Версия // Культура // Художественные вкусы россиян дотянут до финнов и голландцев

Художественные вкусы россиян дотянут до финнов и голландцев

2082

Культмасс

Россияне будут знать Кандинского (на фото — «Белый овал») не хуже, чем голландцы Рембрандта lori.ru
В разделе

Чтобы привлечь внимание публики к искусству, Третьяковская галерея придумала нетривиальный ход – устроила выставку в аэропорту Домодедово. Теперь картины русских авангардистов могут посмотреть как туристы, посещающие нашу страну, так и россияне. Впрочем, подобная практика не редкость для некоторых аэропортов. А у многих европейцев интерес к искусству ещё ниже, чем у россиян.

Картины получат объём, то есть можно будет, например, посмотреть на полотно сзади или сверху. Изображения не будут статичными – организаторы хотят показать процесс создания полотен, чтобы зрители, наблюдая за творческими исканиями художника, могли лучше понять его логику.

«Наша задача состоит не в том, чтобы продемонстрировать подлинники, а в том, чтобы заинтересовать зрителя и пригласить его посмотреть шедевры русского авангарда в залах Третьяковки, – рассказала директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – Музей – это ведь не только место хранения и учёта произведений искусства. Выбор русского авангарда не случаен. Он обусловлен тем, что именно с ним мы вошли в мировое искусство, и при этом именно он наименее понятен широкой российской аудитории. Наш проект – это попытка найти новые возможности и формы общения со зрителями».

Всего в аэропорту Домодедово пройдут три выставки, посвящённые русскому авангарду. На первой представлены такие картины, как «Белый овал» Василия Кандинского и «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, а также произведения Марка Шагала, Александра Родченко, Любови Поповой. Следующая экспозиция будет посвящена Михаилу Ларионову и Наталье Гончаровой, которых не без оснований считают столпами русского авангарда. Последняя называется «Мир искусства Сергея Дягилева».

Вообще, планы у Третьяковки наполеоновские. Как заявили организаторы, если выставки в Домодедове пройдут успешно, то галерея планирует заняться подобными проектами в других крупнейших аэропортах мира – от Нью-Йорка до Сингапура.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что экспозиции картин в аэропортах не новшество для Европы. Так, в 2002 году прибывающие в Амстердам туристы могли почувствовать очарование художественных собраний этой страны непосредственно сразу после прилёта в столицу Нидерландов. Внутри городского аэропорта открыт музей с редкой коллекцией старых мастеров, включая Рембрандта. Но в отличие от российской выставки здесь представлены исключительно подлинники. Картины галерее аэропорта Schiphol предоставил всемирно известный музей Rijksmuseum. Акция открытия новой галереи была осуществлена специально для того, чтобы привлечь в Голландию туристов. И руководство музея ничуть не смущает, что шедевры живописи выставлены в подобном нетривиальном месте. Директор музея в своё время заявил, что считает амстердамский аэропорт вполне безопасным местом, а для дополнительной защиты каждая картина помещена под пуленепробиваемое стекло.

«В Голландии другое отношение к искусству, – говорит искусствовед Юлия Овчинникова. – Как говорят сами голландцы, в литературе и поэзии гениев у них нет, зато есть в живописи. Поэтому большая часть населения там понимает и разбирается в искусстве и с малых лет хорошо знает своих художников. Поэтому экспозиция в аэропорту вряд ли привлекла бы внимание, если бы выставлялись копии шедевров».

Вообще, разница отношения к культуре посещения музеев в России и Европе видна из статистики. В этом году по результатам опроса ВЦИОМ стало понятно, что каждый пятый россиянин никогда не был в музее. Более половины принявших участие в опросе (53%) не бывали в музеях уже несколько лет, а 35% респондентов вообще не хотят туда ходить. Чаще всех экспозиции посещают москвичи и петербуржцы, молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, люди с высшим образованием. Чуть более половины опрошенных (53%) хотели бы бывать там чаще, причём в числе этих людей женщин больше, чем мужчин. Но количество людей, посещающих музеи, с каждым годом сокращается.

Что касается Европы, то здесь статистика разнится. В Финляндии, например, вполне допустимо, когда на выставку приходят чуть ли не на целый день целыми семьями с маленькими детьми, что практически немыслимо у нас. Зато парижанина обнаружить даже в таком хранилище шедевров, как Лувр, достаточно непросто. Игнорируют художественные экспозиции и жители Берлина. Всего лишь 6% из них проявляют интерес к изобразительному искусству. Так что российские показатели на этом фоне не кажутся провальными. Что, впрочем, не должно успокаивать хранителей российских музеев.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.09.2009 11:27
Комментарии 0
Наверх