// // В 2017 году в России вырастут налоги

В 2017 году в России вырастут налоги

3910

Когда нас начнут стричь

2
В разделе

По итогам августа объём Резервного фонда сократился на 18,4%. В этом году Минфин уже трижды использовал его средства на покрытие дефицита бюджета, направив на эти цели 1,17 трлн рублей. К сентябрю в фонде осталось 2,09 трлн рублей, а темпы трат таковы, что к концу года загашник может ужаться до сущих крох – всего 980 миллиардов. На очереди Фонд национального благосостояния с запасом в 4,7 трлн рублей.

В условиях затянувшегося то ли кризиса, то ли всё же рецессии их вполне может не хватить, чтобы продержаться в период между парламентскими и президентскими выборами. И что тогда? Выход один – повышать налоги.

К выборам-2018 Россия не имеет права прийти обессиленной. Значит, для улучшения экономической ситуации есть чётко ограниченный временной период – 2017 год. Что он нам готовит? Есть два главных опасения – рост цен и повышение налогов. Но на опыте предыдущих кризисов уже известно, как затягивание поясов убивает экономику, одновременно провоцируя протест.

Что задумали ведомства?

Помощник президента Андрей Белоусов на днях порадовал общественность заявлением о том, что «налоги всегда надо только снижать». Это был ответ на идеи Минфина по поводу повышения основных налогов, в частности НДС, НДФЛ, налога на прибыль и страховых взносов. Повышение на 1 процентный пункт каждого из ключевых налогов может принести в казну от 170 до 324 млрд рублей. Тем не менее от правительства пока не исходит никакой информации о готовности повысить налоги в ближайший год.

Но по нашим данным, сразу несколько ведомств готовят параллельно свои предложения по увеличению налогов.

Рассматриваются и другие хитрости. Например, снижение страховых взносов с одновременным повышением НДС. Но в любом случае произойдёт это не раньше президентских выборов, то есть где-то к концу 2018 года. Минфин же свои планы представит широкой общественности лишь после того, как улягутся парламентские предвыборные страсти. Если представит.

Стабильные физлица

Как известно, российская система налогообложения работает с двумя видами плательщиков – юридическими и физическими лицами. Вторые вносят в казну транспортные выплаты, налоги, начисляемые на имущество и любые виды дохода физических лиц – НДФЛ. Поступления от физических лиц, – самый надёжный, предсказуемый и стабильный источник финансовых поступлений для государства. Список налогов, которые платят организации, разнообразнее и зависит от ряда конкретных обстоятельств.

НДФЛ – известные 13% работодатель вычитает из заработной платы. В Кремле и Думе рассматривают вопрос о поднятии этой ставки до 15%, но не раньше 2019 года. А в 2017-м Минфин планирует получить от этого налога 3,4 трлн рублей.

Не стихают баталии по введению прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Доходы пары первых сотен россиян перекрывают заработки всех остальных сограждан. Повышению налогов они не просто противились долгое время, но и откровенно шантажировали – повысите, уведём всё в оффшоры. Теперь, когда антиоффшорное законодательство привели в чувство, а контроль за иностранными счетами вступит в силу с 2018 года – самое время поднять налоги на доход богатеев, если не до европейских 50%, то хотя бы вдвое от текущего, до 25%. Протолкнуть такое повышение через Думу и Совфед, сплошь состоящих из миллионеров, будет сложно, но пару процентов (до 15%) с их жирных доходов, видимо, начнут снимать.

Налог на имущество – это ежегодные выплаты за недвижимую собственность. К сожалению, квартиры, дачи и гаражи за вычетом нескольких «положенных» квадратных метров теперь будут обходиться нашим гражданам гораздо дороже. Расчет от кадастровой стоимости привел уже к тому, что выплаты за землю и дачу скакнули в разы, или даже на порядки за пару лет. Из чисто формальных пары сотен рублей в год, теперь налоговая «удивляет» несколькими тысячами. И это не предел. Сейчас, когда всех посчитали, т.е. провели кадастраизацию и оценку объектов, приучили людей к важности этого закона, следует ждать постепенного роста ставок. Правительство и законодателей будет сложно упрекнуть – кто владеет дорогим имуществом, пусть не забывает отстегивать государству, так сказать, делиться. Однако, ошибки в кадастровой оценке уже стали местом вечных баталий. Иногда цены в разы отличаются от рыночных. Наше издание не раз выходило само с предложением, а теперь и слышит поддержку от экспертов – если государство уверено в том, что его кадастровая стоимость на 30% ниже рынка, так пусть будет готово с открытой офертой по этой оценке и выкупать. Если статистика не врёт, то даже в паре мест прогадав, государство должно в среднем неминуемо разбогатеть. Однако поддержки подобной инициативы у Росреестра и думцев мы не видим.

По теме

С транспортным налогом сложнее. Его оплачивают собственники автомобилей и других транспортных средств. Сейчас размер этого налога зависит от мощности двигателя, указанной в паспорте ТС, и платится с каждой лошадиной силы. Но это пока. В Госдуму внесён законопроект, предлагающий отменить налог вообще, заложив выплату в стоимость топлива, что, по предварительным расчётам, увеличит стоимость 1 литра бензина на 53 копейки.

Сберечь ручейки!

Неофициально сборы, а по сути скрытые налоги, и с физических, и с юридических лиц постоянно растут так или иначе. В 2017-м компаниям придётся в основном разгребать последствия этих часто непродуманных и вредоносных для экономики страны внедрений в их бюджеты. У компаний определённо вызовет недовольство новая схема начисления налога на недвижимость. До сих пор он рассчитывался на основе инвентаризационной стоимости, но теперь основой расчёта станет кадастровая стоимость – практически рыночная и не всегда адекватная. Платить по-новому придётся уже с весны 2017 года – за 2016-й. В связи с вводом государственной монополии на кадастровую оценку недвижимости собственники жилья лишаются ряда прав в части переоценки установленной стоимости, включая право обжаловать результаты оценки.

Эта реформа может стать разорительной для малого бизнеса. Нагрузка на бизнес, базирующийся на торговых или производственных площадях, возрастёт, что отразится на ценах и даже на самой возможности продолжать дело. Маленькие компании вообще вынуждены будут свернуться, значит, скорее всего закроются кафешки и магазинчики, а вместе с ними иссякнет множество ручейков поступлений в бюджет.

Некоторые сельхозпредприятия взвыли от счетов, которые им предстоит оплачивать. Земли под редькой или рожью в сотни гектаров рассчитывают, исходя из рыночных цен на садовые участочки поблизости.

Усугубят проблему контрольно-кассовые аппараты нового типа (ККМ) – с передачей данных в ФНС через Интернет, которые станут обязательными. С 1 февраля 2017 года будут регистрироваться только ККМ нового типа. Да, курочка по зёрнышку клюёт. Но стоит ли рубить ей голову ради того, чтобы один день прокормиться?

Каждая хозяйка знает: если ей не хватает денег, самый верный путь – сокращать расходы. Вот и эксперты сходятся в том, что пора государству сокращать свои расходы, и в первую очередь расходы на содержание безмерно раздутого государственного аппарата. Этот путь присмотрел и Минфин РФ, предложив сократить «незащищённые» расходы бюджета на 6% в 2017 году и на 9 и 11% соответственно в 2018 и 2019 годах.

Михаил Субботин, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН:

– Повышать налоги сейчас нельзя. Российская экономика находится в состоянии глубокой рецессии, как бы образно её ни характеризовали эксперты, на дне, оттолкнулись от дна или дно где-то впереди. Чтобы оттолкнуться и выплыть, существует две силы – инвестиции и внутренний спрос. С инвестициями ситуация известная. Это санкции и контрсанкции, причём выталкивать инвесторов из российской экономики стали задолго до введения санкций. Остаётся внутренний спрос. Для его роста нужна высокая платёжеспособность населения – именно она мотивирует активную торговлю и соответственно производство. Повышение налогов душит эту вторую силу. При том, что их уже косвенно повысили, введя всевозможные квазиналоги, в частности «Платон», сборы на капремонт и так далее.

Думаю, в следующем году нужно заняться взаимной утряской этих двух систем – налоговой и квазиплатежей. И мы уже видим примеры некоего регулирования платежей, параллельных налогам. Правительство пытается как-то минимизировать последствия, вводя всевозможные льготы.

Вряд ли сейчас, в условиях нынешнего состояния бюджета, власти могут пойти на сокращение налогов, что было бы полезно и эффективно. В налоговой системе вообще тяжело искать ресурсы. Теоретически возможны способы регулирования с помощью каких-то специальных режимов путём рационализации.

Конкретно

Яркий пример безумных трат представляет собой Пенсионный фонд России, являющийся мировым чемпионом по количеству сотрудников. Штат ПФР составляет 121 670 человек.

Второе место занимает Social Security Administration в США, где работает в 2 раза меньше сотрудников – порядка 60 тысяч. При том, что население США более чем вдвое превышает российское, а объём пенсионных и социальных выплат почти в 9 раз выше.

Штат российских сотрудников фонда превышает шведский в 122 раза, при том, что эта служба считается наиболее эффективной в мире. Известный шведский экономист Андерс Ослунд посчитал: если экстраполировать опыт его страны на Россию, то нормальный штат пенсионного фонда не должен превышать 14 тыс. человек.

Япония по численности населения сходна с Россией. И там пенсионная служба Nihon Nenkin Kikou обходится персоналом в 27 тыс. человек, а штатных сотрудников там всего 15 тысяч.

К тому же, чтобы оборудовать рабочие места для российского раздутого штата, требуются миллионы квадратных метров офисных площадей.

Опубликовано:
Отредактировано: 14.10.2016 15:21
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх