Во время своих первых зарубежных поездок, после избрания президентом, Дональд Трамп не выглядел особо неуместным ни в Саудовской Аравии, ни в Ватикане. В Брюсселе, однако, он напоминал слона в посудной лавке, делая все возможное, чтобы убедить европейских лидеров в невежестве США по ключевым вопросам сотрудничества.
Не лучшим образом Дональд Трамп повел себя, когда оттолкнул в сторону премьера Черногории Душко Марковича, чтобы занять место в первом ряду во время фотографирования на съезде североатлантической торговой организации. Маркович, страна которого только вступила в НАТО, любезно сказал, что президент США должен быть впереди. Это было ужасно, когда он использовал мемориальную церемонию, чтобы выступить с политически спорной речью, в которой критиковал низкие расходы на оборону членов НАТО и, в отличие от всех своих предшественников, избегал явного выражения приверженности идеям НАТО о коллективной обороне.
Можно было бы ожидать, что начинающий политический лидер за первые шесть месяцев наберется опыта и знаний; вместо этого Трамп продемонстрировал постоянное нежелание учиться. Несмотря на то, что государства-члены НАТО обязались тратить 2% ВВП на поддержание обороноспособности, чтобы не платить эту сумму в какой-то общий бюджет, Трамп повторил выдумку, что экономные союзники «задолжали огромные суммы денег за прошлые годы и не платят сейчас». Кажется, ему невозможно объяснить, что ни один член НАТО не имеет финансовой задолженности перед военным блоком.
«Я ни разу не спросил, во сколько обошлась штаб-квартира НАТО, - сказал Трамп. - Я отказываюсь делать это».
Цифры опубликованы на сайте НАТО: 1,12 млрд евро ($1,26 млрд), сумма, сопоставимая с общим бюджетом НАТО на 2017 год (1,5 млрд евро), но вклад был внесен государствами-членами пропорционально размеру экономик. Кроме того, каждая страна заплатила за офисы, которые будут заняты их миссиями.
На встрече с высшими должностными лицами ЕС Дональд Трамп опять заговорил о сальдо торгового баланса Германии, вновь демонстрируя свое пренебрежение фактами. «Немцы поступают плохо, очень плохо, - сказал он. - Посмотрите на миллионы автомобилей, которые они продают в США. Мы собираемся положить этому конец».
Немецкие автопроизводители не продают миллионы автомобилей в США. В прошлом году общий объем продаж Volkswagen, BMW и Daimler достиг 1,3 млн (не считая Ламборджини). В то же время немецкие компании выпускают около миллиона автомобилей в США. Например BMW произвел 32.659 спортивных транспортных средств в Спартанбурге, Южная Каролина в апреле 2017 года; завод производит 1400 единиц в день, большинство из них идут на экспорт. Относительно немногочисленные на немецких дорогах BMW X5 тоже сделаны в Спартанберге: BMW решило, что будет целесообразно производить большие автомобили ближе к их основному рынку.
У США действительно есть дефицит торгового баланса с Германией. По данным бюро переписи населения США, они экспортировали легковых автомобилей, грузовиков, автобусов и запчастей в течение первых трех месяцев 2017 года на $2 млрд, и импортировали транспортных средств на $7 миллиардов. Но самые большие дефициты по автомобильному рынку у США вовсе не с Германией, а с Мексикой и Японией.
Американский лидер Джо Байден выразил мнение, что экс-президент Соединённых Штатов Дональд Трамп преклоняется перед главой РФ Владимиром Путиным, позволяя ему делать всё, что тот хочет.
Если Дональд Трамп намерен убеждать американцев покупать больше автомобилей американского производства, он должен быть самым большим лоббистом немецких автопроизводителей. Они обеспечивают рабочие места в США и работают на уменьшение дефицита торгового баланса страны.
Дональд Трамп отказывается понимать вещи, которые идут вразрез с его убеждениями. Он хочет адаптировать реальность к ним, что может означать, что на самом деле он будет пытаться наложить штрафные санкции на немецких автопроизводителей. Это может привести к тому, что "мини", не произведенный в США, будут стоить как внедорожник от БМВ. Такой шаг ударит по продажам, но немецкая большая тройка, конечно, сможет приспособиться - так же, как Фольксваген справился с огромными затратами в США из-за дизельного скандала.
Европейским членам НАТО тоже нужно адаптироваться. Это означает, что европейским странам придется не только проявлять невероятную выдержку в ближайшие годы, но и форсировать военное сотрудничество на европейском уровне вне НАТО.
Европа неохотно выкатила красный ковер для Трампа во время его визита в Брюссель. Теперь европейцы будут зорко следить за происходящим, опасаясь, что президентство Трампа может стать угрозой для европейской торговли и интересов безопасности. Возможно, эта угроза подстегнет их к более тесному сотрудничеству между собой, из-за катастрофической нехватки внимания со стороны Вашингтона.