которым также работал на «Ярославне». «Он обладает замечательной пластикой, увлекается каскадёрским ремеслом и владеет боевыми искусствами. Когда дело дошло до Мориарти, я вспомнил о нём, потому что мне нужен был именно такой типаж», — рассказывает режиссёр.

Кстати, боевой техники борицу, о которой пишет Конан Дойл, на самом деле не существует. Это одна из его литературных выдумок. Поэтому сцену схватки в фильме придумал и исполнил сам Евграфов. Побывать в роли каскадёра в тот день пришлось и Василию Ливанову. Когда поединок Холмса с Мориарти был отснят, Василий Борисович с удовольствием отметил, что заработал гораздо меньше синяков и ссадин, чем мог, не имей он каскадёрской закалки (актёр считается мастером по исполнению конных трюков).

Откровением для съёмочной группы стал просмотр озвученного материала. Некоторых актёров в фильме пришлось дублировать. В частности — Виктора Евграфова. Для Мориарти режиссёру понадобился более сильный голос, и для этого был приглашён Олег Даль. Кстати, голоса Борислава Брондукова (инспектор Лейстред) зрителю также не довелось услышать. Будучи выходцем с Украины, он обладал малоросским говором, поэтому его персонажа озвучивал актёр «Ленфильма» Игорь Ефимов.

И сделал это так искусно, что даже Брондуков недоумевал: ведь это мой голос!

Кандидатов на роли долго не утверждали. Рина Зелёная, к примеру, не устраивала заказчика, которым являлось Государственное телевидение, по возрасту. Студия возражала: «Как мы будем возить её из Москвы в Ленинград?» К кандидатуре Ливанова телевизионные чиновники тоже поначалу отнеслись прохладно. А сомнения по поводу Виталия Соломина прокомментировали так: «Какой же получится англичанин из этого курносого человека с чисто русской внешностью?» В итоге режиссёру пришлось волевым решением начинать съёмки и в процессе работы убеждать ЦТ, что все актёрские кандидатуры, на которые пал его выбор, идеально подходят для будущей картины.

Экранный союз Шерлока Холмса и Доктора Ватсона перерос в реальную дружбу

У самих артистов сомнений в том, что это их фильм, не было. «Случилось то, что, по словам моего крёстного отца — великого Василия Качалова, — бывает очень редко: актёр родил человека», — вспоминал потом Василий Ливанов.

Успеху картины в немалой степени способствовало и то, что история про знаменитого английского сыщика и его друга — мировая классика, на которой, по словам Ливанова, во все времена проверяется уровень актёрского мастерства. Не говоря уже о трепетном отношении и любви к этому литературному произведению самого артиста: «Ещё в детстве я зачитывался детективами Конан Дойла. Очевидно, те впечатления потом трансформировались в роли. Мировая классика на то и мировая, что литературные персонажи ложатся на душу своих читателей совершенно определёнными чертами. Представление о Шерлоке Холмсе совпадает у русских, англичан, голландцев, французов, американцев, китайцев, японцев. Здесь нет вариантов: или пан, или пропал».

Кстати, когда снимался фильм, Ливанов принципиально не обращался к литературному первоисточнику: боялся спугнуть образ. Первую серию делал, что называется, по памяти, на детских впечатлениях. И только потом решился открыть книгу, да так её не закрывал до тех пор, пока не прочёл целиком.

Но, пожалуй, самой большой удачей фильма стал творческий тандем Ливанов — Соломин. «Для меня работать с Виталием было огромным везением и счастьем, — признаётся Василий Борисович. — Чтобы играть дружбу, надо чувствовать друг к другу симпатию. Эта симпатия потом переросла в близкую дружбу, которая во многом основывалась на совпадении наших представлений об искусстве и жизни. Мы дружили семьями, дружили наши жёны и дети». Трагическую смерть Соломина в 2002 году Ливанов переживал очень тяжело. Когда Василию Борисовичу вручали диплом общества почитателей великого сыщика как лучшему Шерлоку Холмсу всех времён и народов, вспомнили и о замечательном русском актёре, воплотившем образ Ватсона. Ливанов убеждён: если бы Виталий Соломин был жив, он тоже получил бы такой диплом. Как лучший Доктор Ватсон.

По теме

Музыкальную тему к фильму искали на Би-би-си

В легендарном сериале таких удачных творческих находок и попаданий было много. Ещё один тандем — композитор Владимир Дашкевич и Игорь Масленников — чего стоит! До «Шерлока Холмса» они работали вместе на разных картинах, поэтому прекрасно знали и чувствовали, что нужно для того или иного фильма, однако в случае с Холмсом композитор долго не мог понять, чего хочет от него режиссёр.

Когда Масленников задумал свой знаменитый сериал, он решил, что лучшей заглавной темой для него будет английская имперская музыка, наподобие позывных Би-би-си. Однако в то время капиталистическое радио глушили и услышать то, что хотел режиссёр, Дашкевичу не представлялось возможным. В итоге, чтобы записать музыку, Масленникову пришлось всю ночь ловить «вражеские голоса». Сразу после этого он позвонил в Москву Дашкевичу и дал ему послушать отрывок по телефону. Услышав музыку, композитор произнёс: «Это не проблема» и тотчас же, положив трубку около фортепиано, сыграл будущую тему к фильму.

Большой удачей для картины, по мнению режиссёра, стал и художник Марк Каплан. Специально для фильма он изучал иллюстрации Сиднея Паже, который работал над книгами Конан Дойла при его жизни.

Мостовые Лондона снимали в Ленинграде

Всю натуру для фильма нашли в Советском Союзе: в Эстонии и Ленинграде. Павильоны на «Ленфильме» служили квартирой сыщика. По слухам, вся обстановка в лондонской квартире Шерлока Холмса — викторианской эпохи. Благо в мастерских «Ленфильма» нашлось из чего выбирать. «Для того чтобы всё выглядело по-настоящему, нужно было просто взять хорошие вещи. Ведь в XIX веке в Европе была единая культура, поэтому русские вещи ничем не отличались от английских», — признался нам режиссёр. Единственным действительно английским в фильме были панорамные съёмки Темзы, которые по заказу Масленникова сделали корреспонденты Центрального телевидения в Англии.

Гостиная на Бейкер-стрит строилась четыре раза, поскольку фильмы снимались с перерывами. Для сцены пожара в квартире сыщика в фильме «Последнее дело Холмса» во избежание возгорания студии пиротехники придумали специальные шары, которые по сценарию злоумышленники якобы закидывали с улицы. Были установлены три камеры, чтобы снимать сцену с разных сторон. Через минуту после того, как шары попали в комнату, павильон воспламенился. Поэтому сцена была снята с одного дубля, а Виталию Соломину пришлось пожертвовать ради искусства частью своих волос. Когда пожарные потушили огонь, павильон представлял собой жалкое зрелище, снимать там уже не представлялось возможным.

Вместо фосфора морду собаки Баскервилей украшал муляж

Но больше всего курьёзов, по словам Игоря Масленникова, было на съёмках одной из самых популярных картин сериала — «Собака Баскервилей». Этот двухсерийный фильм несколько выпадает из всех лент о Шерлоке Холмсе и Докторе Ватсоне, как и сама книга, названная Конан Дойлом романом. К тому моменту, когда Масленников собрался снимать «Собаку», две предыдущие картины имели такой успех, что ему ничего не стоило собрать классный состав актёров: все захотели поучаствовать в этом деле, что в результате дало ошеломляющий эффект.

Без накладок, правда, не обошлось. Головной болью для съёмочной группы фильма стала собака. «Дело в том, что Конан Дойл в книге много чего нафантазировал, — рассказывает режиссёр. — Что значит собака, намазанная фосфором? С какой стати она позволит им себя намазать? Псина немедленно его с себя слижет, как всякое животное, которое избавляется от всего постороннего. В итоге мы придумали обклеить дога отражающей тканью, из которой делаются дорожные знаки. Сделали намордники, муляжи и нацепили на него. Смотрим, всё вроде светится. Но для того чтобы заработали катофоты (отражатели света. — Ред.), нужно, чтобы свет находился точно за камерой, тогда она будет фиксировать светящийся объект. Поставили осветительные приборы за камеру и ждём, когда собака на нас побежит, но она ни с места. Животные никогда не бегут на огонь — это закон природы, они, наоборот, стараются уйти в тень. Не знаю, как это нам удалось, но наш дог сделал всё так, как мы хотели».

Овсянка Бэримора была очень вкусной

Проблемы возникли и с исполнителем роли молодого Баскервиля — Никитой Михалковым, который, по мнению режиссёра, как никто другой подпадал под представление о вальяжном американце. Работать с ним было не так уж и просто: два режиссёра на одной площадке не сразу нашли общий язык. В первый же съёмочный день Никита Сергеевич стал засыпать Масленникова своими советами. Но в результате Михалков-режиссёр уступил Михалкову-актёру, и никаких проблем больше не было.

Кстати, благодаря Никите Сергеевичу в съёмочной группе сериала появился исполнитель другого полюбившегося зрителям персонажа — Бэримора — сценарист, художник, актёр и режиссёр Александр Адабашьян. Своё участие в картине он вспоминает с удовольствием. Особенно овсяную кашу, которую он с таким чувством раскладывал в этом фильме по тарелкам молодому Баскервилю и Доктору Ватсону. По словам Александра Артёмовича, та каша, которую специально для фильма варила ассистентка по реквизиту, была такой вкусной, что по окончании съёмок в павильон приносили ещё одну кастрюльку — побольше. Уже для всей съёмочной группы. Роль Бэримора сценарист считает самой звёздной своей ролью. Знаменитая фраза «Овсянка, сэр!» стала его актёрской визитной карточкой.

А сам фильм — одним из самых любимых проектов для всех, кто в нём участвовал. Успех сериала превзошёл все ожидания. «Спасибо русским актёрам! Они вернули нам наших национальных героев!» — восторгались, посмотрев фильм, англичане. В музее на Бейкер-стрит над портретом лучшего английского исполнителя роли Шерлока Холмса висит портрет Василия Ливанова — в знак восхищения его игрой в картине, равной которой в истории экранизации бессмертного романа никто не снял.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.08.2007 16:37
Комментарии 0
Наверх