Иногда его зовут Асисяй, западная же пресса не скупится на эпитеты, называя Вячеслава Полунина лучшим клоуном мира и даже лучшим клоуном эпохи. И этим титулам хочется верить даже не потому, что он получал в разных странах самые престижные театральные премии, среди которых и эдинбургский «Золотой ангел», и испанский «Золотой нос», и премия Лоуренса Оливье, и российский «Триумф». Нет, достаточно посмотреть его «сНежное шоу», и вопросы сами собой отпадут. Это тонко, поэтично и смешно, хотя и очень грустно.
Полунин – человек мира. Его парижское жилище охраняют две огромные металлические статуи – в очень знакомых шляпах и в длинных не по росту пальто, словно с плеча героев «сНежного шоу». В Россию клоун, стремящийся одурачить весь мир, наведывается по делам: то Конгресс Дураков провести под своим председательством, то ошвартовать Корабль Дураков или представить свой единственный пока фильм «сНежное шоу 3D» и презентовать свою книгу под названием «Лестница в небо», посвящённую его «Белому карнавалу».
– Неужели нужно было уехать из России, чтобы так во всю ширь развернуться?
– К сожалению, да. Большая часть времени уходила не на творчество, а на всякую ерунду: на сборы подписей и вечные разговоры с пьяными осветителями!
– Как долго вы пробудете в России в этот раз?
– В Москве два дня и шесть – в Санкт-Петербурге, затем небольшой маршурут по российским городам.
– Вы приехали на показ своего фильма «сНежное шоу 3D». Почему вы так долго пытались сделать это кино? Спектакль ведь уже сущестует давно?
– Спектаклю уже лет 20. И я его люблю, как ребёнок. И было жалко: такая красивая вещь – и не находит своей долгой жизни. Много раз я пытался оставить его на память друзьям, семье и себе – на то время, когда не смогу выходить на сцену. Раз пять снимал его, а потом выкидывал в корзину. А недавно решил рискнуть ещё раз. Команда под руководством Доминика Тиэля сняла два спектакля на Авиньонском театральном фестивале. Я хотел бы выбрать из пяти съёмок, но бюджет не позволил такого размаха. И нужно сказать, я остался доволен тем, как получился фильм, а Доминик Тиэль оказался удивительно понимающим и тонко чувствующим человеком. Мы с ним обговорили буквально каждый сантиметр спектакля.
– В чём же были сложности?
– Главное для меня – импровизация и реакция аудитории, а перенести всё это на киноленту практически невозможно. Энергетику общения клоунов со зрителями этот фильм не передаёт, но комизм миниатюр удалось сохранить.
– Вы показали свой спектакль во многих странах. Как его принимают за рубежом?
– Везде по-разному. Испанцам нужна страсть, и пока наши клоуны не выйдут в зал и не начнут трясти зрителей, им скучно. Французы – это эстеты и наблюдатели. Ценителей тонкого юмора англичан вдохновляет романтическая сторона наших выступлений.
– Про российского зрителя что можно сказать?
– Несомненно, в России удивительный зритель. Только зритель нашей страны и ещё, пожалуй, Мексики, способен так эмоционально включиться в судьбу героя – такого нигде больше нет. В этих двух странах на тебя накатывают волны эмоций из зала, и ты по этим волнам мечешься. Везде выступ-ление сопровождают разные ощущения, и когда приезжаешь в новую страну, начинаешь заново выстраивать отношения с публикой, играя в эти игры. Сейчас мы практически появились здесь с корабля, с такой поездки. У нас были первые гастроли в арабском Бахрейне. Сначала, Но потом оказалось, что этот зал очень дружелюбен, и даже в пылу откровения зрительницы начали жаловаться на то, что к ним никто не приезжает и их некому развлечь.
23 июня Ирина Богушевская приглашает в Академ Джаз Клуб
– Получается, что нужно иметь представление о традициях той страны, в которую едешь на гастроли. А у вас в клоунской группе есть свои традиции или ритуалы, которыми вы развлекаетесь?
– Конечно. У нас в труппе на одно пальто меньше...
– ???
– Кто опаздывает, тот спектакль не играет. А на следующий день ещё и торт покупает. Так и веселимся.
– За два дня, проведённых в Москве, вы не только показали свой фильм, но ещё и презентовали книгу «Лестница в небо. (Белый карнавал)».
О чём она?
– Я пытаюсь возродить идею карнавала в России, и в ней – весь мой опыт, накопленный на сегодняшний день. А в конце моей книги список из 50 проектов, которые мне уже удалось сделать.
– О каком-нибудь из проектов расскажете?
– Только что с Гидоном Кремером мы сделали красивую историю в Тель-Авиве в оперном театре: 25 человек скрипачей и мои 15 клоунов – классическая музыка и клоунада неожиданно встретились и на протяжении нескольких часов жили как одно целое. Удивительно, но хоть никто и не верил в успех, у нас получился этот фантастический проект!
– А какое самое большое число людей участвовало в вашем карнавале?
– 100 тыс. человек играли огромным мячом во время чемпионата мира.
– Умеете вы веселиться. А не хотите ли поделиться своими идеями?
– В скором времени выпущу книжку, где назову следующие 50 – ещё не сделанные. Будем надеяться, что у нас всё получится, как получилось с «Белым карнавалом» – проектом удивительной красоты.
– Помню, Марк Розовский заметил тогда: «Полунин из «Аквариума» сделал курятник!»
– Но ведь был праздник! Все заборы, столбы, деревья, здания были покрыты слоем пуха, меж них летали акробаты, приехали 100 саксофонистов со всей Европы – фантастическая была картина… Теперь я листаю страницы книги-альбома «Лестница в небо» и вспоминаю это! Эти фотографии можно рассматривать бесконечно, потому что всё, что там происходит, нереально. Но я люблю делать такое – реальные проекты меня не интересуют. Только когда чувствую, что это невозможно сделать, тогда мне становится интересно, и я начинаю этим заниматься.
– У вас есть подобные фантастические мечты?
– Они есть, но, как правило, всегда появляются спонтанно. Немного помедлив, добавил: «Знаете, что у меня на двери написано? – И, не дожидаясь ответа, сказал: – Осторожно, мечты сбываются». Так говорит абсолютно счастливый человек. Кстати, своим секретом такой жизни он поделился и с нами: «Надо найти ключик к каждому своему дню». Это средство Асисяй проверил и на друзьях, и на актёрах.