Версия // Общество // В московской школе доводят до совершенства приказ о слежке за поведением учеников в социальных сетях

В московской школе доводят до совершенства приказ о слежке за поведением учеников в социальных сетях

2627

Уроки недоверия

В разделе

Инициативу директора московской школы № 2120 Аллы Шурухиной можно назвать новаторством – завинчивание гаек и контроль над поведением школьников во внеучебное время мы уже проходили неоднократно, но вот официальное «добро» на слежку за учениками в соцсетях, кажется, дают впервые. Впрочем, документ пока что отозван «на доработку».

Портал «Такие дела» сообщает, что директорский приказ, которым педагогам школы № 2120 было рекомендовано вести пристальное наблюдение за аккаунтами школьников, временно отозван. Критика, последовавшая за новостью, вынудила директора сделать заявление о том, что приказ неоднозначно истолкован, поскольку полон «казенных формулировок». Судя по всему, сейчас его переписывают человеческим языком.

Формулировки действительно суровые – как будто документ составляли не для педколлектива, а для сотрудников компетентных органов. «Приказываю классным руководителям: 1.1 считать, что предупреждение вовлечения несовершеннолетних в неформальные объединения — приоритетная задача профилактики негативных проявлений. В рамках данной профилактической работы руководствоваться Алгоритмом проведения мониторинга социальных сетей по выявлению фактов вовлечения несовершеннолетних в деятельность асоциальных сообществ», — говорилось в первоначальной версии приказа.

Алла Шурухина поясняет, что руководствовалась исключительно благими намерениями и «ни о какой слежке за детьми речь не шла». С тем, что в интернете сегодня можно найти не только разумное, доброе и вечное, а и массу опасной информации, «которая может нанести вред психике и здоровью», спорить сложно. Вопрос, можно ли в самом деле вменить учителям в обязанность следить за тем, что делают их воспитанники в социальных сетях? Сотрудники школы №2120 говорят, что да – именно об этом их предупредило в начале октября руководство учебного заведения. Речь зашла даже о том, что соответствующий пункт добавят даже в трудовые договоры классных руководителей. Причем информировал их об этом, по словам учителей, специально приглашенный юрист. Поле деятельности практически бескрайнее: «Одноклассники», «ВКонтакте», Инстаграм*, Фейсбук... «Профилактический мониторинг» двух-трех десятков учеников – это вам не тетрадки проверять! Учителям нужно будет представить панорамную картину, постоянно контролируя: в каких группах состоят их воспитанники, какую информацию размещают у себя на «стене», кого «френдят» и т.д. Как именно будет осуществляться подобный контроль и какие меры может повлечь, неизвестно: упомянутого в приказе «Алгоритмом проведения мониторинга» пока что никто не видел. Есть только теоретическая установка: «Современный учитель также активен в социальных сетях, и если он видит тревожные факты, которые могут навредить ребенку, то почему он должен закрывать на это глаза? Я считаю, что классному руководителю нужно очень мягко, деликатно найти причину такого поведения в интернете и помочь», – говорит директор школы. Но признает, что изданный по школе приказ №100-О – «неправильная управленческая реакция».

Доработанные требования, видимо, вновь будут озвучены. Мониторинг деятельности учеников в соцсетях отвечает сразу нескольким целям, которые ставит перед сегодняшней школой Минобразования в последние несколько лет – от обеспечения антитеррористической защищенности до профилактики антиобщественной деятельности. Насколько добросовестно и компетентно эти задачи могут быть реализованы на уровне действующих по «алгоритму» педколлективов? Какими силами и когда – за счет рабочего времени (в ущерб учебному процессу) или за счет личного? Какую ответственность понесет учитель, если не уследит за учеником, подписавшимся на опасный паблик или, не дай бог, вступившим в очередную «группу смерти»? Ну и самое интересное – насколько вообще правомерно и эффективно подобное делегирование?

«Получается, что нет никакого иного выхода, кроме слежки. Не работает система воспитания ребенка. Подразумевается, что родители не умеют воспитывать собственных детей в этом большом потоке информации», – говорит одна из учительниц, не согласных с нововведением. Проблема давно вышла за пределы одного классного коллектива: «Существующая школьная модель воспитания не приводит ни к чему хорошему», – констатирует педагог, отмечая, что сегодняшнее положение дел в школах никак не способствует построению доверительных отношений между учеником и учителем: «дети обучаются в переполненных классах, не хватает личного контакта». Точно ли улучшится ситуация, если дети узнают, что учителя теперь за ними еще и следят?

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 31.10.2017 14:30
Наверх