Версия // Культура // «Наша Версия» размышляет о ряде новинок книжного рынка и их особенностях

«Наша Версия» размышляет о ряде новинок книжного рынка и их особенностях

5142

Издательская комедия. Часть 2

«Наша Версия» размышляет о ряде новинок книжного рынка и их особенностях (на фото Мишель Уэльбек) (фото: Wikimedia Commons/Mariusz Kubik)
В разделе

Была ли и остаётся книга властителем дум человечества, может ли она помочь кому-то в трудные времена или такие утверждения будут (мягко говоря) некорректными? Как и обещали, продолжаем разговор об этих и других непростых темах далее.

«…Мы, в конце концов, всё теряем, и мы можем себе позволить до этого побеждать, как делают пятнистые лесные обезьяны. – Разве они всегда побеждают? – Да, оттого, что понятия не имеют о победе» Э. М. Ремарк «Чёрный Обелиск».

В первой части нашего исследования мы приводили цифры, ссылались на мнения экспертов и писали об общем состоянии российского книжного рынка, которое, к большому сожалению, не внушает большого оптимизма и прочих вещах.

Но какие метаморфозы происходят с творчеством ряда современных классиков художественной литературы (фикшне), на примерах таких знаковых фигур, как Уэльбек, Франзен и Пелевин – вопрос не менее интересный. А изменения явно есть. Пока они находятся на грани едва заметных внимательному глазу проявлений, но порассуждать об этом далее, представляется важным для понимания общих процессов.

Вкратце, отмечу появление любопытного тренда в последних по времени выхода произведениях вышеупомянутых известных авторов. Соответственно, у Мишеля Уэльбека – в «Уничтожить», у Джонатана Франзена – в «Перекрёстках» и у Виктора Пелевина – в «KGBT+».

Место на публицистической трибуне, где они много говорили о глобальных драмах Франции, Америки, России или всего мира, уступается ими другим — весьма энергичным и даже назойливым — ораторам (блогерам).

Тем временем, эти, одни из самых чутких к общественным настроениям писатели, отворачиваются от объёмных проблем социологии, политологии и (частично) конспирологии, возвращаясь на «человеческий» уровень. В их приоритетах всё чаще исследуется драма конкретной личности и причины её возникновения!

В последнем романе Мишеля Уэльбека «Уничтожить» содержанием жизни главного героя (друга высокопоставленного чиновника, вынужденного уйти из его команды из-за скандала) становится собственно сама жизнь, сотканная из общения с близкими, тихой радости от морского бриза, лицезрения пальм, вкусной еды, секса, утрат и болезней.

Конечно же, тема угасания «прогнившего» Запада не уходит из романа Уэльбека целиком. Все признаки упадка европейской цивилизации (с центральной темой замещения традиционных мест проживания и образа жизни одних народов другими, за что его часто критикуют) в нём, по-прежнему, налицо. Но, на сей раз, они служат задником для человеческой драмы, разворачивающейся на авансцене, — своего рода аналогом осеннего пейзажа, сопровождаемого ненавязчивыми вибрациями кул джаза за кадром. Таким образом, вместо привычного «романа об идеях» Уэльбек едва ли не впервые в своей писательской карьере предлагает читателю «роман о людях».

Схожая метаморфоза произошла совсем недавно с другим писателем, сверстником Мишеля Уэльбека американцем Джонатаном Франзеном. Так же, как и Уэльбек, славящийся своей уникальной способностью облекать в слова тончайшие и напряжённые вибрации американского социума Франзен, в своей последней книге «Перекрёстки» (2021), вместо того чтобы снова озаботиться судьбами отечества (чей «дым нам сладок и приятен») неожиданно рисует семейный роман, делая акцент опять же не на глобальных идеях, а на тонкостях человеческой психологии и частной жизни.

У Виктора Пелевина (с его особым взглядом на окружающую нас действительность через фантастическую, мистическую и отчасти конспирологическую призмы) роман 2022 года под названием «KGBT+» вышел весьма лиричным и человечным, если сравнивать с его предыдущими произведениями. Здесь продвинутый вбойщик-музыкант из далёкого будущего проецирует свой творческий метод на отношения с социумом и интимные отношения с очаровательной анимэ-роботессой, которая оказывается на поверку идеальной машиной-убийцей.

Самое главное, что ни Уэльбек, ни Франзен, ни Пелевин, ни в коем случае, не отрекаются от своих ключевых ценностей и основных писательских приёмов, но смещение фокуса определённо имеет место быть!

Почему так происходит и каким образом такой подход может помочь читателям в трудные времена? Более подробно я поделюсь своими мыслями по этому поводу в продолжении статьи. Пока как обычно предлагаем нашим читателям обзор некоторых свежих новинок из разряда нехудожественнной литературы (нон-фикшн) посвящённых вечным кулинарным темам, представленным на осенней ММКЯ 2023 нашими партнерами из редакции «Бомборы».

Вильям Васильевич Похлёбкин — знаменитый автор книг по кулинарии, впервые раскрывший кулинарную тематику с научно-исторической точки зрения. В книге «Национальные кухни народов СССР» он подробно изложил особенности кухонь бывших 15 республик (украинской, белорусской, молдавской, грузинской, армянской, азербайджанской, казахской, киргизской, узбекской, таджикской, туркменской, эстонской, латышской, литовской и, конечно, русской). Каждая глава начинается исторической справкой о той или иной национальной кухне, продуктах и особенностях их приготовления. Следом идут рецепты с вводным словом о специфике приготовления какой-либо группы блюд в целом. Подобного анализа самобытной советской кухни (характерной для 70-летнего существования специфического государственного образования под названием СССР, где царствовала «Книга о вкусной и здоровой пище») в общем, и большого количества конкретных блюд, в частности, не было и, по-видимому, уже не будет. Поэтому эта книга – существенный дар всем почитателям таланта уважаемого автора.

Публикуемая работа – «История водки 19-20 веков» – первоначально не предназначалась для печати и, тем более, никогда не мыслилась как некая занимательная «история пьянства» для развлекательного чтения. Произведение – серьёзная научно-исследовательская работа, посвященная выяснению конкретных, узко-исторического вопросов, имеющих прямую связь с экономикой (в плане брендирования напитков): когда и кем началось производство водки в России? И было ли оно начато раньше или позже, чем в других странах? Иными словами, задача Похлёбкина состояла в том, чтобы выяснить, была ли Россия в деле производства водки вполне оригинальна или же и в этом сугубо, как считается, «национально-кулинарном» вопросе кто-то из Европы (а может быть и из Азии?) так сказать, «указал путь», «что-то подсказал» и «помог» местным производителям и энтузиастам?

Отмечу, что книги Вильяма Похлёбкина неоднократно переиздавались. Их тиражи по некоторым оценкам превышают 100 миллионов экземпляров. Есть надежда, что они снова и снова будут привлекать внимание новых взрослеющих поколений своим тщательным подходом к теме, достоверностью фактов, выверенностью изложенных рецептов и особенным проникновенным отношением автора к еде, мировой кухне и кулинарным традициям различных народов.

«Наша Версия» поздравляет родных и всех поклонников Вильяма Похлёбкина с его 100-летием! Также поздравляет Мишеля Уэльбека с его 65-летиием (писатель родился в феврале 1958 года). Желает ему здоровья и новых увлекательных произведений!

Фотографии обложек книг В. Похлёбкина предоставлены издательством «Бомбора». Редакция выражает признательность за взаимодействие Светлане Ильичёвой.

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.09.2023 13:15
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх