Версия // Общество // Зачем глава Минтранса Максим Соколов готов забрать у авиапассажиров алкоголь из дьюти-фри

Зачем глава Минтранса Максим Соколов готов забрать у авиапассажиров алкоголь из дьюти-фри

3210

В сухом остатке

В разделе

Российские власти вновь озаботились проблемой авиадебоширов. В министерстве транспорта пообещали подумать над запретом проносить на борт алкоголь из магазинов беспошлинной торговли (дьюти-фри, duty free). Ранее с такой инициативой выступили в полиции, но идея была воспринята в штыки. Причем дело не в том, что кто-то защищает авиахулиганов, а в чисто экономических причинах. Глава Минтранса Максим Соколов, правда, пообещал все хорошо взвесить. Но сам факт того, что чиновники обсуждают эту странную идею, уже вызывает легкую оторопь. Видимо, в борьбе за трезвость россиян они потеряли трезвость ума.

Оставь бутылку всяк на борт входящий

Хочется сразу предупредить о позиции автора: дебош на борту самолета – это очень плохо. Хулиганов надо наказывать со всей строгостью закона. Накладывать на них огромные штрафы, а за серьезные проступки лишать свободы. И делать все возможное, чтобы не допустить безобразного поведения и мордобоя в воздухе. Не говоря уже о порче самолета, что может привести к катастрофе. Другое дело – методы борьбы с авиадебошем и их последствия.

Власти не без основания считают, что одной из важных причин хулиганства является возможность выпить перед полетом и во время. И если речь идет о международных рейсах, то эту возможность предоставляют магазины беспошлинной торговли. Пассажир перед посадкой может зайти туда и купить любой алкоголь на свой вкус: вино, виски, коньяк, водка, бренди – есть все. Правда, на борту пить принесенное запрещено, поэтому горячительное упаковывают в запечатанные пакеты. Естественно, это мало кого останавливает: пакеты разрываются, напитки выпиваются. А даже если бортпроводники попросят воздержаться от возлияния, то их требования игнорируют: с самолета просто так не высадишь. Да и уследить за всеми стюарды не могут. Примеров пьяных дебошей в воздухе хватает.

В феврале МВД предложило заставлять пассажиров сдавать алкоголь из дьюти-фри в багаж. Пояснений к этой инициативе полицейские чины не привели, что позволяет допустить - служба у них настолько опасна и трудна, что они даже не потрудились изучить вопрос. А теперь в Минтрансе предлагают все-таки подумать над тем, как реализовать идею. И это ведомство трудно упрекнуть в некомпетентности. Так что же не так с этим на первый взгляд благим предложением?

Туда, сюда, обратно

Как известно, магазины беспошлинной торговли находятся в стерильной зоне. Пассажиры попадают туда уже после того, как сдали багаж, прошли таможенный контроль и досмотр. Первый вопрос, который хочется задать тем, кто предлагает сдавать алкоголь в багаж: как это можно сделать, не нарушив законы физики? Организовать специальный пункт приема прямо в магазине? Или пассажиру придется вернуться, отстоять очередь, сдать бутылочки в багаж, снова пройти таможню и рентген, и после этого с облегчением сеть в самолет? Если так, то проще вообще запретить продавать алкоголь в «дьютиках». А, главное, честнее.

Впрочем, есть еще один способ: сдать алкоголь на хранение экипажу. Например, пассажир оплачивает в магазине покупку, но не получает ее на руки, из магазина курьер доставляет ее уже на борт самолета. Получить можно лишь по прилету. Идея, скажем прямо, так себе. Магазину вряд ли улыбается брать на себя ответственность за чужие покупки. А если не доставят вовремя или потеряют по дороге? Самолет из-за этого задерживать не будут, пассажир устроит скандал, напишет во все инстанции, а совсем принципиальные пойдут в суды. И снова честнее будет просто запретить продажу алкоголя. Только тогда, вполне вероятно, придется вообще распрощаться с этими магазинами, потому что спиртное обеспечивает им основную прибыль. Есть подозрения, что часть пассажиров не очень-то и в курсе, что в дьюти-фри еще продаются, например, духи. В магазины беспошлинной торговли идут не за ними.

По теме

Запретить – так все на свете

А дальше начинается чисто экономическая цепочка, о которой, кстати, упомянул министр транспорта Максим Соколов. Дьюти-фри не только сами получают прибыль, но и приносят ее аэропортам. Если магазины закроются, то аэрогавани недополучат часть доходов. Резонно предположить, что они переложат потери на своих клиентов, то есть на авиакомпании. Те тоже не станут расплачиваться за просчеты наших чиновников и сделают то, что всегда делают коммерсанты: заставят раскошелиться потребителей. Вряд ли это будет существенное повышение цен на авиабилеты, но нет и сомнений, что пассажиры всегда отвечают рублем за все и за всех.

Плюс к этому добавится недовольство нормальных путешественников, которые не дебоширят, а просто покупают качественный алкоголь. Да, они немного выпивают перед полетом и даже во время, но ведут себя прилично и никому не доставляют неудобств. Вообще-то алкоголь существует вместе с человеком тысячи лет, и многие умеют выстраивать с ним цивилизованные отношения. Но у нас все как обычно – от одной крайности к другой. Мы или до полусмерти пьем, или в припадке безумия вырубаем виноградники.

Матчасть опять не изучили

Кстати, не найдется ли у чиновников ответов на еще несколько вопросов? Например, как быть с иностранными аэропортами? Ок, туристы по пути в Турцию или еще куда-нибудь останутся трезвыми, и никто дебоширить не будет. Но ведь, улетая обратно, они купят алкоголь в зарубежных магазинах беспошлинной торговли, пронесут его на борт российской авиакомпании и все равно выпьют. А что вы скажете, когда дебошир, который выпьет еще перед аэропортом, потом добавит в кафе, озвереет на борту и потребует у стюардессы «притащить мое бухло», а когда она откажется, устроит на борту полноценный «спектакль»? Вопросы вообще сыплются, как конфетти у фокусника из рукава. А ничего, что у нас очень много происшествий происходит на внутренних линиях, где вообще нет доступа в дьюти-фри? А вас, уважаемые чиновники и силовики, не смущает международная статистика, согласно которой лишь четверть хулиганов на борту находятся в состоянии опьянения? Выражаясь простым языком, «голову сносит» у людей сам факт пребывания в замкнутом пространстве на высоте в несколько километров над землей.

Еще хочется спросить, изучали ли авторы идеи международный опыт? На Западе не запрещают покупать алкоголь в дьюти-фри, но за дебош на борту накажут так, что хулиган будет жалеть об этом всю оставшуюся жизнь. Франция: штраф до 150 тысяч евро (около 10 миллионов рублей по курсу). США: за нападение на членов экипажа наказание до 20 лет тюрьмы. Само главное, что в России недавно тоже ужесточили наказание за нарушение правил поведения в общественном транспорте. И за хулиганство в самолете можно заплатить 300 тысяч рублей, а, кроме того, введена уголовная ответственность. Так может стоит посмотреть, как будет работать этот закон, остудит ли он самые горячие пассажирские головы?

Спасибо за заботу!

Впрочем, нет уверенности, что от этого сотрясания воздуха здравыми, трезвыми мыслями вообще будет толк. Те, что придумывают далекие от жизни идеи – они не летают «экономом» и не ходят в дьюти-фри. Им подают на борту коллекционный коньячок, ублажают в вип-зале аэропорта перед вылетом на частном джете, или, на самый худой конец, они с комфортом проводят полет в бизнес-классе. И тут-то чинушам, разомлевшим от добротной выпивки и закуски, наверное, и приходят в голову мысли насчет того, как бы осчастливить граждан. Они же о нас заботятся, а мы, глупенькие, не понимаем!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.06.2017 15:58
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх