Поддельные концерты в 90-е годы в России были поставлены на поток: ещё недавно выступления одной и той же популярной группы одновременно в разных городах были фактически в порядке вещей. Десятки «Ласковых маев», «Миражей», сотни менее известных коллективов бороздили просторы нашей Родины не хуже бойких «детей лейтенанта Шмидта». О некоторых из них продюсеры отлично знали: руководители групп сами отправляли дополнительные «трудовые бригады» с целью увеличения заработка. Другие являлись собственно подделками и лихо пользовались доверчивостью русского народа и неразвитостью местных средств связи. Казалось бы, с повсеместным утверждением Интернета, появлением всевозможных фан-сообществ должен быть поставлен надёжный заслон «музыкальному контрафакту». Но не тут-то было: нешуточные скандалы подобного рода происходят повсеместно. Как можно морочить людям голову со сцены в век современных технологий, выяснял корреспондент газеты «Наша Версия».
Недавно сразу в нескольких российских городах должны были состояться представления знаменитого мюзикла «Нотр-Дам де Пари» с участием поп-дивы Светланы Светиковой. Но оказалось, что, во-первых, права на мюзикл у российской стороны истекли, да и вообще, согласно первоначальным договорённостям постановка могла демонстрироваться только в столице и только на сцене Московского театра оперетты. Но всё это мелочи по сравнению с тем, что срок действия договора с французскими правообладателями истёк в 2004 году. Новое лицензионное соглашение на постановку мюзикла российская сторона заключать не стала.
Проблемы начались в Туле, где концерту так и не дали начаться, а артисты подписали предупреждение об уголовной ответственности. Но так как от гастролей труппа не отказалась, в Воронеже она была задержана правоохранительными органами. Как объяснила продюсер оригинальной русской версии мюзикла Катерина фон Гечмен-Вальдек, актёры прекрасно знали, что показывать спектакль нельзя, но всем объясняли, что якобы их менеджер договорился с французами.
«С пиратским «Нотр-Дамом» гастролировали две бригады артистов, – рассказала она. – Одной из них руководил Александр Маракулин, исполнитель роли Фролло в нашей постановке. В эту бригаду входили Света Светикова (Эсмеральда), Александр Постоленко (Гренгуар), Сергей Ли (Клопен), Андрей Белявский (Квазимодо). В афишах также упоминался Эд Шульжевский (Феб), но иногда под его именем выступал другой человек. Вторую бригаду возглавлял Владимир Дыбский, который играл у нас Гренгуара. С ним работали Теона Дольникова (Эсмеральда), Алексей Секирин (Феб), Игорь Балалаев (Фролло), Тимур Ведерников (Квазимодо). Жаль, что всенародная любовь зрителей к нашему мюзиклу так бессовестно эксплуатируется пиратами. Под названием «Нотр-Дам де Пари» и его «концертной» версией людям продают слепленный на скорую руку суррогатный продукт, условно напоминающий легендарную постановку. Причём билеты по всей стране продают за баснословные деньги – от 1000 до 3500 рублей!»
Светлана Светикова, исполнившая главную женскую партию в мюзикле, имеет, разумеется, совершенно иное мнение на сей счёт. «У нас была концертная версия мюзикла, – рассказала она. – В постановке использовались другие костюмы, хореография, декорации. Конечно, было много общего, но говорить о том, что мы просто украли мюзикл, нельзя». В итоге после длительных переговоров французские правообладатели мюзикла разрешили россиянам исполнять отрывки из мюзикла «Нотр-Дам де Пари» общей сложностью не больше 10 минут. Как объяснили артисты труппы, это лишь три самые известные композиции: Belle, ария Эсмеральды «Жить для любви одной» и «Пришла пора соборов кафедральных».
Впрочем, подобные договорённости «левых» гастролёров с владельцами прав – скорее исключение. Равно как и тот факт, что законные авторы узнали о выступлении заранее и сумели защитить свои интересы. Чаще дело происходит так, как несколько лет назад в Хабаровске, когда зрители обнаружили подделку… на сцене. В итоге концерт лжегруппы «Рефлекс» завершился массовыми беспорядками – все требовали вернуть деньги за билеты. Началась давка, и милиция была вынуждена применить слезоточивый газ. Публика забрасывала лжеартистов всем, что попадалось под руку, милиции пришлось взять их под свою охрану. В здании, где проходил концерт, были разбиты стёкла, сломана мебель. Но, что особенно характерно, «Рефлекс», появившийся в Хабаровске, к тому времени уже успел успешно выступить в других городах Дальнего Востока.
В этой связи совсем неудивительно, что до сих пор по России с успехом разъезжают поддельные зарубежные группы. Так, у нас постоянно гастролируют шесть составов Boney M, три состава Smokie, столько же Ottawan и Baccara. И многие-многие другие «звёзды» прошлых лет…
К примеру, лжегруппу Gipsy Кings в России уже обнаруживали дважды. В 2007 году в Уфе были проданы билеты на концерты группы Gibsy Kings, но тогда правда быстро вышла наружу благодаря допущенной орфографической ошибке (Gibsy вместо Gipsy). Выступление псевдоколлектива удалось предотвратить, а обманутым фанатам вернуть деньги за билеты. А кто же всё-таки под видом «Цыганских королей» на День города выступал в Красноярске, до сих пор неизвестно. Менеджмент группы свою причастность к этому действу отверг сразу и решительно.
Впрочем, бывают и более забавные примеры. Так, в 2000 году от лжеколлектива оркестра Московской филармонии пострадали тысячи китайцев, которые выложили за билет на концерт в Гонконге свыше 30 долларов. Подделка вскрылась благодаря тому, что настоящий оркестр в это самое время гастролировал в Европе. Местным журналистам просто оставалось сверить даты выступлений в Гонконге и в Старом Свете. При этом кто именно трудился в Китае, как обычно, осталось загадкой. Дирижёр настоящих исполнителей Дмитрий Яблонский заявил, что выступавший в Сянгане оркестр мог состоять из безработных музыкантов. «Найдётся множество людей, готовых на это», – подчеркнул дирижёр. Впрочем, появлялись слухи, что в Гонконге работали не только безработные музыканты, но и несколько человек из настоящего коллектива, которых по тем или иным причинам не взяли в Европу. Как обстояло дело в реальности, неизвестно до сих пор. «Да, я помню такие истории в начале 2000-х, – вспоминает художественный руководитель «Русского балета» Вячеслав Гордеев. – Эти труппы-клоны, прикрываясь известными марками, тиражировали плохой вкус. Например, существовало некое объединение с идентичным названием «Русский балет» (Москва), не имеющее ничего общего с моим театром. «Дублёры» разъезжали по городам и весям, а доверчивые зрители шли на выступления. К сожалению, с последствиями воровства мне приходилось сталкиваться на гастролях не раз. Теперь, чтобы защититься от подделок, в афишах «Русского балета» обязательно пишут: Театр под руководством Вячеслава Гордеева. Благо, что меня хорошо знают зарубежные продюсеры и вовремя предупреждают о «двойниках».
Одним из первых, кто использовал «дублёров» в своих интересах, был продюсер легендарной группы «Ласковый май» Андрей Разин. На её счету десятки тысяч концертов, до отказа набитые стадионы и миллионы поклонниц – именно с появлением этого коллектива в стране впервые заговорили о шоу-бизнесе.
Армией фанаток, сходивших с ума от беззаветной любви к юным исполнителям простеньких песен, собственно, и пользовался г-н Разин. Он создал сразу несколько коллективов, которые занимались «чёсом» по стране. «У меня их было 12, я этого не скрываю, – рассказывает Андрей. – Но неофициально их было больше. Тогда я пошёл в Министерство внутренних дел и попросил сделать так, чтобы, кроме моих 12, больше никто концертов не давал. В итоге тех самозванцев, которые выступали без нашей лицензии, стали просто арестовывать. На следующий день было задержано 47 коллективов! Что касается наших составов, то зрители чаще всего были в курсе, кто к ним приезжает. Но за всё это время не было сдано ни одного билета в кассу, а мы ведь продали 47 млн. билетов! И это при том, что никто из наших не знал ни одной ноты и никто не учился в музыкальной школе».
На вопрос, кем же были все эти мальчики – великой поп-группой или группой аферистов, – нам ответила исполнительный продюсер картины о «Ласковом мае» Татьяна Быковская: «Думаю, они были и тем и другим. Но в этом, возможно, и кроется причина их популярности. Понимаете, нам нужны такие Остапы Бендеры, нам нужен «МММ». Это наше, русское. И такая группа, как «Ласковый май», могла появиться только в России. Никто на Западе не додумался до того, чтобы размножить одну группу на 10–15 составов и гастролировать по разным городам одновременно. Аналогов этому нет! Люди могут по-разному относиться к этим махинациям. Но факт остаётся фактом: наверное, в стране нет человека, который не слышал бы о группе «Ласковый май». Так что своего они добились».
Чуть позже «Ласкового мая» в России появилась девичья команда, которая могла бы поспорить по популярности даже с питомцами Андрея Разина. Однако продюсеры группы «Мираж» пошли другим путём: сначала был записан альбом группы, песни на котором исполняли небесталанные Наталья Гулькина и Маргарита Суханкина. Но последняя в концертной жизни группы участвовать отказалась, поэтому продюсер пригласил на её место другую певицу – Светлану Разину. При этом голос Маргариты переписывать не стали, так как группа всё равно выступала под фонограмму.
Успех был так велик, что речь снова зашла о «двойниках». Для их комплектации привлекались самые разные девушки. Некоторые из них совершенно не умели петь, но встречались и приятные исключения – так, именно в качестве солисток-имитаторов в «Мираже» впервые проявили себя на сцене Наталья Ветлицкая и Ирина Салтыкова. Впрочем, какие бы солистки ни приглашались, фонограмма была одна на всех.
Продолжателем традиций «Миража» в 90-е годы стала группа «Стрелки», у которой даже официально было целых семь солисток. К тому же продюсеры, а «по совместительству» известные шоумены советских времён Игорь Силиверстов и Леонид Величковский набрали в коллектив очень похожих девушек. В итоге как-то в новогоднюю ночь «Стрелки» установили своеобразный рекорд, выступив в 20 (!) столичных ночных клубах одновременно.
Не случайно и то, что после выхода всего пары клипов группа отправилась покорять страну. Очень быстро стало понятно, что солисток группы гораздо больше, чем семь, так как коллектив умудрялся выступать в один день сразу в нескольких городах – в разных составах, но под общим названием. «Мы никого никогда не обманывали, – заводили старую песню продюсеры. – Все знали, что у «Стрелок» несколько составов. Просто концерты в основном проходят по уик-эндам, и бывают дни, когда нас рвут на части. Очень удобно иметь несколько составов – ковать железо, пока горячо. Ведь наш шоу-бизнес такой маленький. Если бы весь успех «Стрелок» за эти годы перенести, скажем, на Америку, то мы со всеми нашими девицами жили бы каждый на своей вилле на островах».