Судьбы кораблей, как и людей, бывают разными. Точно так же, как в семье жизненный путь братьев и сестер различен, так же различается участь однотипных, серийных судов. Одни по разным причинам погибают, унося с собой на дно морей и океанов сотни жизней, другие благополучно служат долгие годы, приобретая славу надежного и безопасного корабля.
В этой статье мы расскажем о последней крупной серии трансатлантических лайнеров компании «Уайт Стар Лайн» – «Олимпике», «Титанике» и «Британнике», а также о мифе, который появился в конце ХХ века.
Особенности трансатлантического судоходства на рубеже XIX и ХХ веков
«Битва за Голубую ленту Атлантики» развернулась с 40-х годов XIX века. В позапрошлом столетии всё выглядело достаточно просто. По заказу судовладельца строился пароход с рекордными характеристиками. Пассажиры (а их тогда было не очень много) старались купить билет только на обладателя Голубой ленты. Однако к концу XIX века судоходные компании осознали, что они могут получать существенно большую прибыль, если на линии будут работать два однотипных судна. В таком случае можно придерживаться стабильного расписания с отходом, например, из Ливерпуля, или Нью-Йорка с частотой один раз в неделю. То есть пассажиру, если он хочет пересечь океан на конкретном пароходе, не нужно ждать от трех недель до месяца, чтобы отправиться в путешествие. Он гарантированно может начать свой путь на другой континент раз в неделю на одном из двух лайнеров, на которых он сделал свой выбор.
Был и другой, не менее важный аспект. На рубеже веков в трансатлантическом судоходстве чётко обозначились две тенденции. Были лайнеры, которые предназначались для установления рекорда скорости. Они боролись за Голубую ленту. Ведь лайнер, на мачте которого развивался голубой вымпел, а в офисе компании находился переходящий кубок, приносил значительно больше прибыли, так как переманивал на свой борт богатых путешественников, которые были готовы заплатить за скорость, и, кроме этого, за престиж. Но существовала и другая тенденция. Эксплуатировать рекордные скороходы было дорого. Некоторые компании предпочитали уменьшить мощность машин, скорость, и соответственно, расходы на топливо. Их лайнеры не участвовали в борьбе за Голубую ленту, но они предлагали путешественникам невиданный комфорт. Билеты на них стоили немного дешевле, чем на лайнеры-рекордсмены, а пассажирами 1-го класса были представители аристократии, богемы, бизнеса. В начале ХХ века в Великобритании в перевозках через Атлантический океан участвовали две крупные компании «Cunard Line», «Кунард Лайн» и «White Star Line» «Уайт Стар Лайн». Первая делала ставку на корабли-рекордсмены. В начале ХХ века два их лайнера RMS «Mauretania» «Мавритания» и RMS «Lusitania» «Лузитания» надолго захватили приз. Мавритания несла голубой вымпел 20 лет (справедливости ради надо сказать, что в это время входила Первая мировая война и годы послевоенной разрухи). Что интересно. Строительство частично субсидировало Адмиралтейство Великобритании – в случае войны оба лайнера должны были стать вспомогательными крейсерами или быстроходными войсковыми транспортами. Турбины лайнеров разгоняли их до рекордных скоростей, но потребляли столько топлива, что эксплуатировать их можно было только тогда, когда они были самыми быстроходными пассажирскими судами в мире, и когда билеты на них покупали только по этой причине. После того, как в 1929 году Голубую ленту у «Мавритании» отобрал немецкий трансатлантик «Бремен», работа «Мавритании» в Атлантике стала убыточной (стоимость билетов существенно уменьшилось). Средняя загрузка лайнера не покрывала расходы на топливо. Лайнер попытались эксплуатировать как круизный в Средиземном море, но и от этой идеи быстро отказались – стоимость круиза была не очень большой, и даже при ограничении скорости (и, соответственно, расхода топлива) расходы всё равно превышали доходы.
Флотилия «Рэдиссон Ройал» Года Нисанова и Зараха Илиева: в разгаре десятая зимняя навигация
По другому пути пошли в компании «Уайт Стар Лайн». Конструкторы верфи «Harland & Wolff» «Харланд и Вольф» из ирландского Белфаста спроектировали для компании трансатлантический лайнер, более крупный, чем кунардовские конкуренты (водоизмещение «Мавритании 32 000 тонн, «Олимпика» – 45 000 тонн), но с меньшей скоростью (26 узлов у «Мавритании» против 23 узлов у «Олимпика»). Так как трансатлантики класса «Олимпик» были больше, то и пассажиров всех классов они перевозили больше – 2 165 человек у «Мавритании» и 2 435 человек на «Олимпике». Лайнеры имели похожие четырехтрубные силуэты. В «Уайт Стар лайн» пришли к выводу, что для надежной работы необходимо не два, а три лайнера. Названия судам дали в соответствии с традициями компании – с окончаниями на –ик: «Olympic» («Олимпик»), «Titanic» («Титаник») и «Britannic» («Британник»). Конкуренты из «Кунард Лайн» оценили идею, и приняли решение – в дополнение к своим двоим рекордсменам, построить третий лайнер, но с меньшей скоростью – «Aquitania» («Аквитания»)
RMS «Titanic»
«Титаник» был вторым лайнером в серии. Его гибель стала, без сомнения, частью истории человечества. О ней написано и снято столько, что рассказывать не имеет никакого смысла, желающие могут без труда найти все необходимые материалы.
RMS «Britannic» – HMHS «Britannic»
«Британник» спустили на воду третьим, он замыкал серию. Некоторые источники в Интернете утверждают, что первоначально лайнер планировали назвать «Гигантик». Насколько такая версия верна – неизвестно, по крайней мере, ни в одной из публикаций об этой серии, нет ссылок ни на один документ, подтверждающий такое намерение. После катастрофы с «Титаником» выяснилось, что одной из причин большого количества жертв было недостаток спасательных шлюпок. Для «Уайт Стар Лайн» это стало самым простым в исправлении свой репутации. На «Олимпике» увеличили количество спасательных шлюпок, установив некоторые из них в два яруса. «Британник» изначально строился с учетом увеличенного количества шлюпок. Именно по ним можно по фотографиям отличить эти лайнеры от «Титаника». Но не только это отличало третий лайнер от первых двух. Водонепроницаемые переборки проходили теперь и через пассажирские помещения в корпусе лайнера. Была добавлена еще одна водонепроницаемая переборка. Фактически, «Британник» стал модернизированным лайнером типа «Олимпик». В августе 1914 года началась Первая мировая война, которая изменила судьбу третьего лайнера. Его спустили на воду 26 февраля 1914 года как RMS «Britannic». RMS – аббревиатура, говорящая о том, что данное торговое судно имеет контракт с Королевской почтой Великобритании на перевозку корреспонденции. Почти все английские лайнеры, работающие на линиях в Атлантическом океане, имели такую приставку к названию. Но в строй «Британик» был введен 23 декабря 1915 года уже как HMHS «Britannic» – госпитальное судно с номером G618 Номинальная вместимость нового госпитального судна составляла 3 309 раненных и больных. Внутри лайнера судостроители проделали большую работу по перепланировке судна. Часть кают переделали в больничные палаты, различные помещения 1 класса оборудовали под операционные. «Британник» был покрашен в белую краску с зеленой полосой и красными крестами – такие требования были к внешнему виду госпитальных судов.
В одном из крупнейших столичных парков проведут две фотовыставки, которые включают фото с борта МКС, видеокадры и архивные документы. События приурочены ко дню рождения Юрия Гагарина и Дню космонавтики.
23 декабря лайнер вышел в свой первый эвакуационный рейс. Он шел в порт Мудрос, расположенный на греческом острове Лесбос. В Мудросе «Британник» 4 дня принимал раненых, после чего отправился в Саутгемптон. Было сделано еще два эвакуационных рейса в Средиземное море, которые прошли благополучно. К весне 1916 года ситуация в Средиземном море стабилизировалась, и большое госпитальное судно уже не требовалось. «Британник» находился в Саутгемптоне. Британское Адмиралтейство даже приняло решение вернуть лайнер компании «Уайт Стар Лайн». «Британник» вернулся в Белфаст. Но к осени 1916 года обстановка в Средиземном море накалилась снова. И большие госпитальные суда опять стали востребованы.
24 сентября «Британник» под командованием капитана Барлетта вышел в свой четвертый эвакуационный рейс. Он завершился благополучно, как и пятый. 12 ноября 1916 года лайнер вышел в свой шестой рейс, оказавшийся последним. 28 октября немецкий подводный минный заградитель U-73 типа UE I под командованием капитан-лейтенанта Густава Зисса поставило минное заграждение в проливе Кея (Кесс) между островами Кея и Макронисос. «Британник» 15 ноября прибыл в Неаполь для пополнения запаса угля. Разыгрался шторм, который задержал выход лайнера. Когда возникло погодное окно, капитан Барлетт принял решение им воспользоваться. Лайнер шел со скоростью 20 узлов – около 37 км/ч. В 08-12 по местному времени «Британник» напоролся на мину. Раздался сильный взрыв по правому борту. Образовалась большая пробоина, которая уничтожила носовую водонепроницаемую переборку. Было затоплено 4 носовых отсека. А самое главное, когда корабль накренился, вода стала поступать в открытые иллюминаторы. Их открыли специально, для проветривания кают. Врачи и медсестры сделали это по собственной инициативе, что было явным нарушением условий плавания в зоне боевых действий. Капитан Барлетт попытался выбросить судно на мель, но из-за отказавшей техники осуществить этот план не удалось. Лайнер запросил помощь. Несколько военных кораблей, включая вспомогательный крейсер «Героик» откликнулись, и направились к «Британнику». На его борту находились 1 066 человек 674 членов экипажа и 392 медицинских работников. Некоторые шлюпки пытались спустить самостоятельно, то так как лайнер еще продолжал движение, они перевернулись. В 09-07 «Британник» полностью лег на правый борт и затонул через 55 минут после взрыва. Спаслись 1036 человек, погибли – 30. Большинство людей спаслось, так как на «Британнике» было 40 спасательных шлюпок, рассчитанных на 2 000 человек – больше, чем было на борту. На «Титанике» 20 шлюпок спускали два часа, на «Британнике» – 30 шлюпок за 30 минут. Сыграло свою роль и температура воды – даже осенью в Средиземном море она была существенно выше, чем в Северной Атлантике.
Интересна история Вайолет Джессол. Эта девушка воистину родилась в рубашке. Она была на борту «Титаника» во время его первого и последнего рейса, и ей удалось выжить. Но судьба послала её и на борт «Британника», где она тоже спаслась! Наверное, в реальной жизни должны быть такие счастливые случаи.
«Британик» стал самым крупным кораблем, потерянным в ходе Первой мировой войны, и крупнейшим в мире затонувшим пассажирским судном. После окончания Первой мировой, «Уайт Стар Лайн» получила по репарации в качестве компенсации за погибший лайнер новейший немецкий трансатлатник «Бисмарк» – один из трех лайнеров типа «Император», которые были должны отобрать Голубую ленту у «Мавритании», но этому помешала Первая мировая война. «Уайт Стар Лайн» переименовали лайнер в RMS «Majestic». Он прослужил под английским флагом до середины 30-х годов ХХ века.
RMS «Olympic»
За период с января 2020 года по октябрь 2023 года магазинов, торгующих книгами, стало на 16% меньше. Количество издательств также сократилось, подсчитали аналитики сервиса «Контур.
Головной лайнер в серии был более счастливым кораблем, чем его собратья. В первый свой рейс лайнер вышел 14 июня 1911 года. И хотя от крупных неприятностей лайнер берегла судьба, всё-таки одно происшествие омрачило репутацию «Олимпика». Во время пятого рейса через Атлантику, 20 сентября 1911 года курс лайнера пересек британский бронепалубный крейсер HMS «Hawke». Произошло столкновение. Крейсер получил серьезные повреждения. Капитан «Олимпика» в произошедшим был не виноват. Кстати, это был не первый случай, когда английские трансатлантики сталкивались с крейсерами. Иногда для последних это заканчивалось гибелью. .В Первую мировую войну «Олимпик» был мобилизован в качестве войскового транспорта. За время войны лайнер перевез 120 000 человек. Судьба его хранила. 12 мая 1918 года «Олимпик» шел под охраной четырех эсминцев. Немецкая подводная лодка U-103 произвела пуск трех торпед. От двух торпед лайнер увернулся маневром, третья торпеда прошла мимо, а когда U-103 всплыла, «Олимпик» таранил и потопил субмарину. После войны лайнер вернулся на Атлантическую линию, где продолжил свою работу, на этот раз спокойную и безаварийную. Лайнер заслужил репутацию надежного судна. Он совершил 260 рейсов через Атлантику и был списан в 1935 году. Часть его роскошных интерьеров демонтировали, и они стали элементами дизайна отеля «Белый лебедь».
Миф о подмене
История человечества богато различными мифами на темы различных исторических событий. Не обошло это поветрие и историю о гибели «Титаника». Миф достаточно примитивный, но, не смотря на это, он оказался чрезвычайно живучим, и до сих пор в различных интернет-изданиях время от времени всплывает история о том, что в 1912 году погиб не «Титаник», а однотипный с ним «Олимпик». Суть мифа в следующем. Все началось с фотографии, на которой «Титаник» и «Олимпик» стоят рядом. Поскольку лайнеры однотипные, и только что построенные, то и выглядят они, естественно, одинаково. Автор не будет приводить все аргументы сторонников подмены, они есть в интернете. Они утверждают, что по ряду причин выход в роковой рейс совершил не «Титаник», а однотипный «Олимпик». Якобы изменили все названия на борту, и пассажиры были уверены в том, что они на борту «Титаника». Мы уже говорили, что морские мифы, в отличие от сухопутных мифов, развенчиваются относительно легко. Корабли и суда завязаны на огромное количество людей, которые так, или иначе, участвуют в событиях, на огромное количество документов, которое невозможно подделать по определению. Даже подводная съемка затонувшего лайнера не останавливают сторонников конспирологии.
В этой статье мы рассказали о самой «несчастливой» серии трасатлантическх лайнеров ХХ века. Конечно, были потери таких судов в разных странах в течение всего столетия, но это были единичные катастрофы. В целом, путешествия по морям (ранее регулярное пассажирское, сегодня – круизное), безопасно и комфортно.