Версия // Общество // В России могут ввести ОКВЭД для блогеров, коучей и других инфобизнесменов

В России могут ввести ОКВЭД для блогеров, коучей и других инфобизнесменов

1919

Марафон в законе

В России могут ввести ОКВЭД для блогеров, коучей и других инфобизнесменов
В разделе

В Госдуме создали рабочую группу, которая займется разработкой ОКВЭД для представителей инфобизнеса и передаст его в Росстат. Аудитория многих крупных блогеров на сегодняшний день часто превышает аудиторию СМИ, но при этом не регулируется законодательно. Власти решили исправить ситуацию. Пока ОКВЭД нет, блогеры создали саморегулируемую организацию, которая сможет представлять их интересы на государственном уровне и принимать участие в антимонопольных разбирательствах.

2023 год ознаменовался целым рядом громких «блогерских» дел. Валерия Чекалина, продававшая фитнес-марафоны, и ее супруг Артем Чекалин попались на неуплате 318 миллионов рублей налогов, и несколько месяцев оставались под подпиской о невыезде и не могли пользоваться интернетом. «Королева марафонов» Елена Блиновская была помещена под домашний арест за неуплату 918 миллионов рублей, причем недавно сообщалось, что долг перед налоговой уже приблизился к полутора миллиардам рублей. «матерь бложья» Александра Митрошина, которая также стала фигуранткой уголовного дела, быстро погасила задолженность, и обошлось без санкций. Наконец, основатель «Like Центра» и одна из наиболее заметных фигур инфобизнеса Аяз Шабутдинов был арестован по обвинению в мошенничестве при продаже образовательных курсов – претензии против коуча выдвинули несколько учеников, и, возможно, пятнадцатью эпизодами дело не ограничится.

Объем инфорынка в России, по информации за 2022 год, составил порядка 52 миллиардов рублей. В 2023 году эта цифра, согласно прогнозам, может увеличиться до 70-80 миллиардов рублей. Это весьма значительная часть экономики, и оставлять ее в нынешнем виде, без регулирования, нецелесообразно.

Код для всех

В Госдуме готовы проработать вопрос о создании отдельного кода для блогеров в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Об этом заявил вице-спикер нижней палаты парламента Петр Толстой во время круглого стола «Актуальные вопросы законодательного регулирования наставничества, консультирования и иных услуг образовательного характера».

По словам парламентария, для создания кода ОКВЭД понадобятся некие законодательные решения на федеральном уровне. Толстой обратил внимание, что в данный момент аудитория многих блогеров во многом превышает аудиторию печатных СМИ и даже телеканалов, однако закон никак не регулирует их деятельность.

Петр Толстой: «Понимаете, что качественно отличает, так это то, что СМИ ограничены определенным законом, они обязаны нести ответственность за ту информацию, которую они распространяют. У блогеров таких обязательств нет. Никто не может такие обязательства на них возложить».

По теме

Вопрос о «блогерском» ОКВЭД обсуждают еще с весны этого года. На данный момент среди блогеров много ИП, и они выбирают ОКВЭД 59.11 «Производство кинофильмов и телевизионных программ». Отдельный код нужен инфлюенсерам для того, чтобы те, кто продает свои образовательные услуги в сети, могли существовать в рамках правового поля и регистрироваться в ФНС. За счет его отсутствия они как бы оставались вне правового поля. И, возможно, именно это и спровоцировало волну упомянутых выше дел о неуплате налогов и мошенничестве.

Депутат Госдумы Яна Лантратова по итогу круглого стола сообщила о создании рабочей группы, которая займется разработкой законопроектов, регулирующих блогерскую деятельность. Она пообещала, что будут приглашены все заинтересованные стороны – представители инфобизнеса, Минцифры, Росстандарта, ФНС, МВД и других ведомств.

Войти в правовое поле

Согласно информации Ассоциации блогеров и агентств (АБА), которую приводит газета «Известия», в России в 2022 году насчитывалось более 1 тысячи блогеров, чья аудитория превышала 1 миллион человек. Рынок услуг в сфере инфобизнеса крайне обширен: это и тренинги, и курсы, и лайф-коучинг, и всевозможные фитнес-марафоны и «марафоны желаний», и экзотика вроде астропсихологии, и не только. Присвоение этой деятельности кода ОКВЭД не только узаконит ее, но и, как полагают в АБА, даст возможность представителям данной сферы получать поддержку от государства.

Зачастую блогеров склонны ставить в один ряд с мошенниками, треш-стримерами и другими персонажами, чью деятельность общественность оценивает негативно. Поэтому в АБА заинтересованы в урегулировании блогосферы и установлении определенного стандарта. В ФНС, в свою очередь, указывают, что для инфобизнеса даже возможен и особый налоговый режим, но этот вопрос требует дальнейших обсуждений. Не стоит забывать, что одна из главных претензий к блогерам со стороны налоговиков – дробление бизнеса

На сегодняшний день те, кто ведет блог не для получения дохода, а в качестве хобби или саморекламы, могут вообще не регистрировать эту деятельность – она не несет прибыли. Но как только это начинает приносить доход, необходим юридический статус, уплата налогов и ведение отчетности. У блогеров есть ряд вариантов: оформление самозанятости, ИП или юрлица. Самозанятость доступна для тех, кто зарабатывает менее 2,4 миллиона рублей в год.

Регулирование необходимо?

С одной стороны, блогеры могут оказывать большое влияние и на экономику, и на политику, и в перспективе оно, судя по всему, будет только увеличиваться. Есть мнение, что без регулирования здесь не обойтись. Это может сыграть на руку не только властям, но и самим представителям инфобизнеса – сейчас они, к примеру, не защищены от пиратства: их оригинальные разработки присваиваются и искажаются, а в итоге блогеры теряют доход, а потребители получают некачественный продукт.

С другой стороны, есть мнение, что с ужесточением регулирования представители отрасли уйдут в тень, а качество контента ухудшится.

В Росстандарте указывают, что отдельный код ОКВЭД для блогеров – не единственный вариант. Также возможно внесение в код «Рекламная деятельность» подкода по блогерству и разработка стандарта такой деятельности, который в перспективе может превратиться в отдельный код ОКВЭД. В то же время в ведомстве обратили внимание, что код ничего не регулирует сам по себе и представляет собой только один из инструментов.

В Минэкономразвития поддерживают присвоение ОКВЭД блогерской деятельности и инфлюенс-маркетингу. В Минцифры также положительно настроены на этот счет и отмечают, что инициатива должна реализовываться при участии бизнес-сообщества и с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Блогеры и СРО

В начале декабря в России была создана первая саморегулируемая организация (СРО) блогеров, которую зарегистрировал Росреестр. Это еще один шаг по вхождению в правовое поле представителей данной сферы деятельности. Организация создана на базе АБА, и сейчас в нее входит более 50 тысяч человек. Членство в ассоциации – это возможность получить представительство интересов на уровне государства, а также участие в антимонопольном разбирательстве. Также АБА может обжаловать в арбитражном суде правовые акты органов власти, применять в отношении блогеров меры ответственности, прописывать стандарты и правила в рекламе, рассматривать жалобы и не только.

Наконец, одна из важнейших функций СРО – быстрое продвижение блогерских инициатив к организаторам тендеров в сфере инфлюенс-маркетинга. При этом блогеры не обязаны вступать в СРО – членство является сугубо добровольным делом, не предусматривает никаких специальных правил о налогообложении, отчетности и так далее.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.12.2023 12:24
Комментарии 0
Наверх