Версия // Бизнес // Все сферы российского рынка будут поделены между парами корпораций-гигантов

Все сферы российского рынка будут поделены между парами корпораций-гигантов

2316

Соображают на двоих

В разделе

Антимонопольные органы США начинают полномасштабное расследование деятельности Google. По данным аналитиков, компания контролирует 85% рынка поисковых услуг в мире. Недовольство регуляторов и других бизнесменов вполне понятно: это в начале прошлого столетия на рынках доминировали многочисленные тресты, картели и синдикаты, контролировавшие практически все отрасли экономики, а сейчас эпоха монополий – вроде бы уже далёкое прошлое. Тем не менее крупнейшие корпорации по-прежнему пытаются монополизировать рынок. Ну или по крайней мере поделить его на двоих. Россия сейчас переживает активную фазу прихода на свой рынок таких сладких парочек.

К началу XXI века антимонопольные ведомства оставили для монополистов лишь ограниченный список отраслей, и IT-услуги в этот перечень определённо не входят. И всё же сейчас на высокотехнологичном рынке сразу несколько производителей претендуют на полный захват того или иного сегмента. Имеющийся баланс крайне неустойчив, и вслед за Google грань между лидером рынка и монополистом может перешагнуть ещё ряд компаний.

Антимонопольные ведомства Европы и США неоднократно возбуждали различные дела против Microsoft. Однако компания до сих пор доминирует на рынке операционных систем для PC. По последним данным, почти 90% всех компьютеров в мире работают под управлением ОС Windows. Зато формально свобода конкуренции не нарушена – пользователь сам может выбирать, какую систему ставить. Аналогичная картина наблюдается и на рынке компьютерного «железа». На бумаге все приличия соблюдены, но де-факто рынок контролируют несколько компаний. К примеру, среди производителей жёстких дисков лидирует Western Digital, на долю которой приходится 50% этого сегмента, второе место занимает Seagate – около 30%. Ещё несколько лет назад у двух гигантов были конкуренты в лице Samsung и Hitachi, но первую компанию в итоге приобрёл Seagate, а вторую – WD.

Делить на два научились представители и других отраслей мировой экономики. Антимонопольные дела против хозяев американской металлургии – US Steel и Alcoa – некогда обсуждали все деловые газеты. Сейчас они формально не более чем одни из многих, строго соблюдают принципы свободной конкуренции, правда, в основном соперничая между собой. А вот успевшие в своё время насладиться скромными радостями монополиста в том или ином сегменте участников рынка химической промышленности в Европе и США – BASF, DuPont и Dow Chemical – поделили в результате его на троих.

Наиболее ярким примером дележа на двоих может служить противостояние Coca-Cola и Pepsi. Оба напитка впервые появились на прилавках едва ли не 100 лет назад, оба довольно быстро завоевали популярность у американцев, а впоследствии начали триумфальное шествие и по другим странам мира. Первое открытое столкновение Pepsi и Coca-Cola пришлось на годы Великой депрессии в США, и с тех пор две компании старались ни в чём не уступать друг другу.

В битве за российский рынок изначально лидировала Pepsi. Бренд появился на прилавках советских магазинов в 1974 году. Coca-Cola смогла пробиться через железный занавес лишь в 1979 году, во время подготовки к Московской Олимпиаде, а массово напиток стал продаваться в стране только в конце перестройки. Тем не менее Cola смогла весьма оперативно наверстать упущенное.

Coca-cola продаёт в России не только свои фирменные напитки – Cola, Fanta, Sprite, но также популярные «энергетики» – Burn; фруктовые соки – «Добрый», Rich, Botaniq; холодный чай Nestea и квас «Кружка и бочка». Pepsi на это отвечает своими собственными соками – «Я», «Тонус», «Фруктовый сад»; «энергетиками» – Adrenaline Rush; зелёным чаем Lipton и квасом «ПершинЪ».

По теме

Для рядового потребителя факт контроля над рынком тех или иных компаний, как правило, не заметен. Разветвлённая сетка брендов позволяет создать иллюзию присутствия в сегменте десятков, а то и сотен компаний. Хотя зачастую крупных игроков можно пересчитать по пальцам одной руки. Наиболее показателен пример производителей продуктов питания.

Признанный мировой лидер на этом рынке – компания Nestle. Примерно 150 лет назад предприимчивый швейцарский фармацевт Анри Нестле, заботясь о демографии в родной стране, наладил продажу смесей для искусственного вскармливания младенцев. Сейчас в портфеле компании более 8 тыс. торговых марок. Причём многие из них в сознании потребителя с брендом Nestle никак не связаны. Выбирая между минеральной водой Perrier и San Pellegrino, покупатель не задумывается о том, что обе торговые марки принадлежат одной и той же компании. Этот нехитрый трюк позволяет компании удерживать за собой не менее 40% российского рынка растворимого кофе, четверть рынка детского питания и не менее 15% рынка шоколада.

Аналогичную стратегию использует и один из главных конкурентов компании – американская Kraft Foods. Не важно, какой кофе вы предпочитаете: Jacobs или Carte Noire. Покупка любого из них пополняет банковские счета акционеров этой американской компании. Не менее популярен у россиян и шоколад от Kraft Foods. Именно этой компании принадлежат марки Alpen Gold, Toblerone, Milka и многие другие. А для наиболее патриотичной части покупателей у компании есть шоколад «Воздушный» и печенье «Юбилейное».

Особняком в списке лидеров продуктового рынка стоит компания Mars. Все перечисленные выше производители представляют собой публичные компании. Их акции торгуются на биржах, и общее число владельцев бизнеса измеряется сотнями и тысячами человек. Mars – один из последних бастионов старой Америки. Компания создавалась как семейный бизнес и до сих пор им осталась. Однако успеху семьи Марс могут позавидовать многие.

Всю свою историю компания существует в условиях жёсткой конкурентной борьбы. Вот только конкурирует компания зачастую сама с собой. Уже несколько поколений любителей сладкого спорят, какие батончики вкуснее – Mars или Snickers. Компания этим вопросом не задаётся, поскольку ей принадлежат оба бренда. А также Milky Way, Bounty, Twix, M&M’s и многие

другие.

Тот же приём – конкуренцию с собой – использует семья Марс и в других случаях. Это только кажется, что её товары вынуждены завоёвывать своё место на рынке в жёсткой конкурентной борьбе. Корм для собак Pedigree соперничает за место на полках с Chappi, Sheba конкурирует с Royal Canin – и при этом все четыре бренда принадлежат одному и тому же владельцу.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.05.2011 15:19
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх