Профильный комитет Государственной думы поддержал законопроект об установлении уголовной ответственности за хищение бюджетных средств для исполнителей государственных и муниципальных контрактов, а также государственного оборонного заказа. В Сибирь-каторгу за воровство государевых денег не сошлют, но за решетку могут упечь – причем лет эдак на двадцать.
Воровать у оборонки = финансировать терроризм
Депутаты из фракции «Единой России» Михаил Старшинов и Ирина Яровая (глава комитета по безопасности и противодействию коррупции) вместе с рядом коллег по парламентской деятельности еще год назад, 11 марта 2015 года, вынесли на рассмотрение экспертов законопроект об ужесточении наказания за хищения при выполнении госзаказов – в том числе и оборонных.
К созданию законопроекта Яровую и Старшинова подвигло поручение президента, отданное по итогам обнародованного в декабре 2014-го года послания Федеральному собранию. Тогда Владимир Путин сравнил нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований, выделенных на государственный оборонный заказ, с финансированием терроризма. Отметив, что и наказывать за эту провинность следует так же строго.
«Средства бюджета должны до копейки использоваться на предназначенные цели… Меры, предложенные нами, направлены на максимальный уровень ответственности, – поясняет депутат Яровая. – Кроме того, это меры прямого контроля и персонализации всех субъектов, задействованных через субподряды».
Развивая мысль главы государства, авторы законопроекта предлагают добавить в Уголовный кодекс новую статью: 164.1. В соответствии с ней будет определяться наказание за хищение денег при исполнении госзаказа в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд или же оборонного госзаказа.
Владимир Путин
Варианты уже прописаны
За хищение должностным лицом заказчика, поставщика, субподрядчика и соисполнителя госзаказа – штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (с лишением права занимать должности на срок до 5 лет), принудительные работы сроком 5 лет или лишение свободы на срок до 6 лет – в совокупности со штрафом в 500 тысяч и запретом на должность.
Для лиц, которые занимают государственные должности и изобличены в хищении бюджетных средств на госзаказах – 5-12 лет лишения свободы со штрафом в 1-3 миллиона рублей и запретом занимать определенные должности до 10 лет.
За хищения в особо крупном размере (согласно законопроекту – более 6 миллионов рублей) или же при исполнении контракта по поступившему от государства оборонному заказу – от 7 до 20 лет колонии, штраф 3-5 миллионов рублей и запрет занимать определенные должности на срок до 20 лет.
На сегодняшний день описанные выше махинации караются по статье 160-й («Присвоение или растрата»), а она предусматривает наказания куда более мягкие: до 10 лет лишения свободы и до 1 миллиона штрафа.
Депутаты от ЛДПР под руководством своего лидера Леонида Слуцкого вынесли на рассмотрение Государственной думы проект, предусматривающий введение уголовного наказания для так называемых «чёрных вдов» спецоперации.
Кстати, взятки при определении поставщиков и при исполнении госконтрактов и оборонных заказов авторы законопроекта предлагают сразу засчитывать как полученные (или врученные) «в особо крупном размере» – а это 15 лет лишения свободы.
Депутаты – за
Постепенно продвигаясь по инстанциям, документ обрастает поддержкой.
В понедельник, 14 марта, профильный комитет Госдумы по законодательству уже рекомендовал нижней палате парламента принять законопроект в первом чтении. Поддерживает инициативу депутатов-«единороссов» и Верховный суд. Правда, с ремаркой: в законопроекте следует уточнить определение «должностного лица». Об этом же (уточнить категории должностных лиц, которые могут попасть под действие статьи, в частности, «навести резкость» на представителей коммерческих организаций) говорится и в заключении комитета. А также уточнить, соответствует ли принципу равенства всех форм собственности идея об ужесточении наказания за хищение именно государственной (муниципальной) собственности.
По другим моментам, похоже, возражений нет. Предполагаемая дата рассмотрения законопроекта в Государственной думе - 22 марта.
Адвокаты – против
Именно несоблюдение закрепленного в Конституции принципа равной защиты всех форм собственности не позволяет Федеральной палате адвокатов одобрить предложенный Яровой и Старшиновым законопроект. Статс-секретарь ФПА Константин Добрынин напоминает: различная ответственность за преступления в отношении госсобственности и собственности граждан имела место в СССР и РСФСР – советский Уголовный кодекс различал их по степени общественной опасности, и составы преступлений рассматривались в разных главах УК.
Однако с 1993-го года, то есть с момента принятия новой Конституции РФ, все формы собственности в глазах закона являются равными – и им гарантирована равная защита. «Это было одним из демократических достижений или завоеваний того периода», – поясняет Константин Добрынин. Отменить этот принцип равенства одной статьей УК невозможно, уверен адвокат.
Параллельным курсом
А между тем, об эффективной борьбе с расхитителями государственной собственности заботятся не только в Госдуме: в начале марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил специалистам Минюста совместно с другими ведомствами подготовить предложения по усилению уголовной ответственности за хищения при осуществлении госзакупок. Срок выполнения поручения главы правительства – 15 сентября.
Минфин и Минэкономразвития до 15 апреля должны принять меры по совершенствованию проведения внутреннего финансового аудита. А к 14 октября те же министерства при содействии Банка России, Счетной палаты, экспертного совета при правительстве и персонально министра Михаила Абызова должны усовершенствовать и процесс мониторинга реализации крупных проектов с государственным участием.