Версия // Культура // «Варяг» рассказывает о новинках сезона и делится мнением о маркировке пива

«Варяг» рассказывает о новинках сезона и делится мнением о маркировке пива

9327

Из экстремала – в пивовары. Часть 7

В разделе

Креативное общение «Нашей Версии» с пивоварами и бизнесменами Павлом Ольшанским и его коллегой Ярославом Илюхиным продолжается. Затронем «горячую» тему, связанную с заявленными маркировками пива.

– Ранее мы обсудили работу вашей пивоварни во время введенных ограничений. В предыдущей нашей статье вы рассказывали, что объемы варок сильно уменьшились, но, тем не менее, продолжались. Возможному принятию Закона о дистанционном заказе и доставке алкоголя, чему мы также посвятили немало строк. Удалось ли вам подготовить что-то интересное к осенне-зимнему сезону 2020 – 2021 годов?

– В этом году мы решили не делать чего-то кардинально нового. Мы нацелены на «апгрейд» и дальнейшее совершенствование наших осенне-зимних сортов. Будем дорабатывать, экспериментировать и улучшать. Помните, как у нас было с «Молочным молотом» – со времени его первой варки он претерпел ряд изменений и сейчас поклонники нашего пива считают его идеальным стаутом. Пока можем сказать, что скоро явим миру обновленные «Карачун» и «Король Чертополох».

Думаем так, что если снова все не закроют, то можно сказать – пережили. Сейчас ощущение небольшой, но очень нестабильной «оттепели». Безусловно, если будет объявлен повторный локдаун и закроют все заведения из-за карантина, то даже страшно о таком подумать. Из открывшихся после первой пандемии 70% баров и ресторанов, вторую вряд ли переживут и оставшиеся 30%...

Но пока мы полны надежд. У пивоварни «Варяг» наконец-то появился одноименный бар в Жуковском. Он уже открыт, работает, мы проводим там концерты и DJ-вечеринки. Октоберфест закончился, но, тем не менее, для наших гостей предусмотрены очень приятные пост-праздничные цены на весь крафт и традиционные пивные закуски. Будете рядом – обязательно приходите!

– Отлично! Будем надеяться, что повторного локдауна не случится, как и введения строгих ограничительных изоляционных мер. Хотелось бы поговорить о другом. Много шума и дискуссий наделала недавняя инициатива чиновников Минпромторга о введении маркировки на пиво. Насколько нужна и уместна, на ваш взгляд, сегодня для пивной отрасли сегодня такая инициатива?

– В вашей предыдущей статье наши коллеги уже высказали свои мнения. В этом вопросе мы единодушны. От себя скажем, что с учетом того, что уже введена и работает система ЕГАИС, то мера по маркировке явно избыточна. Для совсем мелких пивоварен – это дополнительная финансовая и административная нагрузка. Для того, чтобы администрировать систему маркировки, предпринимателю придется дополнительно тратится. Для более крупных предприятий помимо административной и финансовой нагрузки добавляется проблема внедрения систем маркировки, которая в ряде случаев приведет к снижению производительности автоматических линий.

По теме

– Какие положительные и отрицательные последствия несет в себе такая инициатива в случае ее принятия?

– Условно положительный эффект состоит в создании дополнительных рабочих мест, так как без них система работать не будет. Минусы – повышение себестоимости конечного продукта, дополнительные сложности для организации производства и учета на предприятии.

Можно представить простой пример: сбой на линии при выпуске продукции. Маркировка уникальна. Соответственно, в случае сбоя на линии, нужно задокументировать всю излишне нанесенную маркировку, так как на основании её будет исчисляться акциз. Сейчас пивовары подают отчеты в разных формах в налоговую и в РАР и постоянно от налоговой приходят требования пояснить расхождения в отчетах, которые возникают ввиду того, что отгрузка с предприятия может производится 31 числа, а приемка продукции контрагентом 3 числа следующего месяца. Здесь добавится отчет в расхождении количества выпущенных марок и реально произведенной продукции. Несмотря на то, что во всех СМИ говорится, что малый бизнес не проверяется в течение первых трех лет, фактически работа пивоварни начинается с вызова руководителя в налоговую инспекцию и подробном опросе. Далее каждый месяц на предприятии проходит камеральная проверка.

– Как отразится введение маркировки на цене пива?

– Как мы уже говорили, это приведет к увеличению себестоимости и, соответственно, подорожанию пива для потребителя.

– Есть ли какая-либо альтернатива введению такой маркировки?

– Конечно, есть. Не вводить. Это – единственно разумная альтернатива!

– Насколько корректным будет сравнение производства и торговли пивом с, допустим, торговлей шубами, производством и торговлей обувью, сигаретами, где подобная маркировка уже есть и по данным чиновников показывает свою эффективность?

– Если под эффективностью рассматривать возможность нанесения, то наносить маркировку на табачные изделия получается достаточно хорошо. Слышал, что в коробки с импортными шубами получается класть чип, с которого считывают маркировку, не вскрывая сам короб. Правда узнать, сколько изделий действительно находится в коробе, не представляется возможным.

В отличие от сигарет, пиво – это «мокрое» производство, которое имеет свою специфику.

– Не происходит ли здесь путаница «горячего» с «круглым», когда разные отрасли промышленности пытаются регулировать по одним «лекалам», в то время как нужны точечные, выверенные, давно назревшие принятия изменений в конкретные законы? Как, например, в случае с пресловутым 171 ФЗ, где крепкие спиртные напитки, вино и пиво регулируются скопом, а не раздельно!

– С этого, конечно, стоило бы начать и этим закончить. Все отрасли имеют свою специфику, как производства, так и реализации. Но браться за это законодатели не хотят, а скорее всего не могут. В результате получается насквозь прогнивший и не пригодный «каркас», на который пытаются набить заплатки, которые не улучшают работу самого механизма, а в лучшем случае прикрывают внутреннее безобразие.

– Насколько обоснованы претензии со стороны чиновников к пивоварам в плане фальсификации их продукции, неуплате акцизов, неучтенном производстве «в третью смену» и так далее?

– Тут хорошо бы разобраться. Фальсификация продукции это что? Обычно это когда под маркой известного бренда продается подделка. Насколько мне известно, такого в пивной отрасли нет. Начисление акцизов контролирует ЕГАИС. Чиновники бодро рапортуют, что система со своей задачей справляется. Отсюда вопрос, если система ЕГАИС со своей задачей справляется, то зачем нужна еще и маркировка, а если не справляется, то прежде чем вводить маркировку? Тогда надо признать провал программы по внедрению системы ЕГАИС, снять эту нагрузку с плеч предпринимателей. Производство «неучтенной продукции». По всей видимости, под этим имеется в виду ее производство на тех предприятиях, где установлена система учета. Здесь ситуация та же, что и с ЕГАИС: если счетчикам нет доверия, то их нужно отменить! Если отбросить проблемы, дополнительная административную и финансовую нагрузку, которая связана с внедрением системы ЕГАИС, то хочу заметить, что такая система нужна и с точки зрения государства и с точки зрения законопослушных участников рынка. Сейчас система работает стабильно, хотя ей до идеала далеко. Удивляет рвение чиновников осваивать новые меры контроля и бросать на полпути уже существующие.

По теме

– Насколько стремление к тотальному регулированию всего и вся в пивной отрасли соответствует реальной необходимости, а не несет в себе лоббистские устремления ряда законодателей, возможно, принимающих их в интересах производителей крепкого алкоголя, где доля контрафакта и фальсификата (как известно) существенно выше.

– Реально необходимости в тотальном контроле производителей я не вижу. Все инструменты для контроля уже есть. Это как копать яму. Для копки ямы можно использовать лопату, экскаватор или направленный взрыв, но зачем это делать одновременно? Лоббистские интересы наверняка присутствуют, но об этом можно только догадываться.

– Что могут предпринять и предпринимают пивовары, чтобы противостоять подобным инициативам со стороны чиновников?

– Объединяться. Вступать в профильные комитеты. Я (Павел Ольшанский), например, принимаю участие в Комиссии ОПОРЫ РОССИИ по производству и обороту пивоваренной продукции, напитков брожения и общественному питанию.

– Насколько могла бы помочь пивоварам в отстаивании своих интересов профессиональная солидарность, где важны такие стороны, как самоорганизация и взаимная поддержка?

– Могла бы сильно помочь. Но у большинства мелких пивоваров до этого просто не доходят руки. Чем меньше пивоварня, тем больше владелец занят в самом процессе ее работы и тем меньше у него времени и возможности думать, откуда к нему «прилетают» все новые и новые законодательные обременения. Очень многие сходят с «дистанции» и очень часто как раз из-за того, что сталкиваются с административными трудностями. Иногда мне кажется, что усилия чиновников направлены на то, чтобы мелкие пивоварни исчезли из легального поля, так как большинство нововведений усложняют жизнь законопослушным игрокам рынка, но никак не влияют на тех, кто работает в тени.

«Наша Версия» поздравляет пивоварню «Варяг» с победой в одной из номинаций на пивном фестивале «Grenader Фест» 2020 года. Выражаем признательность за помощь в подготовке интервью Александре Конашенковой. Фотографии – Роман Егоров, также предоставлены Павлом Ольшанским, Александрой Конашенковой и пивоварней «Варяг».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.10.2020 14:43
Комментарии 0
Наверх