Знаменитый архитектор Ян Гейл прославил своё имя тем, что сумел приспособить для пешеходов два крупнейших мегаполиса – Лондон и Нью-Йорк. Несколько лет назад транспортный департамент Большого Яблока нанял специалиста из Дании, чтобы он изменил улицы города, сделав их более комфортными для тех, кто предпочитает передвигаться пешком. Поначалу в эту затею почти никто не верил, но тем не менее у датчанина всё получилось. Гейлу удалось изменить до неузнаваемости даже всегда до отказа забитый автомобилями Бродвей. Дошла очередь и до российской столицы. Полтора года Ян Гейл сравнивал центр Москвы с центральными улицами Парижа и Лондона и пришёл к выводу, что даже набережные города на 93% приспособлены для автомобилей и лишь на 7% – для пешеходов. При этом архитектор не преминул отметить, что и сегодня зелени в российской столице на порядок больше, чем в Нью-Йорке и Лондоне. А вскоре её станет ещё больше – до конца текущего года в Москве появится более полусотни «народных парков» и прогулочных зон.
Была даже такая идея – отдать пешеходам всю Тверскую улицу! Городские власти по достоинству оценили полёт фантазии Яна Гейла, однако на это предложение они вынуждены были ответить отказом. По словам Марата Хуснуллина, курирующего в столичной мэрии градостроительную политику и строительство, закрытие Тверской для автомобильного движения привело бы к транспортному коллапсу. «Мы благоустроим Тверскую, – пообещал исполняющий обязанности вице-мэра, – уберём все лишние парковки, улучшим связность между улицами». И не одну только Тверскую собираются благоустраивать. На пустырях и на заброшенных территориях вскоре раскинутся парки общей площадью в 110 гектаров – а ведь ещё недавно считалось, что все эти площади рано или поздно отдадут под застройку. Но городские власти решили иначе, заботясь в первую очередь о комфорте горожан. Строительство парков контролирует лично Сергей Собянин, так что в их скором появлении едва ли можно усомниться. Только в этом году городские власти намерены обустроить не менее 50 парков. Шесть пешеходных зон появятся в районе Крымской набережной, Никольской улицы и Большой Дмитровки, и протянутся они на целых 60 километров, а всего, по словам Максима Ликсутова, возглавляющего Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии, только в центре столицы их построят 13. Не забыли и о велосипедистах – для них оборудуют 50 километров специальных дорожек, увеличив их общую протяжённость до 131 километра. Этой весной в Москве появилось 800 новых велопарковок, и их число продолжает стремительно расти.
Самый амбициозный проект – городской парк «Зарядье»
По мнению архитектора Гейла, разработавшего рекомендации для обустройства столицы на ближайшие 20 лет, одна из серьёзнейших проблем Москвы сегодня – её непригодность для пешеходов. Даже на центральных улицах города прохожих во много раз меньше, чем в других европейских городах. Люди почти не гуляют. Причиной тому – нехватка скверов и пешеходных зон. К светилу современного градостроительства столичные власти уже прислушались – одной из приоритетных задач работы городской администрации Сергей Собянин признал анализ всех пешеходных маршрутов города. Не только для того, чтобы их отремонтировать и облагородить, но и чтобы избавить от избыточной наружной рекламы. И, что примечательно, пешеходные зоны не будут похожи одна на другую, как цыплята из инкубатора или хрущёвские Черёмушки.
Именно так – с учётом индивидуального характера исторической местности – вскоре построят городской парк «Зарядье». Вероятно, это самый амбициозный на сегодняшний день подобный проект – ежегодно «Зарядье» будет принимать до 12 млн посетителей. По словам и.о. главного архитектора города Сергея Кузнецова, парк будет сдан в эксплуатацию уже через два года. Три четверти его территории займут зелёные насаждения. В ноябре завершится конкурс на лучший проект парка, участие в котором принимают сразу шесть именитых проектных бюро. Кстати, участок, где планируется построить «Зарядье», оценили в 1,5 млрд долларов. В былые времена на этом месте могло появиться что угодно, но только не парк. По набережной от парка «Зарядье» до Воробьёвых гор протянется на 10 километров новый пешеходный маршрут.
Русскоязычное общество в Финляндии направило обращение в финский МИД и погранслужбу с просьбой разрешить родственникам попасть в Россию через Эстонию.
На благоустройство потратят 100 миллиардов рублей
Заново переоборудуют и действующие московские парки. Площадь лужаек в Парке Горького увеличат в три раза. Половину всех неиспользуемых построек власти пообещали снести. Треть асфальтового покрытия заменят травяным. Благоустройству подвергнут и территорию парка «Таганский» . Появится новый фонтан, посадят деревья. Власти обещают создать в «Таганском» особую инфраструктуру для пожилых москвичей и гостей столицы. Работы закончатся в начале следующей осени.
Сложно сказать, сколько денег уйдёт на то, чтобы вернуть столицу пешеходам. Но известно, что одно только благоустройство набережных Москвы-реки обойдётся городской казне в астрономические 100 млрд рублей. Дороговато, конечно, но на благородную цель никаких денег не жалко. Тем более что в столичном бюджете необходимые средства имеются. «Москвичи разучились ходить пешком, – сетует исполняющий обязанности заместителя мэра Марат Хуснуллин. – Задача столичных властей состоит в том, чтобы изменить менталитет горожан. Движение – это здоровье. Чем больше человек двигается, тем больше он здоров. Когда мы проанализировали, сколько людей проходит пешком до метро, оказалось, что если идти нужно более пяти минут, то люди уже пытаются на чём-то доехать». А это неправильно. И развитая инфраструктура самим фактом своего существования будет побуждать горожан больше гулять.
В Москве появятся «театральный» и «музейный» кварталы
За три года в Москве планируется создать порядка 120 пешеходных маршрутов. По три-четыре из них оборудуют в каждом округе города уже в текущем году, – обещает Пётр Бирюков, курирующий в мэрии вопросы ЖКХ и благоустройства. По оценке Бирюкова, в пределах намеченных пешеходных зон власти города обновят фасады 600 зданий, которые при этом обязательно сохранят свой исторический облик. Каждая пешеходная зона будет иметь свой неповторимый облик – в виде «торгового», «театрального» или «музейного» квартала. В каждом районе столицы появится и «любимый пешеходный маршрут», оборудованный для отдыха стариков и детей. Основные проекты – продление пешеходной зоны Столешников переулок – Камергерский переулок – Кузнецкий мост – Рождественка до двух площадей – Театральной и Манежной, а также создание ещё одной, 7-километровой уникальной пешеходной зоны, связывающей Киевский вокзал с Хамовниками, Фрунзенской набережной, Нескучным садом, Ленинским проспектом и площадью Гагарина.