Версия // Бизнес // Закон о торговле хотят снова ужесточить

Закон о торговле хотят снова ужесточить

2011

Кончай базар

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Закон о торговле может быть существенно подредактирован. Депутат Ирина Яровая обнародовала поправки, касающиеся взаимоотношений ретейлеров и поставщиков. По замыслу законодателей, принятие данного документа позволит защитить производителей, в первую очередь отечественных, при работе с крупными торговыми сетями. Однако аналитики рынка на подобные законодательные инициативы смотрят весьма скептически.

Напомним, что ещё в 2010 году, когда ныне действующий закон о торговле только вступил в силу, основным его предназначением чиновники называли именно упорядочивание работы ретейлеров и поставщиков. Речь в первую очередь шла о том, чтобы представители крупных торговых сетей не прописывали в договорах с поставщиками и производителями огромные бонусы в свою пользу. Особенно множество нареканий со стороны поставщиков вызывали обязательные «поборы» сетей за ротацию товара, за рекламу, а также так называемые ретробонусы – средства, которые поставщик обязан выплатить ретейлеру за определённый объём реализованной продукции.

В редакции закона 2010 года большинство из этих положений были прописаны, вернее сказать, ритейлерам фактически запрещалось взимать с поставщиков какие-либо дополнительные стимулирующие выплаты. Однако на практике, по словам участников рынка, действующее законодательство удаётся обходить весьма успешно: к основному договору, который заключается чётко в соответствии с законом о торговле, пишутся дополнительные соглашения, в которых, как и прежде, прописываются всевозможные бонусные выплаты для ретейлера. «Если две компании не хотят совершить сделку, то как закон может их заставить? Это уже будет нарушение основ гражданского законодательства. Если же они хотят заключить сделку, то опять же закон не может определять такие параметры, как бонусные выплаты или отсрочку по платежам. Всегда есть возможность обойти всё это путём заключения дополнительных договоров. В целом это просто популистский закон, который не работал и работать не будет», –

считает руководитель консалтинговой практики компании RelandGroup Николай Григорьев.

Теперь в планах парламентариев – закручивание гаек для ретейлеров в пользу поставщиков. При этом основной задачей законопроекта провозглашаются «укрепление основ национальной продовольственной безопасности и активизация дополнительных мер поддержки интересов отечественных производителей».

Среди ключевых нововведений, в частности, значится сокращение размеров пресловутых ретробонусов с нынешних 10% от суммы поставки до 1%. Причём в законопроекте делается специальная оговорка, что получить оборотный бонус ретейлер может только раз в квартал.

Кроме того, оговариваются и более жёсткие сроки предоплаты товара. За продукцию сроком годности до 10 дней предоплата должна быть сделана не позднее, чем через три дня после отгрузки (вместо нынешних 10). Рассчитаться с поставщиком в 10-дневный срок ретейлер обязан за товары со сроком годности 30 дней (сейчас оплата производится в 30-дневный срок), и 14 рабочих дней даётся для внесения оплаты за товары сроком годности более 30 дней (сегодня за них расплачиваются за 45 дней).

«Бонусы в 10% – это очень много. Зачастую за счёт бонусов и различных маркетинговых программ цена продукции возрастает вдвое. Что же касается отсрочки платежей, то ведь это не что иное, как кредитование ретейлеров. Но ведь производители и поставщики – не банки», – говорит президент Ассоциации производителей и поставщиков качественных и безопасных продуктов питания Елена Нагорная.

Кстати, законопроектом также предлагается существенно расширить сферу применения данного документа. Сетевым ретейлером депутаты предлагают считать не совокупность двух и более торговых объектов, находящихся под общим управлением и имеющих общее коммерческое обозначение, как это делается сейчас, а любые магазины, имеющие одного собственника.

В свою очередь, представители ретейлеров уверяют, что поправки плохо проработаны и в нынешнем виде едва ли пойдут на пользу рынку. Так, по словам директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, предлагаемые сроки внесения предоплаты за товар в 3–14 дней слишком уж жёсткие. Представители поставщиков, в свою очередь, отмечают, что законодательные изменения назрели давно, особенно в части размеров ретробонусов, максимальный процент которых, по их мнению, давно уже пора снизить. Сейчас, жалуются участники рынка, практически любой стандартный договор с крупной сетью включает в себя максимально возможный ретробонус в 10%.

Однако представители экспертного сообщества убеждены, что новый закон если и будет принят, то, как и документ 2010 года, так и останется скорее декларативным. «Предложения, как всегда, бессмысленные и не сработают. Их даже сложно конструктивно критиковать», – резюмирует Николай Григорьев.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.07.2014 15:51
Комментарии 0
Наверх