Версия // Общество // В 1985 году палестинские боевики захватили теплоход в Средиземном море

В 1985 году палестинские боевики захватили теплоход в Средиземном море

9745

Захваты пассажирских и круизных лайнеров. «Акилле Лауро»

«Акилле Лауро» (фото: wikipedia/D. R. Walker)
В разделе

Терроризм – это абсолютное зло. Когда для решения своих задач убивают мирных людей, оправдания таким поступкам нет. Террористы захватывают самолеты, поезда, отделения банков, гостиницы. Но пассажирские лайнеры? За вторую половину ХХ века были захвачены только два пассажирских теплохода. В этой статье мы расскажем о захвате итальянского круизного лайнера «Акилле Лауро» в Средиземном море.

Арабо-израильское противостояние

Отношения Израиля и арабских стран не заладились с момента образования государства Израиль в 1948 году. Череда войн, обстрелов, террористических атак продолжается до сих пор. Обе стороны не стесняются в средствах. Атаки Фронта освобождения Палестины и ответные действия армии обороны Израиля и спецслужб стали суровой реальностью для всех для жителей региона.

Началась история с «Акилле Лауро» с террористического акта и ответа на него. Семья из Израиля, Реувен и Эстер Пальцор и их четверо детей почти все свободное время проводили на своей яхте «First». Глава семейства Реувен был моряком гражданского флота, но из-за травмы был вынужден оставить морскую службу. Любовь к морю осталась. Эту любовь он привил жене и детям. Все свои выходные дни и отпуска они проводили на яхте в море. 2 сентября Эстер исполнилось 50 лет, и в конце месяца супруги отправились на яхте к берегам Греции. На борту был их друг, 54-летний Авраам Авнери, отец троих детей. 25 сентября 1985 года яхта с тремя израильтянами находилась в яхт-клубе порта Ларнаки на острове Кипр. Эстер сидела на палубе яхты, мужчины были в салоне. Террористы первыми убили женщину.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В войне с Израилем активную роль играло «Подразделение 17», фактически палестинская спецслужба. Она было создано «Движением за национальное освобождение Палестины» - ФАТХ - и контролировалась лично Ясиром Арафатом. Базировалось «Подразделение 17» в Тунисе. Именно оно и осуществляло все террористические атаки на Израиль. До 1988 года, когда оно официально отказывалось от терактов против мирных граждан, признавалось террористической организацией в Израиле и США. После 1993 года формально было распущено, но на самом деле просто переименовано в “Presidential Security” – личную гвардию Ясира Арафата. В начале нулевых годов его численность была 3 500 человек.

Представляется, что атака «Подразделение 17» на яхту была спонтанной – просто палестинцы увидели в яхтенной марине яхту под флагом Израиля. Такое предположение подтверждается дальнейшими событиями. Палестинские боевики сначала продемонстрировали прибывшим греческим полицейским тело Эстер, потом начали переговоры с властями Кипра. Мужчины в это время были привязаны к кроватям в каюте яхты. Затем, по неизвестным причинам террористы прервали переговоры, убили заложников-мужчин и сдались полиции. Сложно представить, что убийство израильских обывателей, не связанных с обороной и безопасностью Израиля, было этапом какой-то многоходовки в войне арабских и еврейских спецслужб. Скорее всего, палестинцы случайно обнаружили яхту под израильским флагом и решили убить яхтсменов.

В ответ Израилем была проведена операция «Деревянная нога». 1 октября 1985 года самолеты ВВС Израиля – истребители F-16 под прикрытием F-15 нанесли штурмовой удар по штаб-квартире Организации Освобождения Палестины в Тунисе. В результате авиационного удара здание штаб-квартиры было полностью уничтожено, убито около 60 человек, находившихся в нем во время налета. Документов об ответном шаге палестинцев нет, но после этого налета израильской авиации по приказу главы Палестинского фронта освобождения Абу Аббаса была начата подготовка к захвату круизного лайнера. Самое непонятное в этой истории остается то, что атака планировалась на итальянский круизный лайнер, маршрут и пассажиры которого никак не были связаны с государством Израиль. Честно говоря, автору не совсем понятен выбор объекта атаки. К сожалению, вторая половина ХХ века на Ближнем Востоке представляла собой непрерывную цепочку таких бессмысленных преступлений.

По теме

Круизный лайнер «Акилле Лауро»

У этого судна была долгая и непростая судьба. Заложен он был в далеком 1938 году в Голландии на верфи во Флиссингене. Строительству помешала Вторая мировая война, поэтому теплоход был спущен на воду в 1946 году, а заказчику был передан через год, 21 ноября 1947 года. Тогда теплоход назывался «Willem Ruys», и принадлежал компании «Royal Rotterdam Lloyd» - «Королевский Роттердамский Ллойд» Это был пассажирский теплоход для дальних линий, длиной 192 метра, водоизмещением около 23 000 тонн и скоростью хода в 22 узла (около 40 км/ч). Теплоход брал на борт от 900 до 1 000 пассажиров. 2 декабря состоялся его первый регулярный рейс на линии Роттердам – Батавия. После окончания войны Индонезия (тогда её называли Голландской Ост-Индией) ещё была колонией Нидерландов.

Это был очень важный маршрут для Голландии как колониальной державы, загрузка теплохода была практически максимальной. После получения Индонезией независимости в 1949 году, по понятным причинам, количество пассажиров на этой линии значительно сократилось. После снятия теплохода с дальневосточной линии, «Willem Ruys» работал в Северной Атлантике на линиях Роттердам – Нью-Йорк и Роттердам – Монреаль. Были и другие маршруты. В 1965 году теплоход был продан итальянской судоходной компании «Flotta Lauro Lines», и переименован в «Achille Lauro». Теплоход из пассажирского судна для дальних линий был переоборудован в круизный лайнер для круизов в Средиземном море. Круизы в современном понимании в Средиземном море начались в конце 20-х годов ХХ века.

Однако перед Второй мировой войной круизных лайнеров было мало – в основном моря бороздили пассажирские суда, ходившие на регулярных линиях – поэтому количество круизных маршрутов во всем мире не превышало одного десятка. После окончания Второй мировой войны круизное судоходство пережило настоящий бум. Одним из самых популярных регионов для круизов стало Средиземное море, поэтому судоходные компании для пополнения своего флота не только строили, но и покупали подходящие суда. Ничем особо не примечательная служба круизного лайнера была прервана 7 октября 1985 года во время 12-ти дневного круиза по Средиземному морю. О самом захвате мы расскажем чуть ниже. После окончания всех событий «Achille Lauro» продолжил обычную работу круизного лайнера. Из примечательного - на его борту был снят художественный фильм о захвате теплохода. В 1994 году «Achille Lauro» с 1 000 пассажиров находился в Индийском океане у берегов Африки, где проходил его очередной круиз. 30 ноября, находясь в 30-ти морских милях (около 55 км) восточнее Африканского рога (Сомали) в машинном отделении лайнера возник пожар. Он быстро вышел из-под контроля. Пассажиров эвакуировали на суда «Hawaiian King». Помощь в тушении пожара оказывал американский ракетный крейсер USS «Gettysburg» CG-64 и ракетный фрегат USS «Halyburton» FFG-40. Утром 2 декабря была предпринята попытка взять горящий лайнер на буксир, но внезапно на нём прогремел мощный взрыв, и через некоторое время «Achille Lauro» ушёл на дно. Погибло три человека.

Странности

Сразу хочу сказать, что в этом захвате много непонятного и нелогичного. Есть две палестинские версии захвата «Акилле Лауро». По одной, он должен был быть произведен несколько позже, когда лайнер зайдёт в израильский порт Ашдод. Более ранний захват был обусловлен тем, что стюард обнаружил боевиков в момент проверки оружия. Молодые террористы просто не хотели умирать, прекрасно понимая, что в Ашдоде у них не будет шансов остаться в живых. Позже появилась версия, что акция готовилась 11 месяцев, и боевики Палестинского фронта освобождения – ПФО – дважды участвовали в таком круизе, отрабатывая детали. Говорилось и о том, что акция была ответом на уничтожение израильскими ВВС штаб-квартиры ООП в Тунисе.

Второй странностью, хотя, возможно, и объяснимой, является то, что круизный лайнер в 23 000 тонн водоизмещения захватили и удерживали всего четыре(!) молодых человека. Их возраст был от 19 до 23 лет. Возможно объяснение, что никто не ожидал подобного. Контроля не было никакого. Это был первый, и пока единственный случай захвата лайнеров террористами в европейских водах. Самый первый случай захвата пассажирского теплохода произошел в 1961 году. Об этом смотри статью «Захваты пассажирских и круизных лайнеров. «Санта Мария»». Радует то, что этими двумя случаями список и ограничивается.

По теме

Третьей странностью является предмет атаки. Захват круизного лайнера в международных водах, на борту которого нет израильтян, объективно играл против палестинцев. Он не выглядел местью за налет в Тунисе, а в глазах мирового сообщества делал палестинцев просто извергами. Если захват лайнера планировался, когда он будет находиться в Ашдоде, то такая акция тем более не могла повредить Израилю. Если планировался теракт в самом городе, и лайнер был всего лишь способом попасть туда, то палестинцам с оружием нужно было пройти израильских пограничников, а это было маловероятно.

Захват

Сам захват произошел 7 октября 1985 года, когда «Акилле Лауро» с 349 туристами шёл из Александрии в Порт-Саид. Начало круиза было в итальянском порту Генуя. Именно там на борт сели четыре боевика, которым удалось пронести на борт автоматы Калашникова. В 13.07 по местному времени боевики ворвались в корабельный ресторан, открыли огонь поверх голов и объявили о захвате судна. Поскольку террористов было всего четыре человека, всё на борту контролировать они не могли. Радист лайнера смог передать сигнал SOS , его приняли американский и итальянский ВМФ. На флагмане итальянского флота крейсере-вертолетоносце «Vittorio Veneto» в готовности находились 4 палубных вертолета с 60 спецназовцами из 9-го парашютно-штурмового полка для возможного штурма лайнера. Одновременно Правительство Италии вело интенсивные переговоры с президентом Египта Хосни Мубараком и Председателем Организации освобождения Палестины Ясиром Арафатом. 8 октября лайнер встал на внешний рейд сирийского порта Тартус. Террористы выдвинули требование к Израилю об освобождении 50 палестинцев из «Подразделения 17» и одного ливанского террориста, находившихся в израильских тюрьмах. В противном случае они угрожали взорвать круизный лайнер. Правительство Израиля требования террористов проигнорировало, а власти Сирии (что удивительно), запретили «Акилле Лауро» заход в порт Тартус. После отказа в заходе в Тартус палестинцами был убит один заложник – американский еврей Леон Клингхоффер. Он был инвалидом, прикованным к коляске. Ему выстрелили в голову и грудь, и коляску с телом сбросили за борт в море на глазах его жены. Сначала обозленные террористы обещали каждые три минуты убивать по заложнику, но потом передумали, и направили «Акилле Лауро» в Египет. Некоторые источники утверждают, что такое распоряжение отдал Ясир Арафат. Куратор захвата, Абу Аббас был с террористами на постоянной связи.

Днем 9 октября лайнер пришёл в египетский Порт-Саид. После непростых переговоров террористы сдались египетским властям. Итальянское правительство гарантировало террористам свободу, если пассажиры и экипаж не пострадает. В Италии ещё не знали об убийстве Клингхоффера. В этот же день Совет Безопасности ООН единогласно осудил захват круизного лайнера. Террористы и Абу Аббас вылетели из Египта в Тунис, но их самолет в воздухе был перехвачен американскими палубными истребителями F-14 с авианосца USS «Saratoga» CV-60. Египетский Боинг-737 был посажен на аэродроме итальянской военно-морской базы Сигонелла на Сицилии. Так закончился второй и последний захват пассажирского судна в ХХ веке.

Конец истории

Между Италией и США сразу же возник конфликт. Президент США Рональд Рейган требовал выдать США убийцу американского гражданина. Италия отказалась. Так как был захвачен итальянский корабль, судить террористов будут в Италии. 12 октября Абу Аббас, вину которого в захвате вначале доказать не удалось, был отпущен и улетел из Италии в Югославию. Четыре террориста были приговорены к длительным срокам заключения. Убийца Леона Клингхоффера был приговорен к 30 годам заключения. Бежал, повторно арестован. Спустя 24 года за примерное поведение освобожден досрочно. Еще один террорист был приговорен к 25 годам заключения. После 20 лет в тюрьме так же досрочно освобожден. Третий и четвертый террористы были приговорены к 17 и 15 годам лишения свободы. Отсидев 6 лет, они были освобождены и сразу скрылись. Заочно обвинили еще 11 человек, которые обеспечивали захват лайнера.

Через год, в 1986 году, удалось доказать, что Абу Аббас был организатором захвата лайнера. Его заочно приговорили к пяти пожизненным срокам. Из Югославии он бежал в Ирак, где в 2003 году был задержан американским спецназом. Он умер через год, в 2004 году в американской тюрьме.

Дочери погибшего Леона Клингхоффера подали против Организации освобождения Палестины иск на 1,5 млрд. долларов.. В 1997 году ООП урегулировало финансовые претензии с семьей Клингхоффер, сумма соглашения не разглашается.

В 1990 году был снят фильм, рассказывающий о захвате «Акилле Лауро» - «Террор на борту» («Voyage of Terror – The Achille Lauro Affair»). Он был показан и по российскому телевидению под названием «Круиз страха».

Заключение

С захвата «Акилле Лауро» прошло 35 лет. Круизные правила изменились до неузнаваемости. Сегодня посадка на борт морского круизного лайнера напоминает проход на секретное производство. У пассажиров проверяют билеты и паспорта, они дважды проходят через рамки детектора, и каждого пассажира обязательно фотографируют. Фотографии сравниваются с базой фотографий известных террористов.

Даже для того, чтобы сесть на речной теплоход, отправляющийся в круиз по рекам России, надо пройти через рамку детектора. Первым такое оборудование получил Северный речной вокзал Москвы, потом речные вокзалы Санкт-Петербурга, и других городов. Но пассажиры не ропщут – ведь так обеспечивается их безопасность.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.12.2020 13:15
Комментарии 0
Наверх