За свою историю все морские страны имели дальние пассажирские линии через моря и океаны, и ближние береговые, по которым перевозили местных жителей из одного приморского городка в другой. Такие местные линии, как правило, существовали до 70-80-х годов ХХ века. Потом им на смену приходил другой транспорт – автомобильный или железнодорожный. Но есть несколько исключений, когда такие линии сохранились до наших дней.
Всё изменилось, среди пассажиров стало больше туристов, но по-прежнему они работают как транспортные линии, соединяя города, городки и рыбацкие поселки с большим миром. В этой статье мы расскажем об истории норвежской Hurtigruten, или Норвежского берегового экспресса с момента зарождения до сегодняшних дней.
Норвегия. Конец XIX - начало XX веков
В конце XIX века Норвегия была бедной страной. Она была частью Швеции, хотя формально действовала шведско-норвежская уния. Норвегия получила независимость мирным парламентским путем, и в 1905 году страна стала независимым государством. Тогда Норвегия была одной из самых отсталых стран в Европе. Относительно цивилизованно жил только юг страны, её столица – Осло, и несколько крупных городов – Берген, Тронхейм, Тромсё. Дальше на север небольшие городки и деревушки, зажатые между морем и горами, были предоставлены сами себе и просто выживали. Связь между ними была от случая к случаю. Поэтому организация работы регулярной пароходной линии, связывающей все населенные пункты страны, расположенные на побережье, стала задачей государственной важности. Ситуация в гражданском судоходстве действительно была сложной. С одной стороны, первый колесный пароход «Принц Густав» был построен еще в 1838 году и курсировал по линии Тронхейм – Тромсё. Через несколько лет был построен второй пароход «Принц Карл». Но они ходили только летом и в светлое время суток. С другой, конкуренты из других стран не дремали, и с 1870 года связь Лофотенских островов и Гамбурга поддерживали немецкие пароходы так называемой Гамбургской линии. Побережье страны длиной 2 650 км требовало надежной связи.
Начинать решили с части маршрута. В 1891 году стали обсуждать экспрессную регулярную линию между Тронхеймом и Хаммерфестом. Такая линия должна была связать центр и север страны. Среди норвежских судоходных компаний был объявлен конкурс на право эксплуатации и управления на этой линии. Две самые крупные пароходные компании Норвегии отказались от участия, сославшись на невозможность поддерживать расписание в условиях зимы, а молодое пароходство «Vesteraalens Dampskibsselskab» (VDS) решило попробовать. Капитан Ричард Уиф (Richard With) на пароходе «Vesteraalens» прошел этот маршрут. Из навигационных приборов у него были карта, компас и часы. Ричард Уиф записывал все особенности плавания в норвежских фьордах с 1882 года и вместе с лоцманом Андреасом Холте впервые провел пассажирский пароход по фьордам ночью. Все закончилось благополучно, и 18 мая 1893 года Правительство Норвегии заключило четырехлетний контракт с «Vesteraalens Dampskibsselskab», которое обязывалось организовать еженедельное круглогодичное сообщение между этими городами. Между Тронхеймом и Хаммерфестом было девять остановок в небольших городах и рыбацких поселках. Первые регулярные рейсы поразили всю страну. Пароход «Vesteraalens» дошел из Тронхейма до Хаммерфеста за 67 часов со всеми остановками. До этого летом такой маршрут проходили за месяц, а зимой за пять месяцев. Причиной таких результатов была в том, что Правительство субсидировало линию только в том случае, если пароходы VDS шли с определенной скоростью днем и ночью, летом и зимой. Линию сразу назвали Норвежский береговой экспресс (маршрут Coastal Express), Так началась долгая 128-летняя история линии «Hurtigruten». Hurtigruten по норвежски – скоростной маршрут. За всю историю линии, более 70 судов составляли флот Хутегруты. Имя капитана Ричарда Уифа теперь обязательно носит один из лайнеров линии.
Направлять поздравления с Новым годом Владимир Путин планирует не всем своим зарубежным коллегам. Дмитрий Песков пояснил, кого точно не будет в списке адресантов.
Аппетит приходит во время еды. Увидев результаты, Правительство приняло решение сначала продлить линию до Бергена. Несколько лет пароходы ходили по маршруту Берген – Тронхейм – Хаммерфест. С 1908 года линия была продлена до Вадсё, а через некоторое время и до Киркенеса. Дальше уже начиналась Российская империя – Киркинес располагается в 223 километрах по автомобильной дороге, и 145 километрах по прямой до Мурманска. После 1908 года пароходы ходили два раза в неделю, летом и зимой. Главным в контракте, заключенном с правительством Норвегии было обязательство по перевозке почты. Поэтому пароходы линии несут не просто государственный флаг Норвегии, а флаг норвежской королевской почтовой службы. Доходность маршрута побудила другие судоходные компании страны добиться участия в работе Хутенгруты.
Первоначально для линии пароходы покупались, а в дальнейшем их специально проектировали и строили для работы на Норвежском береговом экспрессе.
В 1898 году линия была продлена и на юг, до Ставангера, но в 1919 году южный участок закрыли. Дело в том, что юг Норвегии имел развитое железнодорожное и автомобильное сообщение, и заход почтово-пассажирских судов в Ставангер было излишним. С 1919 года суда работали на линии, которая сохранилась до наших дней: Берген – Киркенес. Север страны получил надежное сообщение со столицей и с миром. Фактически, Норвежский береговой экспресс соединил страну в единое целое, ведь до 1940 года до большинства портов севернее Тронхейма можно было добраться только по морю. Но путешествие не всегда было безопасным. Суммарно в трех катастрофах погибли 44 человека. До Второй мировой войны из-за навигационных аварий погибло три судна, работавших на линии – «Хокон Ярл», «Хаакон VII» и «Гера».
«Викинг»
Мы уже говорили о том, что в те годы Норвегия была богом забытым местом. Это утверждение можно проиллюстрировать рассказом об одном из очень интересных судов. Почти все норвежские городки того времени не имели практически никакой инфраструктуры. Это касалось, в том числе, больниц и бань. Особенно от их отсутствия страдал норвежский север. Чтобы хоть как то решить этот вопрос, и при этом сэкономить, власти страны приняли решение о переоборудовании старого военного корабля в плавучую больницу и баню.
Канонерская лодка «Викинг» была к началу 20-х годов устаревшим кораблем. Она не представляла никакой боевой ценности, но имела прочный корпус и вполне работоспособные паровые машины. Некоторые норвежские справочники того времени относят «Викинга» к классу малых крейсеров, но это не так. «Викинг» был классической канонерской лодкой. В 1923 году Норвежский Красный крест купил старый корабль у военно-морского флота и поставил его на переоборудование.
Все вооружение сняли, сделали дополнительные надстройки, где разместились палаты и операционные плавучей больницы. Пара и горячей воды было много. Поэтому несколько помещений переоборудовали в общественную баню. С 1923 по 1940 годы «Викинг» работал на том же маршруте, что и Хутенгрута, правда, по другому расписанию. Он приходил в приморский городок и оставался там на несколько недель. Все жители городка мылись по-человечески, больным оказывалась необходимая помощь. Автор знает о многих специальных судах во всем мире, но, по его мнению, «Викинг» был судном уникальным, аналогов не имевшим.
В 1940 году «Викинг» при оккупации Норвегии был захвачен немцами и до 1945 года использовался как плавбаза подводных лодок. На слом старое судно было отправлено в середине 50-х годов.
Вторая мировая война
К 1936 году линия приобрела те параметры, которые существуют сейчас. К 1937 году все корабли Хутегруты были оснащены эхолотами и мощными радиостанциями. Первоначально, к работе на линии к VDS присоединились две компании, а к 1939 году на Хутенгруте работало шесть судоходных компаний, которые оперировали флотом из 14 грузо-пассажирских судов. После захвата Германией Норвегии практически весь флот, работавший на Хутергруте, стал под контроль немцев. Уцелевшие в начале войны пароходы использовали для перевозки немецкой армии. В силу того, что большие суда были конфискованы, на линии работали небольшие старые пароходы, а, иногда, просто рыболовные парусно-моторные боты.
После окончания Второй мировой войны только три из четырнадцати судов смогли вернуться к работе на линии. Десять кораблей было потоплено, а одно судно получило такие повреждения, что восстановление было признано нецелесообразным. Всего погибло более 430 пассажиров и членов экипажей и около 200 солдат, которых перевозили на судах. Потопленные суда были уничтожены немецкой авиацией при захвате Норвегии и подводными лодками и авиацией Великобритании в течение войны.
Послевоенное восстановление
Закончилась Вторая мировая война. Флот Хутегруты необходимо было восстанавливать с нуля. Понимая важность линии для страны, Правительство выдало на эти цели кредиты, и были построены десять кораблей практически по одному проекту. На линии остались работать два крупные компании - Ofotens og Vesteraalens Dampskibsselskab (OVDS) и Troms Fylkes Dampskibsselskap (TFDS). Различие в построенных судах определялись требованиями компаний. С 1950 года линия Тронхейм – Хаммерфест снова стала ежедневной. К 1956 году, когда все 10 новых судов были введены в эксплуатацию, ежедневную линию восстановили в первоначальном варианте: Берген – Киркенес с ежедневными отправлениями.
Начиная с 60-х годов ХХ века, ситуация в Норвегии стала меняться. Были построены несколько крупных аэродромов, на севере страны появилась сеть автомобильных дорог. Всё это привело к изменениям политики Hurtigruten. Об этом во второй части.
Продолжение следует