// // Вслед за политической самостоятельностью у губернаторов планируют отобрать и экономическую

Вслед за политической самостоятельностью у губернаторов планируют отобрать и экономическую

396

Козак-nostra

Дмитрий Козак предлагает поделить Россию по отраслевому признаку вместо прежнего административно-территориального.
Фото: ИТАР-ТАСС
Дмитрий Козак предлагает поделить Россию по отраслевому признаку вместо прежнего административно-территориального. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

По мнению главы Министерства регионального развития Дмитрия Козака улучшить ситуацию может в отстающих субъекта РФ может создание крупных экономических макрорегионов. Для этого предлагается поделить всю страну на 8-10 экономических районов. Чиновников на местах предложение не слишком обрадовало: в идее Козака они усматривают попытку лишить их экономической самостоятельности следом за уже исчезнувшей самостоятельностью политической.

Суть предложения Дмитрия Козака сводится к следующему: федеральный центр берёт на себя стратегическое планирование экономического развития регионов, а на откуп местным властям отдаёт внутреннюю инвестиционную политику. Во многом этот подход напоминает существовавшую административную систему СССР с Советами народного хозяйства. Исторические прецеденты не внушают оптимизма по поводу новой региональной политики. Так, попытки Никиты Хрущёва учредить совнархозы и Леонида Брежнева создать единый народно-хозяйственный комплекс не привели к впечатляющим результатам. Авторы нынешней концепции аналогии с советским временем не усматривают. Но тогда задачи были совсем иные.

Символично, что инициатива Козака появилась аккурат в разгар президентской кампании. Напомним, что во время первого срока президентских полномочий Владимир Путин разделил Россию на семь федеральных округов и ввёл институт полпредства, ставший началом выстраивания вертикали власти. . При этом очевидно, что публичное озвучивание планов Козака отнюдь не частная инициатива министра и не «зондирование почвы» перед проведением неоднозначной реформы.

Границы будущих экономических округов пока не определены – министр пообещал проделать эту работу до конца 2008 года. Но, вероятнее всего, их будет больше, чем существующих федеральных округов. Так Сибирский ФО скорее всего будет разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский экономические регионы.

А пока идёт общая выработка концепции экономического развития регионов, Минрегион приостановил реализацию уже принятых отраслевых стратегий. Единую стратегию развития России до 2020 года Минрегион представит лишь через три года, и существующие региональные программы вряд ли будут ей соответствовать.

Впрочем, Дмитрий Козак оговорился, что искать политическую подоплёку в его инициативе не стоит. «Это не политическое решение и не изменение административного деления страны, – подчеркнул он. – Это определение экономической специализации крупных регионов».

Ещё одно предложение Козака – реформирование системы распределения бюджетных средств. По мнению министра, при существующей конкурсно системе львиная доля средств достаётся «расторопным» губернаторам, близким к федеральным властям либо обладающим большим политическим влиянием. В результате богатые регионы богатеют ещё больше, а дотационные субъекты беднеют. «Таким образом мы обижаем население», – заявил Козак. А за распределением денег на местах центр уже не следит. В качестве примера приводится дотационная Ивановская область, где властям удалось выбить средства на строительство аэропорта, однако на развитие текстильной промышленности, находящейся в глубоком кризисе, деньги находятся с трудом.

По новой концепции, развитие регионов будет поделено на территориальное и отраслевое. За первое будут нести ответственность региональные власти, за второе – федеральный центр. Так, на развитие территориальной инфраструктуры регионам будет ежегодно выделяться от 300 млн. до 4,5 млрд. рублей в зависимости от масштабов экономики субъекта РФ (в среднем по 1 млрд. рублей каждому), но контроль за их расходованием будет значительно усилен. Впрочем, эти средства вряд ли можно считать подарком субъектам – региональные инвестпрограммы окажутся в жёсткой зависимости от федеральной стратегии. Развитие инфраструктуры предлагается в тех местах, где есть заинтересованный в этом бизнес.

По теме

Кроме того, губернаторам предстоит побороться за выделяемые средства: по экономическим показателям региона, таким как рост ВРП, уровень безработицы, рост доходов населения и налоговых отчислений, будет определяться, кому выделить больше. Очевидно, что сегодняшние регионы-доноры будут смотреться в этом соревновании предпочтительнее, чем дотационные. Соответственно диспропорция в получении федеральных средств сохранится.

Кроме того, успешные регионы будут более свободны в определении своей социально-экономической политики. В первую очередь Козак предложил отдать на откуп местным властям часть надзорных функций: санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, а также некоторые полномочия налоговиков.

Инициатива Козака воспринимается на местах с некоторой насторожённостью. Так, некоторые губернаторы уже высказывают опасения, что при существующей системе власти разделение полномочий между федеральным центром и регионами попросту невозможно: всё время происходит перетягивание канатовБедные регионы опасаются, что, когда их сольют с более мощным субъектами, они окажутся неконкурентоспособными в битве за федеральные средства

Опубликовано:
Отредактировано: 20.02.2008 14:38
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх