// // Жалобы на недобросовестных конкурентов станут платными

Жалобы на недобросовестных конкурентов станут платными

420

Тариф антимонопольный

В разделе

В России может быть введена госпошлина на подачу жалоб в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). На столь кардинальное решение чиновников подвигла небывалая активность предпринимателей и простых граждан, в массовом порядке атакующих контролирующий орган. Антимонопольщики не справляются с потоком обращений, многие из которых, по их утверждению, совершенно необоснованны, и собираются охладить пыл «сутяжников» рублём.

По статистике, чаще всего граждане жалуются в антимонопольную службу на нарушения или оскорбления в рекламе товаров и услуг, а бизнесмены обжалуют результаты аукционов по размещению госзаказа и конкурсов по госзакупкам. Вообще, участники подобных мероприятий стали слишком активно отстаивать свои интересы, говорят в ФАС. Если ещё несколько лет назад в ведомство ежегодно поступало всего 400 жалоб от предпринимателей, то в 2008 году их было уже 14 тыс., а в 2009-м количество заявлений приблизилось к 30 тыс. (основные претензии – отказ в допуске к торгам). Сами антимонопольщики связывают это явление с кризисом, резко обострившим борьбу за государственные и муниципальные заказы (для многих хозяйствующих субъектов бюджетные деньги стали единственным спасением в период финансово-экономических потрясений), в то время как эксперты объясняют его всё возрастающим числом нарушений при заключении госконтрактов.

При этом борцы с монополизмом громко сетуют на то, что им всё чаще приходится иметь дело с необоснованными жалобами. Раньше их доля в общем потоке обращений колебалась между 20 и 30%, однако в минувшем году «Предприниматели стали обжаловать действия госзаказчика независимо от того, действует ли тот в рамках законодательства или нет», – говорит начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев.

В заваленном работой ведомстве Игоря Артемьева придумали, как избавить себя от лишних хлопот и траты времени. Уже в ближайшие месяцы планируется ввести госпошлину на антимонопольные жалобы. Ещё один рассматриваемый вариант борьбы с жалобшиками-обманщиками – введение штрафа за заведомо необоснованные обращения. Если за восстановление справедливости придётся платить, поток «спама» резко уменьшится, полагают чиновники. Правда, чтобы эти меры заработали, потребуется внести соответствующие изменения в федеральное законодательство, включая Административный и Налоговый кодексы. Кстати сказать, инициатива ФАС уже получила одобрение в Минэкономразвития.

Говоря о размере пошлины или штрафа, который придётся уплатить «кляузникам», г-н Евраев подчеркнул, что «обязательно всё будет взвешено – все за и против», но порядок «цен» назвать затруднился.

«Если ФАС всё-таки решится брать плату за жалобы, то она обязательно должна быть фиксированной и невысокой – не больше 500 или 1000 рублей. На мой взгляд, этой суммы вполне достаточно, чтобы отпугнуть людей, которые одержимы бесом сутяжничества, и в то же время она не будет обременительной для заявителя. Другими словами, пошлина должна рассматриваться исключительно как заградительный барьер от сумасшедших, не делая задачу поиска справедливости слишком дорогостоящей, – заявил «Нашей Версии» директор Института конкурсных технологий Сергей Дашков. – Однако я с опасением отнёсся бы к запретительным пошлинам, например, исчисляющимся процентами от стоимости иска. Этого слишком много. Тем более что основная задача системы, в которой ФАС наравне с судом является наиболее важным арбитром, заключается не в ограничении количества жалобщиков, а в наведении порядка на рынке».

Что касается введения наказания за безосновательные жалобы, то наш собеседник «категорически против» подобного начинания.

«Идти в орган, который в каком-то смысле вершит правосудие, и бояться его нельзя. Это всё-таки не бандиты». В целом же эксперты считают, что сама идея ФАС (которая и без того существует на средства налогоплательщиков) брать деньги за жалобы выглядит довольно странной. Если бы антимонопольщики вовремя пресекали нарушения закона, а чиновники знали, что ни одно из них не останется без последствий, то и количество жалоб было бы минимальным.

Опубликовано:
Отредактировано: 17.02.2010 12:22
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх