// // Законодательно приструнить сборщиков долгов опять не получилось

Законодательно приструнить сборщиков долгов опять не получилось

426

Откройте – коллекторы!

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
В разделе

1 июля в России вступает в силу закон «О потребительском кредите (займе)». Ещё на этапе разработки предполагалось, что этот документ существенно ограничит права так называемых коллекторов и агентств по взысканию долгов, а также ужесточит правила потребительского кредитования для банков, облегчив таким образом жизнь заёмщиков.

На деле же документ получился более чем компромиссным. И в итоге скорее всего не удовлетворит ни банкиров, ни их помощников коллекторов, ни самих заёмщиков. Среди ключевых нововведений, пожалуй, можно отметить только сам факт того, что в Федеральном законе отныне прописано, что взыскивать просроченную задолженность смогут не только соответствующие подразделения банков, но и коллекторские агентства. Отметим, что до настоящего времени их деятельность не регулировалась специальными законодательными актами. Однако существенных изменений в работу сборщиков долгов новый закон скорее всего не внесёт. К примеру, в документе указано, что коллекторы не имеют права беспокоить должников во внерабочее время или в выходные дни. Запрещены также ночные звонки и sms-сообщения. Хотя подобные способы давления на должников – излюбленные приёмы коллекторов, от которых они едва ли откажутся только из-за вступления в силу нового ФЗ. Ведь, по сути, подобные методы работы запрещены и сегодня: ночные звонки, автодозвоны, sms с угрозами вполне подпадают под статьи Уголовного и Гражданского кодексов. Но этот факт коллекторов никогда не останавливал.

В законе «О потребительском кредите», впрочем, прописывают санкции за нарушения правил работы коллекторов. Но по сути они смехотворны: штраф может составить от 5 до 10 тыс. рублей. «По практике знаю, что коллекторы, которые действуют более мягко (без угроз и излишнего давления), обычно работают на основании агентского соглашения с банком, выступая его агентом по взысканию. Те, кто выкупил долги заёмщиков у банков, обычно ведут себя значительно наглее, ведь они после покупки долга являются кредиторами, и они взыскивают с заёмщика деньги», – говорит юрист Вячеслав Голенев.

Не исключено, что законодательно ограничить деятельность коллекторов в итоге помешало так называемое банковское лобби. Косвенным подтверждением тому может служить объём просроченной задолженности россиян по кредитам, который в прошлом году составил уже около 400 млрд рублей. Всего же россияне заняли у банков уже почти около 10 трлн рублей. «У нас преобладают короткие, дорогие не очень обеспеченные кредиты. Проблемы у заёмщиков начинаются, когда человек, оформляя кредит, не получает точной и достаточной информации о его реальной стоимости и о том, что ему грозит за несвоевременный возврат долга», – отмечает зампред думского Комитета по экономполитике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов.

Напомним, что несколько лет назад банки уже обязали раскрывать перед заёмщиками так называемую эффективную ставку по кредитам, то есть уведомлять каждого клиента о том, какой будет реальная сумма переплаты. Однако в итоге соблюдение этого требования свелось к обычным формальностям: многочисленные штрафы за просрочки и т.п. были просто понадёжнее «спрятаны» в договоре о предоставлении кредита.

Стоит отметить, что новый закон несколько ограничит аппетиты банкиров. По крайней мере теперь у заёмщиков появляется возможность передумать брать деньги у банка. Потребительский кредит можно будет вернуть без предварительного уведомления кредитора в течение двух недель. Заплатить придётся только набежавшие за эти дни проценты. То же касается и целевых кредитов, например на образование или покупку машины: их можно будет вернуть в течение 30 дней. Отметим, что сегодня многие банки за досрочное погашение кредита требуют дополнительные «штрафные» проценты.

Кроме того, Центробанк получил право ограничивать стоимость кредитов, если она превышает среднерыночные показатели. «Это нужно для борьбы с ростовщическим процентом. Граждане – не всегда квалифицированные покупатели банковских услуг в силу недостаточного уровня финансовой грамотности», – отмечает председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

Опубликовано:
Отредактировано: 22.01.2014 15:57
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх