70-80-е годы ХХ века стали временем окончания работы почти всех местных прибрежных транспортных линий. Авиация и автомобильный транспорт сделали пассажирские морские линии ненужными. Только в нескольких случаях, когда удалось совместить потребности зарождающего массового морского туризма и возможности транспортных линий, они сохранились - Hurtigruten в Норвегии, Navimag в Чили и Alaska Marine Highway в США.
В этой статье мы продолжим историю о Норвежском береговом экспрессе и расскажем, как эта линия стала ещё и оператором экспедиционного туризма.
Первые сложности
С 60-х годов ХХ века королевство Норвегия стало стремительно меняться. На севере страны были построены несколько крупных аэродромов, все побережье покрылось сетью автомобильных дорог. Значение линии стало уменьшаться. Учитывая то обстоятельство, что государство выделяло на субсидии Хуртенгруты ежегодно немалые средства, в стране начались дискуссии, что делать с линией. В 1990 году правительство Норвегии объявило об окончании субсидирования. Но линия обладала такой популярностью в стране, что в назначенных по этому вопросу парламентских дебатах было заявлено, что Хуртенгрута это не просто транспортная линия, а гордость и достояние страны, и ее значение в имидже королевства не может быть измерено деньгами. Кончилось всё тем, что государство продолжило субсидировать линию. Но коммерсанты в отличие от общественного мнения понимали, что для продолжения работы надо что-то предпринимать. К тому времени на линии работали две компании - Ofotens og Vesteraalens Dampskibsselskab (OVDS) и Troms Fylkes Dampskibsselskap (TFDS). В 2002 году OVDS отказалась от государственных субсидий, а в 2006 году OVDS и TFDS приняли решение об объединении. Так появилась «Hurtigruten AS». Новая компания стала развивать два направления. Во-первых, сохранился ежедневный отход на линии Норвежского берегового экспресса, а, во-вторых, бренд Hurtigruten стал активно развивать такой сложный вид круизов, как экспедиционные круизы в Арктику, Антарктиду и Гренландию.
Новый флот Хуртенгруты
В 80-х годах ХХ века суда, построенные в 50-е годы, требовали замены. Хуртенгрута в очередной раз поменяла свой флот. Но не все старые корабли были списаны. Один из них, «Finnmarken», был поднят на причальную стенку и превращен в главный экспонат музея Хуртенгруты в Норвегии в городе Стокмаркнес. А два, “Lofoten” и “Nordstjernen”, постройки 1964 и 1956 годов соответственно, после капитального ремонта стали ретро-лайнерами, совершавшими время от времени, круизы к Шпицбергену. В мире оказалось много энтузиастов, готовых заплатить на круиз на теплоходе, где сохранена обстановка 50-х годов ХХ века. Удобств на них мало, но атмосфера путешествия перевешивает, и эти два судна пользуются большой популярностью.
В 70-е годы построили серию судов, которые, кроме перевозки пассажиров, могли брать на борт и стандартные морские контейнеры. Но в этом вопросе руководство судоходных компаний просчиталось. Грузовые контейнеры по Хуртенгруте перевозить не стали. Лайнеры поставили на переоборудование. На месте площадки для контейнеров смонтировали надстройки с дополнительными салонами и каютами. С появление судов следующего поколения эти теплоходы были исключены из списков флота Хуртенгруты, и проданы другим странам. Новые теплоходы имели несколько особенностей. Во-первых, уровень комфорта на них соответствовал современным им круизным лайнерам. Они были отделаны дорогими сортами дерева, меню ресторана было на уровне круизных судов. Но на борту отсутствовали практически любые развлечения. Единственное, что было доступно путешественникам – это созерцание фьордов и природы. Во-вторых, в трюме судна была небольшая автомобильная палуба, а в левом борту – аппарель. Это позволяло перевозить небольшое количество легковых автомобилей и грузов на поддонах. В-третьих, при путешествии на короткие расстояния можно было не покупать каюту, а ограничиться так называемым палубным местом.
Американский лидер Джо Байден и экс-кандидат на пост президента США Камала Харрис, как и их позиция, являлись предсказуемыми в сравнении победившим на выборах Дональдом Трампом.
После 2006 года руководство «Hurtigruten AS» задумалось о пополнении флота принципиально новыми судами – экспедиционными круизными лайнерами. Собственно говоря, идея была не нова. Ещё в 1897 году капитан Ричард Уиф построил гостиницу на Шпицбергене, и Хуртигрута поставила пароход DS «Lofoten» на линию Хаммерфест – Шпицберген. Поэтому руководство компании просто вспомнило старые планы. Шпицберген был первым маршрутом круизных судов новой Хуртенгруты. Вторым регионом, на который замахнулась компания, была Антарктида.
Все лайнеры Хуртенгруты, работающие на линии, – средних размеров, от 11 000 тонн до 20 000 тонн. Так сложилось исторически, и лайнеры таких размеров приносят прибыль при работе на линии. Поэтому, заказанные экспедиционные суда имели аналогичные характеристики. Разница была в том, что лайнеры для экспедиционных круизов имели ледовый класс. Первым в 2007 году был построен круизный лайнер «Fram». В 2009 году – «Spitsbergen». За ними, в 2019 и 2020 годах были введены в строй «Roald Amundsen» и «Fridtjof Nansen» соответственно. Последние два имеют экологически чистый гибридный двигатель. Эти суда летом работают на круизных маршрутах на Шпицберген и Гренландию, а зимой переходят на юг Аргентины, и осуществляют круизы в Антарктиду. Об особенностях экспедиционных круизов Хуртенгруты мы расскажем чуть ниже.
Норвежский береговой экспресс в новых условиях
Надо отдать должное норвежским судовладельцам. Они тонко почувствовали момент, когда транспортную линию надо было подстраивать под требования морских круизов. В маршрут берегового экспресса включили Гейрангер-фьорд с его знаменитыми водопадами. Этот фьорд – обязательное место захода всех круизных лайнеров, выполняющих круизы по норвежским фьордам. Вторым отклонением от маршрута стал заход в Тролль-фьорд. В самом конце фьорда теплоход разворачивается на месте. При этом от носовой и кормовой части лайнера до высоких береговых скал остается метров двадцать. Третьей «изюминкой» маршрута стал заход в городок Хоннинсвог, откуда желающих автобусами доставляют на мыс Нордкап – самой северную точку Норвегии. В крупных городах можно поехать на экскурсию.
В 2003 году автор путешествовал на теплоходе «Nordnorge» из Бергена в Тромсё. Первое, на что я обратил внимание, был флаг судна. Несмотря на то, что решением Правительства Норвегии с 1984 года на борту лайнеров Хуртенгруты ликвидировались почтовые отделения Норвежской королевской почты, все теплоходы линии ходили не под государственным флагом Норвегии, а под флагом королевской почтовой службы страны. Количество туристов было около 30%. Остальные – это местные жители, путешествующие из пункта А в пункт Б. Среди пассажиров были очень колоритные персонажи. Запомнился старый норвежский рыбак с бородой, ходивший в белой футболке с надписью «БМРТ Маяковский». Мы путешествовали летом, в разгар полярного дня, и некоторые пассажиры не брали билеты в каюты, а ночевали на верхней палубе на шезлонгах в спальных мешках. Повторюсь, на судне не было никаких развлечений, присутствующих на круизных лайнерах. В красивых интерьерах можно было только взять чашку кофе или бокал пива и любоваться норвежскими фьордами. Но любые развлечения были бы лишними.
Фьорды притягивали к себе. «Nordnorge» зашёл в Гейрангер-фьорд в безветренную погоду. На причале играл саксофонист. Благодаря акустике гор и зеркалу воды, музыка была слышна приблизительно за километр. Это был единственный музыкальный номер во время путешествия.
В арктическом архипелаге Шпицберген на продажу выставлен участок земли за 300 миллионов евро. Площадь участка составляет 14 830 акров, он включает около 3 миль береговой линии.
Но в первую очередь линия была транспортной. В каждом порту и рыбацкой деревне по аппарели судна выезжали и въезжали автомобили. В один городок доставили гроб с телом умершего человека. На причале его ждали родственники и катафалк. В рыбацком посёлке на причал выгрузили пять поддонов с туалетной бумагой. Вероятно, местные магазины сделали заказ на несколько месяцев. Есть еще одна интересная традиция. Если стоянка теплохода больше 30 минут, жители северных городков поднимаются на борт лайнера и в кафе пьют кофе и обсуждают новости. Такая традиция соблюдается только на линии Норвежского берегового экспресса. Она называется kaffegjengs.
Благодаря постройке новых судов количество лайнеров на линии уменьшилось с 14 до 11. Линия поддерживает ежедневное отправление. В зимний период количество пассажиров уменьшается и правительственных субсидий не хватает, компании несут запланированный убыток. Но популярность Хуртенгруты в стране такова, что речь о корректировке зимнего расписания не идет. Норвежское правительство продолжило субсидировать линию до 2019 года.
После падения 90-х годов поток пассажиров стабилизировался. Ежегодно линия перевозит около 450 000 пассажиров, из них 70% - это туристы. Для небольших норвежских городков ежедневное прибытие лайнеров Хуртенгруты стало частью их жизни.
Экспедиционные круизы
Экспедиционные круизы разительно отличаются от обычных круизов. При одинаковом уровне комфорта на экспедиционном лайнере нет никаких развлечений, присутствующих на обычном «круизнике». Максимум – это рояль в салоне, на котором по вечерам играет музыкант. Но обязательно в состав экипажа входят серьезные ученые. Во время путешествия они увлекательно рассказывают пассажирам о морских животных и птицах, которых видят с борта лайнера, и о берегах, мимо которых проходит теплоход. Кроме этого, на экспедиционном лайнере обязательно есть специальные катера, на которых туристы высаживаются на берег в самых интересных местах.
Первоначально, когда новые экспедиционные лайнеры еще строились, круизы в Антарктиду проводили снятые с Берегового экспресса лайнеры «Nordnorge» и «Nordlys». После ввода в строй новых судов, они вернулись для работы на Береговом экспрессе.
Круизы на Шпицберген Хуртенгрута совершала еще с начала ХХ века. Один пароход обязательно ходил на архипелаг в летний период. В наше время к Шпицбергену добавилась Гренландия и Исландия. Такие круизы проводятся летом. Зимой два экспедиционных лайнера переходят в Южное полушарие.
На самом юге Аргентины есть небольшой городок Ушуая. Его порт является отправной точкой для почти всех круизов в Антарктиду. Туристы прилетают в Буэнос-Айрес, потом на самолетах местных авиалиний перелетают в Ушуаю, и в порту городка пересаживаются на экспедиционные лайнеры. Хуртенгрута работает по этой же схеме.
Заключение
Сегодня «Hurtigruten AS» находится в неопределенном положении. С одной стороны, истек срок действия контракта 2012-2019 года по компенсации Правительством Норвегии работы Берегового экспресса. С другой - в 2015 компанию купила группа прямых инвестиций. «TDR Capital». 2020 год из-за пандемии линии скорректировала график лайнеров на Береговом экспрессе и полностью прекратила экспедиционные круизы.
В 2017 году Министерство транспорта и коммуникаций Норвегии провело торги, по результатам которых линией будут управлять две компании: Hurtigruten AS и Havila Kystruten AS. Первая будет эксплуатировать на линии семь судов, вторая четыре. Четыре новых судна Havila Kystruten AS, строящиеся в Турции, будут работать на СПГ и батареях. Хуртенгрутен вступает в новую эру.