Минувшим летом в Омске состоялась ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Управление развитием территорий». Участие в ней приняли представители Минэкономразвития, Минстроя и Минсельхоза РФ, Росреестра, Торгово-промышленной палаты, корпорации «ДОМ.РФ», региональных и муниципальных органов власти, ведущих градостроительных, научных и образовательных институтов – всего более 350 человек из 40 регионов России.
Тема комплексного развития территорий и градостроительного планирования является не просто одной из актуальных проблем, она непосредственно связана с развитием страны. Ведь указанные вопросы напрямую сказываются на социально-экономической стабильности, уровне развития промышленности и науки, экологической безопасности и как итог – стратегической безопасности нашего государства.
Потому обсуждение вопросов о создании комфортной городской среды должно идти в ногу со временем, используя актуальные модели и технологии. Именно об этом и шла речь в ходе конференции. Так, организатор мероприятия и моя коллега по работе в комитете ТПП профессор Международной академии архитектуры Анна Николаевна Береговских отметила, что создание эффективной системы градостроительного планирования должно обеспечиваться за счёт перехода от разрозненных документов к цифровой информационной модели градостроительного планирования. А почётный архитектор России, академик Международной академии архитектуры Александр Сергеевич Кривов говорил о том, что ведущим компонентом осуществления перехода к новой модели градостроительного развития России является рассредоточенное строительство. Отвод значительных новых территорий под жилищное и социальное обустройство выступает объективной необходимостью времени и новых технологических укладов.
Цифровой подход
Достижением конференции можно считать тот факт, что по её итогам были сформулированы основные направления совершенствования современной модели градостроительного планирования и управления развитием территорий. Прежде всего это цифровизация. Внедрение цифровых информационных моделей даст целый ряд преимуществ. Это позволит уменьшить трудозатраты на сбор и обработку данных, повысить оперативность согласования градостроительных решений на всех уровнях, сократить инвестиционный цикл за счёт скорости принятия градостроительных решений и обеспечить оборот пространственных данных в сфере градостроительства через применение единой системы требований. Именно поэтому Росреестр проводит сегодня огромную работу по внедрению Национальной системы пространственных данных (НСПД).
Другим перспективным решением является создание цифровых двойников городов. С их помощью можно создавать детализированные виртуальные модели городской среды, прогнозировать последствия планировочных решений и оптимизировать использование городских ресурсов. Таким образом мы сможем значительно повысить качество градостроения и развития территорий.
Лидер Соединённых Штатов Дональд Трамп во время своей инаугурации 20 января пообещал сделать Америку больше, сильнее и гораздо более исключительной, чем прежде.
Также в настоящее время ведётся работа над законопроектом по интеграции мастер-планов развития городов в законодательство о градостроительной деятельности. Законодательное закрепление мастер-планов позволит улучшить качество градостроительного планирования за счёт комплексности решений. Однако следует отметить, что положения законопроекта не учитывают тенденции и стратегические задачи по цифровизации градостроительной деятельности. А ведь мастер-план должен быть не просто инструментом визуализации, но и инструментом принятия решений, основанных на данных и анализе.
Нельзя не упомянуть и другую проблему – отсутствие эффективной системы, позволяющей отслеживать качество исполнения принятых градостроительных решений. К сожалению, эта проблема носит системный характер, негативно сказываясь на состоянии наших городов. Её решение требует комплексного подхода, включающего совершенствование нормативно-правовой базы, развитие технологического обеспечения и формирование научно-методологических основ мониторинга. О том, насколько назрели эти меры, говорят результаты опроса, проводившегося в ходе конференции, участие в которой, напомню, принимали профессионалы. 92% респондентов согласились с необходимостью законодательно обеспечить обязательность мониторинга реализации генерального плана.
Город для всех
Здесь мы переходим к следующему блоку проблем. В ходе конференции не раз отмечалось, что существующая система территориального планирования, сформированная ещё в начале 2000-х годов, сегодня демонстрирует ограниченность в решении актуальных задач пространственного развития и требует кардинального обновления подходов. Территориальное планирование утратило роль инструмента, формирующего политику планирования использования земель, и свелось в большей мере к разрешению противоречий между федеральными ведомствами (Рослесхоз, Минприроды, Минэнерго и т.д.) в целях соблюдения баланса между социально-экономическим развитием населённых пунктов.
А ведь вопрос комплексного развития территорий касается всех. Потому я уверен: необходима организация диалога между бизнесом, инвесторами, жителями и органами публичной власти. И этот диалог должен учитывать интересы всех сторон, поскольку отсутствие доверия будет препятствовать разработке качественных градостроительных решений и реализации проектов. Как создать необходимый уровень доверия? Для этого надо информировать граждан и бизнес о том, какие вопросы в области градостроения стоят на повестке, приглашать к обсуждению, учитывать мнение при согласовании решений и, конечно же, привлекать к реализации проектов.
Всё это важно ещё и потому, что в последнее время возрастает потребность в формировании здоровьесберегающей и инклюзивной среды. Причин тому много: здесь и демографические изменения, и ухудшение экологической обстановки, и развитие медицинских знаний о влиянии окружающей среды на здоровье человека. А также растущее в обществе понимание того, что нужно обеспечивать равные возможности всем членам общества независимо от их физических, психических или социальных особенностей. Формирование здоровьесберегающей и инклюзивной среды требует комплексного подхода к планированию и проектированию городских территорий с учётом всех медико-социальных, экологических и социально-психологических факторов. А это значит, что проекты инклюзивных объектов должны включаться в стратегические документы – только это обеспечит их реализацию. Заодно в нормативах градостроительного проектирования должны быть законодательно закреплены показатели для формирования здоровьесберегающей и инклюзивной среды.
Кстати
Особенно актуальной проблемой, препятствующей развитию сферы градостроительства, в последнее время стал кадровый дефицит. Он затронул все уровни профессиональной деятельности – от рядовых специалистов до руководителей высшего звена. Из-за этого падают темпы реализации проектов территориального развития и снижается общая эффективность управления пространственным развитием городов и регионов. Очевидно, что ликвидация дефицита кадров требует запуска специализированных образовательных программ для подготовки высококвалифицированных специалистов в области градостроительства.
Обсуждению данной проблемы в числе других будет посвящён III Всероссийский конгресс по комплексному развитию территорий (КРТ), который пройдёт в Москве 31 октября. Его основная цель – определить стратегические направления и инструменты для устойчивого и комплексного развития российских территорий, усилить эффективность реализации проектов КРТ.