Версия // Общество // По решению правительства страны шведские моряки возвращаются на подземную базу «Мускё»

По решению правительства страны шведские моряки возвращаются на подземную базу «Мускё»

7165

Королевское подземелье

В разделе

Отношение Советского Союза и современной России со своим соседом по Балтийскому морю – королевством Швеция всегда были непростые. Боевые действия советских подводных лодок в шведских территориальных водах во время Второй мировой войны, похищение Валленберга, уничтожение шведского самолета радиоэлектронной разведки над нейтральными водами Балтийского моря, инцидент с советской подводной лодкой – вот неполный перечень событий, осложняющий отношения между нашими странами.

О перечисленных событиях смотри статьи «Шведский комсомолец», «Будни советской противовоздушной обороны. Часть 1», «Страсти по Готланду». В настоящее время, страны, расположенные на побережье Балтийского моря, лидируют по уровню антироссийской истерии. Государства Прибалтики, Польша, Швеция. Основа сценария нагнетания антироссийских настроений в них практически одинакова, различия обусловлены местными особенностями. Всё это позволяет предположить один источник. В этой статье мы расскажем о событиях «холодной войны» и современности и о подземной базе шведского ВМФ Мускё.

Подземные базы

Вторая половина ХХ века ознаменовалась появлением в военной инфраструктуре ряда стран внутрискальных объектов различного назначения - от командных пунктов и баз по ремонту кораблей, до … аэродромов. Да-да, аэродром, расположенный в недрах горы – это не бред и не фейк, а реальность. О них мы обязательно расскажем в одной из ближайших статей. Так получилось, что такие базы в скалах находились в Северной Европе и Гренландии, в Советском Союзе и в Юго-Восточной Азии (Об одной из таких баз в Крыму смотри статью «Военные подземелья Крыма»). Одним из лидеров в создании таких баз и объектов в скалах является Швеция. Объясняется это, в первую очередь, природными особенностями королевства. Береговая оборона в нем с 30-х годов ХХ века была размещена на островах в скалах. Технология создания внутрискальных объёмов была отработана в стране до совершенства. Логично, что после создания многочисленных береговых батарей, военные инженеры задумались о чём-то большем. В 50-е годы вполне реальной угрозой было нанесение ядерного удара. Все подземные и внутрискальные базы, построенные в 50-х – 60-х годах ХХ века строились с единственной целью – защитить свои вооруженные силы от ядерного удара. Швеция не была исключением.

История создания

После Первой мировой войны, когда авиация показала свои потенциальные возможности, шведские адмиралы задумались о целесообразности нахождения Главной военно-морской базы флота (ВМБ) в Стокгольме. Столица королевства разрасталась, и Главная военно-морская база с арсеналом оказалась фактически в центре города. В современном Стокгольме на месте базы сейчас находится музей парусника «Ваза» («Wasa») и места стоянки исторических кораблей – парусников, плавмаяка и ледокола Стокгольмского порта «Сант-Эрик». Идея витала в воздухе, но не более того. Только после окончания Второй мировой войны, в 1948 году, дело сдвинулось с мертвой точки.

По теме

В 1950 году адмиралы определились с новым местом. Был выпущен доклад, в котором новая база должна была быть размещена на юге Стокгольмского архипелага, в 70 километрах от Стокгольма на острове Мускё. База должна была быть вырублена в скале, поэтому, сначала нужно было провести все подземные работы, и только потом там оборудовалась собственно ВМБ. Планы изначально сделать ВМБ в скале была связана с угрозой применения ядерного оружия. Шведские военные понимали, что нейтральный статус страны может не спасти Швецию от применения в регионе ядерного оружия. Как водится, во время строительства проект несколько раз пересматривался, но при этом строительство не останавливалось.

Интересный момент. Строительство началось в 1950 году, а решение о финансировании шведский парламент принял в 1953. Все это время строительство велось по указу шведского короля и финансировалось из королевских фондов.

В 1950-1955 годах строители пробили тоннели для базирования малых и средних кораблей, а в 1955 году тральщик М-14 впервые вошел в вырубленный тоннель и встал к причалу. Но, несмотря на то, что на базе уже находились боевые корабли, в 1959 году проект пересмотрели еще раз. Последняя, окончательная версия проекта базы была утверждена в 1965 году. Все эти годы флот жил, как говорится, «на два дома». Только 1 июля 1969 года вышел приказ о переводе Главной базы флота из Стокгольма на остров Мускё. В официальной церемонии открытия новой ВМБ, проходящей 30 сентября 1969 года принимал участие король Швеции Густав VI Адольф. Официально база получила название Ostkustens Örlogsbas или ÖrlB О – «Военная база Восточного побережья». Несколько раз официальное название менялось. С 2000 года ВМБ называлась Marin B O, а с 2005 года – Marin B.

Военная база Восточного побережья

Главным отличием базы Мускё от аналогичных объектов в других странах был её размер. Мускё – самая большая в мире внутрискальная база военно-морского флота. Точные размеры базы засекречены, но шведские газеты пишут, что её площадь сопоставима с площадью исторического центра Стокгольма. Что известно точно – при строительстве базы было извлечено более 1,5 миллионов кубометров скальной породы.

База Мускё. Эсминец входит в тоннель
База Мускё. Эсминец входит в тоннель

Внутри скалы прорублены три крупных тоннеля-дока с причальными стенками. Тоннели разных размеров, предназначены для базирования кораблей различных классов. При помощи системы так называемых выходных тоннелей база соединяется с Балтийским морем. Выходные тоннели оснащены специальными перегородками для обеспечения герметичности базы. О масштабах сооружения говорит тот факт, что на базе могут находиться корабли класса эскадренный миноносец. Все остальные подземные и внутрискальные базы в мире могут обеспечить базирование только подводных лодок и ракетных, или торпедных катеров. Длина шведских эсминцев послевоенных проектов тип HSwMS «Halland» J18 и тип HSwMS «Östergötland» J20 составляла около 120 метров, а высота над водой – около 30 метров. Высота тоннелей, прорубленных в скале, составляют 40 метров! Два тоннеля могут служить сухими доками для ремонта кораблей. Один тоннель имеет длину причальной стенки 350 метров, два других – 150 и 145 метров. В этих тоннелях причальная стенка совмещена с сухим доком.

HSwMS «Halland» J18
HSwMS «Halland» J18

HSwMS «Östergötland» J20
HSwMS «Östergötland» J20

По теме

В ней могли укрыться корабли всех классов шведского ВМФ, за исключением броненосцев береговой обороны и крейсеров. Кроме тоннелей с кораблями, внутри скалы находятся помещения судоремонтного завода, электростанция, казармы для экипажей, всевозможные складские помещения. Длина тоннелей, соединяющих все помещения базы, более 20 километров. Гарнизон этой подземной базы около 1 000 человек. Настолько же рассчитаны помещения для экипажей кораблей. Столовая базы рассчитана на 2 000 человек. Автономность объекта составляет несколько недель.

Сама база – это не только внутрискальные сооружения на острове Мускё. С юга и севера от подземной базы находятся надземная инфраструктура – причалы, доки и склады. С материком Мускё связан тоннелем длиной более 3 километров, проложенным на глубине 70 метров. Самое интересное, что у базы Мускё есть и верхний, авиационный ярус. Да, на базе есть свой аэродром, с подземными укрытиями для вертолетов и легких самолетов. Сейчас на его месте музей военно-морской авиации Швеции. Забегая вперед, хочется сказать, что при существующем уровне антироссийской истерии в стране, можно не удивляться, если музейную экспозицию свернут, и возродят военный аэродром.

Завершает описание базы развитая система береговых артиллерийских батарей, оснащенных пушками «Бофорс» калибра 120 мм, прикрывающих подходы к ней. Батареи, естественно, размещены на гранитных островах.

Сокращение

Во времена «холодной войны» база в Мускё была самой современной и защищенной военно-морской базой на всем Балтийском море. Ни СССР, ни Финляндия, ни Польша и ГДР ничем подобным не располагали. Но одновременно она была и самым дорогим в эксплуатации объектом в вооруженных силах Швеции. После окончания «холодной войны» вооруженным силам Швеции резко сократили финансирование. В 2004 году ВМФ королевства резко сократил планы по эксплуатации базы MarinB O. Было принято решение вернуться к обычной системе базирования флота, и большую часть кораблей перевели в ВМБ Карлскруна. Из подразделений флота в Мускё остался центр службы наблюдения и мониторинга за обстановкой в Балтийском море - все данные с береговых радиолокационных станций, самолетов-разведчиков, береговых постов радиоразведки флота поступают на базу в скале и там обрабатываются. В состав центра службы наблюдения и мониторинга входит центр подводной разведки. В него поступают данные от подводных гидроакустических систем, установленных на дне Балтийского моря. В базе оставались также подразделения обеспечения и охраны. Часть помещений законсервировали, а тоннели-доки сдали в аренду гражданским организациям.

База Мускё. Эсминец в тоннеле
База Мускё. Эсминец в тоннеле

База Мускё. Ремонт корветов в тоннеле
База Мускё. Ремонт корветов в тоннеле

Будущее королевского подземелья

С исторической точки зрения с 2004 года прошло совсем немного времени, но условия существования стран изменились радикально. Старый миропорядок рушится на глазах, новый рождается в муках, угроза очередной мировой войны, к сожалению, приобретает реальные очертания. Все это сопровождается побочными явлениями типа «российской военной угрозы». Мы не будем останавливаться на этом вопросе, скажем только, что благодаря распространению этого мифа в странах бассейна Балтийского моря, Швеция – для отражения возможной российской угрозы, разумеется – резко увеличила свой военный бюджет. У флота появились деньги и возможность вернуться на свою любимую базу, которой шведы обоснованно гордятся. В день 50-летия открытия базы Musköbasen - ÖrlB O - MarinB O командование флота объявило о возвращении ВМФ Швеции «в скалу». Предполагается разместить, ни много ни мало, всё командование ВМФ королевства во внутрискальных помещениях базы. Это, кстати, логично. Там до сих пор находится и работает центр службы наблюдения и мониторинга Балтийского моря. Так что шведские адмиралы будут находиться в центре событий. Кроме этого, планируется возвращение боевых кораблей для базирования в тоннелях. Возвращение штаба ВМС должно завершиться в 2021-2022 годах. В СМИ распространена версия, что Швеция возрождает всю инфраструктуру «холодной войны» из-за российской угрозы.

Макет базы в центре Стокгольма
Макет базы в центре Стокгольма

«Вооруженные силы вынуждены адаптироваться к проблемам, связанным с ухудшением внешней среды» - так заявила глава департамента по связям с общественностью шведского ВМФ Ребекка Ландберг. Злые же языки в шведских медиа утверждают, что шведские моряки с большой неохотой ушли «из скалы» в начале двухтысячных, и они просто очень хотят вернуться на обжитую ранее базу.

Как бы то ни было, Швеция опять будет иметь самую защищенную базу на Балтийском море.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.01.2020 12:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх