// // Выбор нефтяников: удержать цены на бензин или сесть в тюрьму

Выбор нефтяников: удержать цены на бензин или сесть в тюрьму

399

Ценный рецидив

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Федеральная антимонопольная служба снова напомнила нефтяникам о себе. Глава ведомства Игорь Артемьев заявил 28 июня, что служба направила в восемь нефтяных компаний письма с предупреждениями о том, что, если они не будут снижать цены на топливо в период снижения мировых цен на нефть, против них снова могут быть возбуждены дела. И если ФАС выиграет, нефтяники заплатят десятки миллиардов рублей штрафов. Но и это ещё не всё. Говоря попросту, дело пахнет уголовкой.

Свою логику Артемьев объяснил просто: когда цены на мировых рынках растут, нефтяники буквально на следующий день переписывают все ценники, а когда нефть дешевеет, этого, мягко говоря, не происходит.

«Мы предупредили сегодня все нефтяные компании о том, что, если они не будут так же быстро переписывать ценники, когда цена идёт вниз, будут возбуждаться новые расследования», – сказал Артемьев.

Письма из ФАС получили восемь компаний: «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «Татнефть», «Башнефть» и «Альянс». Эти компании должны привести цены на внутреннем рынке в соответствие с мировой рыночной конъюнктурой.

К сожалению, в краткосрочной перспективе угрозы ФАС, если и повлияют на розничные цены, то незначительно. Скорее всего они вообще останутся на нынешнем уровне. Тем более что крупные вертикально-интегрированные компании уже заявили: цена на бензин в рознице не полностью коррелирует с ценой на нефть на мировом рынке. Если последняя изменяется резко каждый день, то стоимость бензина меняется вслед за ней с отставанием и более сглаженно.

Например, в период с января по апрель 2011 года стоимость барреля нефти марки Brent непрерывно повышалась: с 85 долларов за баррель в январе до 120 долларов за баррель. В то же время средняя стоимость автомобильных бензинов всех марок, по данным Росстата, в январе выросла на 4%, в феврале и марте немного снижалась, в апреле выросла на 0,85%, а в мае, когда мировая цена на нефть начала понемногу падать (до 110 долларов за баррель), произошёл скачок цены на бензин: она выросла сразу на 6%. В июне, когда цена на нефть продолжила снижаться, стоимость бензина продолжила расти, но уже в рамках инфляции.

Правда, в России на стоимость бензина в 2011 году повлиял административный ресурс.

За необоснованное повышение цен на топливо дела возбуждены против ЛУКОЙЛа, «Роснефти» и «Газпром нефти». В отношении ТНК-ВР, «Башнефти» и «Сургутнефтегаза» дела скорее всего возбуждены не будут, так как, по словам Артемьева, компании повышали цены только после того, как их поднимали первые три нефтяные компании. Что касается нынешней, «третьей волны», то её результаты будут известны к осени 2011 года.

До этого времени ФАС будет работать с двойным упорством. Изучая материалы дела за зиму 2010/11 годов, службе придётся смотреть и на весну-лето 2011 года. По данным ФАС, в период с мая по июнь 2011 года наблюдается устойчивая премиальность внутреннего рынка по отношению к мировым ценам. В настоящее время премия внутреннего рынка по дизельному топливу достигает от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей за тонну, а по бензину от 4 тыс. до 6 тыс. рублей за тонну.

Между тем, как сообщает ФАС, в июне текущего года по отношению к началу мая мировые котировки на дизельное топливо и бензины снизились на 12% и 17% соответственно. При этом на внутреннем рынке снижение цен НПЗ составило не более 2–3% (на АИ-95 произошёл даже рост на 3%), а цены мелкооптового и розничного сегментов находятся в растущем тренде.

По теме

Нефтяники, впрочем, не согласны. После того как Путин в феврале заставил снизить цены на бензин, в апреле произошёл бензиновый кризис (топлива на заправках во многих регионах не было), правительство приняло ряд мер, среди которых – введение временных заградительных пошлин на нефтепродукты. Поэтому, по мнению нефтяных компаний, сейчас сравнивать рентабельность поставок на внутренний и на внешний рынки необоснованно: из-за высоких экспортных пошлин продавать за рубеж вообще невыгодно.

Но, повторимся, с большой долей вероятности цены скорее расти больше не будут. Если ФАС решится провести «четвёртую волну» атаки на нефтянку, то это может очень больно ударить по крупнейшим производителям. За нарушение закона «О защите конкуренции» компаниям грозит штраф в размере от 1% до 15% оборота за период действия нарушения. А для нефтяных компаний это от миллиардов до десятков миллиардов рублей. Примеры уже есть – общая сумма штрафов, наложенных на нефтяные компании в рамках «двух волн» антимонопольных дел в 2008–2009 годах, составляла около 26 млрд рублей, причём в рамках «второй волны» дел санкции были жёстче. Однако позднее ведомство заключило несколько мировых соглашений с нефтяными компаниями, снизив свои претензии до 15 млрд рублей.

Другой момент: стоит учитывать тот факт, что по первым «двум волнам» суды разных инстанций подтвердили решения ФАС, и нефтяникам пришлось выплатить штрафы в бюджет. Тут возникает ещё одна коллизия: неудовлетворительные итоги и третьей, и четвёртой волны проверок – это рецидив. Соответственно брать будут по «верхней планке» – штрафы вполне могут составить все 15% оборота компаний.

В случае же если «четвёртая волна» снова приведёт к победе антимонопольщиков, топ-менеджерам нефтяных компаний, ответственным за ценообразование, кроме административных штрафов грозят уже уголовные дела (за нарушение закона более трёх раз). Это обнадёживает. К счастью, только нас, потребителей топлива.

Опубликовано:
Отредактировано: 06.07.2011 11:49
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх