Норвегия – это страна мостов и тоннелей. В 80-х годах ХХ века в ней была принята амбициозная программа по строительству транспортной инфраструктуры. Согласно этой программе, большинство городов и деревень страны должны были быть связаны между собой сетью автомобильных дорог. Учитывая географические особенности Норвегии, это потребовало строительства сотен мостов и тоннелей. Местные строители наработали богатый опыт в строительстве подобных сооружений.
Следующим шагом стал проект канала для больших океанских кораблей
Тоннели для кораблей
Как ни удивительно, идеи тоннелей для судов – правда речных – появилась достаточно давно. В 70-х годах XVII века во Франции был построен такой тоннель, который стал частью канала, соединяющего реку Гаронну с Средиземным морем. В XIX веке в Европе было около сотни небольших тоннелей, которые являлись частью каналов, соединяющих реки. По ним ходили небольшие речные баржи. В некоторых каналах были проложены электрические провода, так как буксиры имели токоприемник, как у современных троллейбусов и электродвигатели. О таких каналах и судах, ходивших по ним, смотри статью «Необычные корабли. Водные трамваи, буксиры-троллейбусы и туеры».С наступлением эры ядерного оружия, в ХХ веке появились базы, вырубленные в скалах. Частью такой базы являлся тоннель, с причальной стенкой, иногда в нем находился и сухой док для ремонта. Всё это вырубалось в скале. Вход в тоннель защищала бронированная плита. В таких тоннелях базировались не только торпедные и ракетные катера и подводные лодки. Рекордсменом в этом вопросе стала Швеция, разместившая в таких тоннелях свои эсминцы. Такие базы в тоннелях были в Швеции, Норвегии, Югославии, Советском Союзе, Китае и, возможно, в Северной Корее. О подземных базах в скалах смотри статьи «Военные подземелья Крыма» и «Королевское подземелье». Такая база в скале существует и в Норвегии. Назначение базы Олавсверн – базирование подводных лодок и небольших надводных кораблей. Площадь её тоннелей почти миллион квадратных метров. Имея такой опыт, было ясно, что первый гражданский судоходный морской тоннель должен был появиться в Норвегии.
Stad Skips Tunnel
Идея и первое предложение построить тоннель через полуостров Стад появились еще в 1874 году в норвежской газете «Nordre Bergenhus Amtstidende» . Правда, тогда предлагалось сделать обычный тоннель, а небольшие пароходы и рыбацкие парусники поднимать с воды, устанавливать на специальные тележки и на них перевозить суда через полуостров. У выхода из тоннеля их предполагали спускать на воду. Полуостров Стад в губернии Вестланд был выбран не случайно. Он является границей между Северным и Норвежским морем, и сильно вытянут в море, а самое главное, от 45 до 106 дней в году в водах, омывающих полуостров бушуют свирепые шторма. Воды вокруг полуострова и сам полуостров давно стали самым настоящим «кладбищем кораблей». С 1949 года в этом районе погибло 33 человека, а с 1956 года у берегов полуострова погибло, или было повреждено 45 судов. В справочниках говорится, что еще древние викинги перетаскивали свои драккары по суше через полуостров, лишь бы не огибать его по воде. Если прорубить канал в самом узком месте полуострова (а оно находится недалеко от материкового берега), то это, во-первых, сократит путь на 35 морских миль – около 60 км, а, во-вторых, и это самое главное, существенно повысит безопасность судоходства в этом месте.
Впервые с 1998 года в Норвегии решили возобновить строительство бомбоубежищ на случай военных действий: теперь застройщикам нужно будет оборудовать укрытия при строительстве новых зданий.
В XXI веке технологически прорубить тоннель возможно. К тому же, что немаловажно, постройка тоннеля позволила бы задействовать строительные компании, специализирующиеся на строительстве тоннелей. После того как национальная транспортная программа была, в основном завершена, мощности таких компаний были загружены не полностью. В 2013 году проект «Stad Skips Tunnel» был включен в «Национальный транспортный план».
В 2017 году было объявлено о проекте первого морского судоходного тоннеля. Его параметры составляли: длина – около 1,7 км, высота 49 метров, ширина 36 метров. В тоннеле предусмотрены два «тротуара» по обоим бортам тоннеля. Они входят в общую ширину. Разрешенная осадка для судов – 12 метров. Тоннель предназначен для не больших судов или местных паромов, соединяющих населенные пункты, а так же паромов линии «Hurtigruten», скоростных пассажирских катамаранов и рыболовных судов. Крупные круизные лайнеры из-за своих габаритов пройти через тоннель не смогут. Он рассчитан на одностороннее движение, расчетная пропускная способность около 100 судов в сутки. Водоизмещение проходящих по тоннелю кораблей ограничено 16 000 тонн. Ограничение скорости судов в тоннеле предполагалось в 8 узлов – около 15 км/ч. При такой скорости судно проходило бы весь тоннель за 10 минут. По всей длине тоннеля предусмотрено освещение. В том месте, где предполагается прорубить тоннель, высота полуострова составляет более 300 метров. По предварительным расчетам, при строительстве необходимо вырубить и убрать более трех миллиардов кубометров твёрдых горных пород. Расчетный период строительство – от 3 до 4 лет. Первоначальная расчётная стоимость проекта около 400 миллионов долларов. Справедливости ради нужно сказать, что у этого проекта есть и противники. Некоторые моряки, судовладельцы и транспортники высказывают мнение, что современные суда способны преодолевать штормовую погоду и строительство тоннеля за огромные деньги нецелесообразно.
В феврале 2021 года Норвежская береговая администрация NCA получила от Министерства транспорта и коммуникаций официальное письмо-уведомление – проект Стад стартовал, и на его реализацию выделены первые деньги – около 9 миллионов долларов. Они предназначались на выкуп земельных участков в районе строительства, разработку необходимой для строительства тоннеля документации и проведение тендеров для выборов подрядчиков для будущей стройки. Терье Андреассен, исполняющий обязанности руководителя проекта, сообщил, что строительство должно было завершиться в 2025-2026 годах. В случае успешного завершения строительства, мировая транспортная инфраструктура пополнилась бы новым классом – морскими судоходными тоннелями.
Что-то пошло не так
События развивались так, как они и должны были развиваться, но к такому варианту норвежские власти оказались не готовы. В 2023 году пришлось составлять новую смету расходов из-за серьезного увеличения бюджета стройки. Как следствие, сроки проекта пошли «вправо». Причина перерасхода была связана с тем, что первоначально планировалась доставка всего необходимого для стройки наземным способом по автомобильным дорогам. Однако, неожиданно (!!) выяснилось, что в этой местности автомобильных дорог мало, и все они не рассчитаны на массовую перевозку тяжелых строительных грузов. Единственный альтернативный вариант – доставка всех грузов по воде, но это требует создание временных терминалов с причалами в районе строительства.
Посол России в Норвегии Николай Корчунов сообщил, что Запад начал наращивать ВПК на Украине из-за непомерных запросов украинской армии и милитаристских аппетитов стран НАТО.
Осенью 2025 года в норвежском руководстве возникли сомнения в жизнеспособности проекта – пересчитанный бюджет значительно превышал первоначальный. Стало очевидно, что реализовать его в соответствии с первоначальными планами невозможно. Официально объявили, что в октябре Правительство Королевства Норвегии во главе с Йонасом Гара Стёре прекратило работу над проектом «Stad Skips Tunnel» из-за перерасхода средств. Экономические реалии в Европе наших дней заставляют экономить. Даже в такой, относительно благополучной стране, как Норвегия. Если говорить конкретно, то ситуация такова. Изначально, до проектирования, называлась сумма 325 миллионов $. В смете на строительство зафиксирована сумма 400 миллионов $. К 2023 году цена возросла до 690 миллионов, а в перспективе, с учетом последней сметы – 930 миллионов долларов, почти миллиард! На выкуп земель истратили 38,5 миллиона $. Как заявил Стёре, продолжение проекта было бы «финансово безответственно». В следующем финансовом году увеличили расходы на оборону и исключили расходы на «Stad Skips Tunnel». Министерство финансов королевства поддержало это решение – проект «…более не заслуживает бюджетного финансирования». Премьер-министр подчеркнул, что деньги были потрачены не зря, так как разработчики проекта получили бесценный опыт. Значимые судоходные и рыболовные компании страны, в том числе и «Hurtigruten» не дали гарантии по пользованию каналом. О компании «Hurtigruten» смотри статьи «Хуртенгрута. Начало» и «Хуртенгрута. Круизы в Арктику и Антарктиду».
Но на этом история не заканчивается. Как оказалось, норвежцы всё-таки настроились построить первый в мире тоннель для судов, разочарование в обществе от решения Правительства страны оказалось достаточно большим. Поэтому совсем недавно в Стортинге – Парламенте Норвегии – прошли специальные слушания и дебаты по этому вопросу. Было принято решение продолжить исследования и переговоры по цене проекта. Официально объявили, что проект не закрыт, а отложен. Вероятность того, что «Stad Skips Tunnel» всё-таки построят, сохраняется. Пока же единственным итогом стали иски местных жителей, дома которых были принудительно выкуплены. Они требуют компенсаций после закрытия проекта.




