// // Возможно ли победить коррупцию в системе государственных закупок?

Возможно ли победить коррупцию в системе государственных закупок?

2102

Фактическая неизменность

В разделе

Каждый 37-й выделенный на государственные закупки рубль в этом году был потрачен на неконкурентные аукционы, где цена не снижалась. В результате российский бюджет, по данным Счетной палаты, потерял в 2016 году 180 млрд рублей. Позитивных перемен нет, но чиновники почему-то считают, что система все равно двигается в нужном направлении.

Без изменений

По данным Счетной палаты, в этом году в системе государственных закупок сохранились те же недостатки, которые отмечались в прошлом году.

Коллегия Счетной палаты обратила внимание на то, что существует значимый разброс цен на товары, которые закупают госучреждения .

Например, стоимость ноутбука для руководителя варьируется от 25 тыс. руб. (Росфинмониторинг) до 173 тыс. руб. (Ростехнадзор), принтер для руководителя - от 8 тыс. руб. (ФССП России) до 500 тыс. руб. (Спецстрой России), кресло руководителя - от 15 тыс. руб. (Росводресурсы) до 150 тыс. руб. (Росрыболовство).

Помимо этого, главное контрольное ведомство обращает внимание на то, что так и не урегулированным остается вопрос об установлении требований к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг для государственных должностей. Это, в свою очередь, может привести к закупкам с избыточными потребительскими свойствами.

Например, значение характеристики «мощность двигателя» легкового автомобиля установлено для руководителя федерального государственного органа (Минсельхоз, Минэкономразвития) – не более 500 л.с., а предельная цена – не более 7 млн руб., значение предельной цены телефона (смартфона) установлено в размере 80 тыс. рублей», сказано в отчете Счетной палаты. Кроме того, контрольное ведомство по-прежнему отмечает недостатки при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов.

Нет также общедоступных источников информации о рыночных ценах, одним из которых является «Каталог товаров, работ, услуг». Методические же рекомендации носят необязательный характер, а их несоблюдение не влечет ответственности.

Единственный и неповторимый

При этом еще в марте этого года Счетная палата уже обращала внимание: увеличиваются закупки у единственного поставщика, что создает еще одну возможность для коррупции. Главное контрольное ведомство обращает внимание на то, что единственный поставщик лидируют и в заказе госкомпаний - 40,4%.

По словам главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, практически все закупки товаров и услуг госкорпорациями проходят на неконкурентной основе - контракты на освоение бюджетных денег достаются заранее определенным поставщикам.

Не стоит радоваться тому, что доля единственных поставщиков снижается (в 2014 году их было 48,2%). Дело в том, что единственный поставщик зачастую стал ловко маскироваться в «прочих» способах закупки, которые разрешены госкомпаниям («прочие» составили 55%).

Кроме того, по словам главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, некоторые предприятия, являющиеся единственными поставщиками, находятся в процедуре банкротства или близки к этому, и в ряде случаев деньги отдаются компаниям, которые не должны их получать по всем нормам законодательства.

По теме

Первый проректор ВШЭ Александр Шамрин считает: беда в том, что госкомпании не считают необходимым отчитываться о закупках, нет данных о сопоставимых сделках, поэтому трудно оценить, в каком случае сделка оправданна.

За честные закупки

Национальный рейтинг прозрачности закупок в 2016 году назвал самыми непрозрачными ведомствами Росавиацию, Росрыболовство и Росстандарт. Исследование учитывает основные показатели рынка закупок, потери государства, объем размещения заказа по способам осуществления закупки. Впрочем, государственные ведомства с результатами этого рейтинга категорически не согласились, сославшись на недостатки разработанной методологии.

Существует еще много других неразрешимых пока проблем, связанных с государственными закупками. По словам главы правительства Дмитрия Медведева, одна из них, - неисполнение заказчиками своих обязательств по контрактам. По данным прокуратуры, например, задолженность заказчиков в настоящее время превышает 30 млрд рублей.

Государство пытается найти рычаги, чтобы изменить ситуацию в госзакупках. Битва идет по многим фронтам. Летом генпрокурор Юрий Чайка подписал приказ, утверждающий план борьбы с откатами и коррупцией в госзаказе. Генпрокуратура предлагает ввести уголовную ответственность за нарушения при госзакупках, обязательную проверку аффилированности, а также раскрытие субподрядчиков в крупных заказах.

В декабре правительство внесло в Госдуму законопроект, который предусматривает административную ответственность должностных лиц заказчиков за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по контрактам, заключенным для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вносит свою лепту в борьбу за прозрачность госзакупок и Общероссийский народный фронт (ОНФ). Два года назад ОНФ подвел итоги полугода работы проекта «За честные закупки»: за этот период было выявлено 328 сомнительных закупок на общую сумму почти 150 млрд рублей, из них 83 закупки на сумму около 42 млрд рублей отменены или с устраненными нарушениями. Сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов тогда отметил, что «общество требует открытости в сфере закупок, в особенности это касается госкорпораций и организаций с государственным участием».

В свою очередь антикоррупционное подразделение партии «Яблоко» проанализировало ряд закупок Общественной палаты (ОП), секретарем которой является Александр Бречалов, и сочло ряд из них подозрительным. Теперь, в свою очередь, пришлось оправдываться Александру Бречалову, который утверждает - все закупки были абсолютно законны.

Приведут ли эти совместные действия к победе над коррупцией, сказать сегодня достаточно сложно. Счетная палата констатировала фактическую неизменность положения с госзакупками. Но чиновники уверяют: система развивается в нужном направлении. По словам заместителя министра экономического развития Евгения Елина, с 2017 года появится специализированный каталог, который должен упорядочить требования к товарам, и позволит выявить закупки по завышенным ценам.

Справка

С 1 января 2006 года вступил в силу закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По замыслу его разработчиков из Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) закон должен был стать мощным заслоном на пути госзакупочной коррупции.

Поставленных задач закон не решил.

Для изменения положения в апреле 2013 года был принят закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями).

С момента принятия закона о госзакупках в него было внесено 30 изменений, принято 160 нормативных правовых актов, из которых в настоящее время фактически работают – 107 актов.

Счетная палата полагает, что постоянные изменения в результате затрудняют правоприменительную практику. Поэтому целесообразно ввести «мораторий» на частое внесение изменений в 44-ФЗ.

При этом действительно важные изменения в 44-ФЗ, которые должны были быть внесены в 2015 году, сегодня так и не приняты. Так, не был принят акт, который касается внедрения с 1 января 2017 года Каталога товаров, работ, услуг.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.12.2016 14:05
Копировать текст статьи
Комментарии 6
  • Георгий Покровский 30.12.2016 14:43

    Должна быть полная отчётность о закупках, а выбор исполнителей-поставщиков - конкурентным. Позитивно было бы и наличие представителей "Яблока" в Думе, чтобы путём законодательства улучшить положение дел и снизить уровень коррупции при закупках.

  • Алексей Крекотнев 30.12.2016 20:07

    Когда этой коррупцией заражена вся система государственной власти, то, думается, что нет...

  • Сальвадор Альенде 30.12.2016 21:47

    Коррупция есть составляющее звено вертикали власти, если её победить - вертикаль развалится. По этому власть с ней не борется или делает вид что борется.

  • Viktor Lavrov 31.12.2016 14:05

    Какая может быть коррупция при закупке гособорудования??
    Смета и коллективный договор.
    Все должно соответствовать---- не соответствует небо в клеточку. Все.

  • Алексей Лунатик 04.01.2017 14:07

    генпрокурор Юрий Чайка подписал приказ, утверждающий план борьбы с откатами и коррупцией
    Аж до слёз хохотал, типичное "пчёлы против мёда"
    Я считаю, что только богоизбранный национальный лидер вправе разрешать или не разрешать чётко определённому законом кругу друзей и сподвижников разворовывать бюджетные деньги и народные недра в согласованных размерах!

  • Алексей Лунатик 04.01.2017 14:10

    У нас в России можно всё, лишь бы СамиЗнаете Кто был бы доволен, а то лезут в государственный карман, кому не попадя, отлавливай эту шелупонь, то оди не по чину взял, то друго спалился по глупому, а гаранту - головная боль от этого бардака

Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх