Версия // Конфликт // Зачем государству контролировать иностранный капитал в алкогольной промышленности?

Зачем государству контролировать иностранный капитал в алкогольной промышленности?

4796

Водка русская и не очень

Зачем государству контролировать иностранный капитал в алкогольной промышленности?
(изображение создано при помощи fusionbrain.ai)
В разделе

Для совершения сделок в российской алкогольной отрасли иностранцам может потребоваться согласование правительства РФ. С такой инициативой выступил накануне депутат Госдумы Евгений Федоров

Сейчас алкоголь входит в список стратегических товаров, но его производители в список стратегических предприятий – нет. При всем при этом владельцы алкогольных заводов оперируют миллиардами рублей и явно имеют гигантский лоббистский ресурс.

Разработанный Евгением Федоровым законопроект направлен на рассмотрение в думский комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям. Парламентарий предлагает внести поправки в № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года. Закон ограничивает возможности иностранного бизнеса по контролю за российскими предприятиями, имеющими стратегическое значение для обороны и безопасности государства. В частности, иностранцы не могут без согласования приобрести более 50% (в ряде случаев - более 25%) такой компании.

За 16 лет список стратегических отраслей неоднократно дополнялся, сейчас в нем 50 пунктов. Среди них –производство взрывчатых веществ, оружия и военной техники, работа с ядерными материалами, услуги связи, перевозка некоторых морских грузов, рыболовство. Депутат Евгений Федоров, который является членом комитета по бюджету и налогам, предлагает добавить в этот список производство спиртных напитков за исключением винодельческой продукции, проще говоря – водки.

В пояснительной записке к законопроект сказано, что лишь за прошлый 2023 год акцизы на алкогольную продукцию принесли бюджету 472,5 млрд рублей. Одной только водки местные производители ежегодно выпускают 80-84 млн декалитров, а доходы бюджета от ее продажи составляют 240 млрд рублей. Получается, на «беленькую» приходится больше половины налоговых доходов государства от всей алкогольной продукции. Что будет, если оно лишится части этих денег, способных утечь в карманы зарубежных бенефициаров алкогольных холдингов? Что начнется, если крупные заводы встанут?

Хоровод офшоров и британские корни

Даже поверхностное исследование данных об учредителях крупнейших алкогольных предприятий в России подтверждает: иностранных инвесторов там хватает, причем не только из дружественных стран. Например, в январе 2020 года стало известно о приобретении холдингом Marussia Beverages Итульского спиртзавода в Алтайском крае. Компания и раньше сотрудничала с этим заводом, он производил по ее заказу водку Mamont. С формальной точки зрения владельцем предприятия является российская компания ООО «Маруся Бевереджис Рус». Однако последняя на 100% принадлежит нидерландской фирме Marussia Beverages B.V.

По данным «Коммерсанта», Marussia Beverages B.V. была основана в городе Хофддорпе в 2004 году, учредитель — Фредерик Паулсен. Помимо России она имеет дочерние структуры в в США, Великобритании, Франции, Украине, Грузии, Швейцарии, Германии. В свою очередь, Иткульский спиртзавод называют одним из ведущих подобных предприятий Алтая и Восточной Сибири. Весной 2019 года предприятие вошло в процедуру банкротства из-за ареста счетов по заявлению одного из банков.

По теме

Еще один водочный гигант с, вероятно, иностранными бенефициарами – «Алкогольная сибирская группа», выпускающая водку под брендами «Хаски», «Белая березка» и «Пять озер». До конца 2022 года ООО «АСГ» принадлежало кипрскимкомпаниям VP Island Limited и Tradeline Solutions Limited, затем 100% перешли к бизнесвумен Ларисе Стрелец. В конце 2023 года 99% были зарегистрированы на эмиратскую Boreal Spirits. входящую в кипрскую KPO Marketing Company. Как сообщал РБК со ссылкой на реестр кипрских компаний, фирму возглавляют Андрей Стрелец и Татьяна Гомля (оба в должности директора). Единственным владельцем кипрской компании выступает зарегистрированная в Гонконге Solex Holding Limited (получившая акции KPO Marketing Company Limited в марте 2023 года от VP Island Ltd), ее бенефициары неизвестны.

За бутылкой следим, за заводом – нет?

На фоне приведенного выше выглядит забавным, что согласно постановлению Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 542, алкоголь и табак считаются у нас в стране стратегическим товаром. Парадокс: товар признан стратегическим, а предприятие, которое его выпускает – нет. Недосмотр или злой умысел? Вопрос не праздный.

Буквально на днях на фоне радикального ограничения времени продажи алкоголя в Вологодской области разнообразные эксперты, да и народ в супермаркетах, вновь принялись обсуждать существование в России мощного алкогольного лобби. Дескать, на Вологодчине почти ввели сухой закон, но в масштабах страны такой решительной борьбы с пьянством ждать не следует – «водочные короли» не допустят. Денег у них – вон сколько! И потому даже крепко пьющие люди, по-видимому, согласятся: работа производителей алкоголя должна стать более прозрачной и с точки зрения налогов, и с точки зрения качества продукции.

В случае, если законопроект Федорова будет принят, иностранные инвесторы российских алкогольных заводов должны будут в течение 365 дней предоставить информацию о доле владения в федеральный орган исполнительной власти. Процедуру, по которой необходимая информация будет предоставляться, установит правительство РФ.

Правда, есть в этой истории еще один парадокс, куда более яркий, чем отсутствие производителей водки в числе стратегических предприятий. В рамках санкций страны ЕС ограничили экспорт российской водки, однако западную водку в нашу страну можно спокойно заводить, как и раньше. И потому вслед за контролем за иностранными бенефициарами алкогольных заводов депутату Евгению Федорову было бы неплохо инициировать либо полный запрет, либо существенные ограничения на импорт водки в Россию и выкладку товара на полках.

Ну разве это не смешно? Во всем мире Россию считают родиной водки, при этом бутылки с импортным продуктом стоят у нас в супермаркетах на самых видных местах. Рынок вина отрегулировали при помощи пошлин на импорт и ужесточения правил продажи, а водку, которая приносит в бюджет сотни миллиардов рублей –нет. Хочется верить, что в этом случае речь идет именно не недосмотре, а не действиях иностранного алкогольного лобби.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.11.2024 13:30
Комментарии 0
Наверх