Версия // Общество // За неполный месяц подорвались три танкера и сухогруз

За неполный месяц подорвались три танкера и сухогруз

1046

Взрывы в Средиземном море

За неполный месяц подорвались три танкера и сухогруз (скриншот: youtube.com/ CBC TV Azerbaijan)
В разделе

События в мире развиваются с огромной скоростью. После первых российско-американских официальных переговоров, выяснилось, что против завершения российско-украинского конфликта объединенным фронтом выступают Евросоюз и Великобритания. Среди прочего, в планах противников России стоит борьба с её «теневым» флотом танкеров. На Балтийском море их планы и методы, которыми эти планы готовятся воплощать в жизнь, становятся понятны.

Но, неожиданно для всех, напряженность в торговом судоходстве возникло и в Средиземном море, которое и так было непростым из-за постоянных конфликтов Израиля с арабскими странами, желанием Турции получить контроль над нефтеносным шельфом в Восточном Средиземноморье, проблемой Кипра и наплывом нелегальных мигрантов из Африки. В Средиземном море стали происходить таинственные взрывы на российских торговых судах, или судах, перевозящих российскую нефть. В этой статье мы попытаемся систематизировать факты и понять, что же происходит в Средиземном море.

Средиземное море. Расклад сил

После 1945 года, в отличие от Балтийского моря, в Средиземном всегда сохранялось напряженное противостояние, временами – во время израильско-арабских войн – усиливающееся, временами ослабевающая. Об одном из эпизодов противостояния в Средиземном море смотри статью «Таран у острова Крит». О важности этой акватории говорит тот факт, что Советский Союз еще в 1967 году сформировал 5-ю оперативную эскадру 5-я ОПЭСК, которая ещё называлась Средиземноморской эскадрой. Она была нужна для контроля над действиями надводных кораблей и подводных лодок НАТО. Ей противостоял 6-й флот США. С оперативной точки зрения Средиземное море делится на Западное и Восточное Средиземноморье. В Западном Средиземноморье всегда было преимущество НАТО, поскольку советских баз там не было, но зато имелась английская база Гибралтар и итальянский порт Неаполь, который служил и продолжает служить опорной базой 6-го флота США. Наши корабли в качестве альтернативы использовали якорные стоянки для пополнения запасов и отдыха экипажей, но это была очень слабая альтернатива стационарной военно-морской базе. Гидрографы Черноморского флота определили несколько мест, где их можно было организовать. Несколько таких стоянок находились в Западном Средиземноморье. В Восточном ситуация была немного проще. Не смотря на английские базы на Кипре и базы Греции и Турции, у СССР и России были возможности базирования в портах арабских стран – сначала в Египте, а потом в Сирии. Именно Восточное Средиземноморье стало своеобразной опорной базой советского, а потом и российского военного флота. Такое противостояние, длившееся с конца 60-х годов ХХ века, создало своеобразный фон для гражданского судоходства. Поскольку противостояние длилось десятилетиями, выработался определенный стиль взаимодействия гражданских и военных флотов. Оно не мешало круизным лайнерам, супертанкерам и другим торговым судам благополучно проходить своими маршрутами. Так было до недавнего времени.

Первые взрывы

В современной России есть интересная организация – «Оборонлогистика». Это государственная корпорация, созданная для перевозки морем грузов Министерства обороны. Компания была основана в 2011 году. Суда компании заменили в «сирийском экспрессе» старые торговые суда, которые были срочно закуплены и БДК практически со всех флотов, которые были заняты на перевозке военных грузов в Сирию. Суда компании занимались специальными перевозками и в других регионах. Флот «Оборонлогистики» состоит из пяти специализированных сухогрузных судов, одного танкера, четырех железнодорожных паромов и трех автомобильно-пассажирских паромов. Флагманом компании являлся специализированный сухогруз «Ursa Major» – «Большая медведица». Ранее – до 2017 года – в составе флота «Оборонлогистики» судно называлось «Спарта III».

По теме

В свой последний рейс «Большая медведица» вышла 11 декабря 2024 года из Санкт-Петербурга. Порт назначения был Владивосток. На этот раз груз был гражданский, хоть и необычный. Может быть, перевозилось что-то и от Министерства обороны, но об этом не сообщают. «Ursa Major» перевозила два портальных крана весом 380 тонн каждый для одного из терминалов порта Владивосток и 45-ти тонные крышки люков для строящегося на ССЗ «Звезда» в Большом Камне атомного ледокола типа «Лидер» проекта 10510. Кроме этого на судно было погружено порядка 500 стандартных 40-ка футовых контейнера TEU Портальные краны на верхней палубе – нестандартный груз, но переход проходил нормально, даже не смотря на штормовые условия, которые несколько задержали судно в европейских водах. Приблизительно со сдвигом в сутки тем же курсом шел еще один теплоход «Оборонлогистики» – «Спарта»

Судно было спущено на воду в 2009 году как «Scan Britania». Дедвейт теплохода типа Ro-Ro/Lo-Lo (так классифицируются суда с горизонтальным способом погрузки колесной техники накатом и одновременно погрузкой на палубу мощными судовыми кранами негабаритных грузов) составлял 9 500 тонн, длина 142 метра, скорость хода 17 узлов – около 31 км/ч. Экипаж состоял из 16 моряков. Терлоход несколько раз менял владельцев и название «Hyundai Britania», «Eit Palmina», «Спарта III» и «Ursa Major».

Судно благополучно прошло Гибралтарский пролив и вошло в Средиземное море. 23 декабря около 12-30 по центральноевропейскому времени на судне в районе машинного отделения произошли три взрыва. Два члена экипажа пропали без вести, в дальнейшем их стали считать погибшими. «Ursa Major» несколько часов находилось на плаву. В 20-40 к теплоходу подошел испанский спасательный буксир «Clara Campoamor». Испанские спасатели попытались взять «Ursa Major» на буксир, но безуспешно. 24 декабря в 00-55 судно затонуло, находясь приблизительно на одном расстоянии от испанского и марокканского побережья. Экипаж спасен, и доставлен в испанский порт Картахена. В России по факту крушения возбудили уголовное дело, руководство «Оборонлогистики» заявило, что судно затонуло в результате теракта. Произошли три взрыва в районе машинного отделения. 6 февраля три взрыва прогремели в районе машинного отделения танкера «Кoala» в порту Усть-Луга. Об этом смотри статью «Неспокойная Балтика. Кабель «Ростелекома» и взрыв в Усть-Луге». Нужно сказать, что за сутки до взрывов с судном происходило что-то странное. Ещё 21 декабря «Ursa Major» сильно снизил скорость, и изменило курс. Справедливости ради нужно привести и сообщение французов. Они информировали, что у «Большой медведицы» ещё в Бискайском заливе были какие то проблемы с ходом и управляемостью, но экипаж устранил неисправности. Якобы есть записи переговоров об этом. Что произошло, официально не объявлено. Известно только, что после взрывов экипаж обнаружил пробоины с краями, загнутыми внутрь судна. То есть взрыв произошел вне корабля. 17 января ОИС «Янтарь» проекта 22010, подчиняющийся Главному управлению глубоководных исследований, и имеющий на борту подводные аппараты различных типов, начал работу в месте затопления судна. Информации о результатах, по понятным причинам, нет. Гибель флагмана серьезно ограничит возможности «Оборонлогистики».

Взрывы на танкерах

Очередные взрывы произошли в ночь с 14 на 15 февраля в порту итальянского города Савона – Port of Savona Танкер «Seajewel» под флагом Мальты, прибыл из Алжира, и производил разгрузку топлива. Судя по отчетам местной полиции, произошли два взрыва ниже ватерлинии в районе машинного отделения танкера. Об этом сообщила газета «Corriere della Sera». Другая итальянская газета, «Il Fatto Quotidiano», пишет, что водолазы нашли, как минимум, одну пробоину. Металл вокруг неё вогнут вовнутрь, то есть и в Савоне взрыв был внешний. Взрывы в Усть-Луге и Савоне схожи тем, что в обоих случаях взрывали в районе машинного отделения, и танки с грузом нефти были не повреждены. Администрация порта прекратило разгрузку нефти. ЧП занимается прокуратура Савоны. Следователи не исключают ни одной из версий – от применения специального взрывного устройства до криминальных разборок, или подрыва боеприпаса времен Второй мировой войны.

По теме

Настоящей сенсацией стало заявление агентства «Reuters». Там ссылаются на источники в сфере международного судоходства и безопасности. Агентство утверждает, что за последний месяц из-за взрывов в Средиземном море были повреждены три танкера (включая «Seajewel», о котором мы рассказали чуть выше). Что интересно. Танкер «Кoala», на котором произошли взрывы в Усть-Луге, именно в этот период совершал переход в Средиземном море. «Reuters» сообщает о следующих инцидентах:

– 18-19 января 2025 года на танкере «Seacharm» дейдвейтом 112 800 тонн под флагом Маршалловых островов, оператор греческая компания «Thenamaris», произошел взрыв у турецкого порта Джейхан. Взрыв, судя по всему, был не большой, так как по данным сервиса по отслеживанию торговых судов после этого танкер совершил заходы в несколько средиземноморских портов.

– В ночь с 14 на 15 февраля в порту Савона произошли взрывы на танкере «Seajewel», о которых мы уже рассказали. Первыми о нем сообщили итальянские журналисты. Общими для этих двух случаев было то, что «Seajewel» так же побывала в турецком порту Джейхан, но на 10 дней раньше «Seacharm», а потом заходила в европейские и алжирские порты.

– Третий случай описан менее внятно. У берегов Ливии в феврале был поврежден танкер-химовоз «Grace Ferrum» дейдвейтом 50 000 тонн, под флагом Либерии, оператор кипрская компания «Cymare». Подробностей нет. Танкер стоит на якоре, на рейде порта Триполи, вероятно, ему требуется помощь.

«Reuters» утверждает, что незадолго до описываемых событий, все три танкера заходили в российские порты, хотя это не совсем так. «Seajewel» и «Seacharm» в российские порты заходили в конце 2024 года. Они работают из порта Джейхан, развозя потребителям нефть, поступающую из нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан. А вот «Grace Ferrum» действительно 12 января 2025 годы вышло из порта Усть-Луга, зашло на Мальту, а после этого пришла в Триполи. Так же утверждается, что эти взрывы – первые инциденты с гражданскими судами за последние 10 лет. Это утверждение оставим на совести английских журналистов.

Заключение

Взрывы в машинных отделениях современных судов случаются не часто, но достаточно регулярно. Причина – недостаточная квалификация экипажей. Такие взрывы наносят повреждения главному двигателю судна, могут вызвать пожар в машинном отделении, но пробоина в корпусе от взрыва маловероятна. Что привлекает внимание. Подрываются груженые танкеры, но подрываются так, чтобы не повредить груз и не допустить разлива нефтепродуктов. Для этого что-то взрывается в районе машинного отделения в корма танкера. Все это похоже на акцию устрашения, чтобы парализовать перевозку нефти из портов России. За неполный месяц произошло четыре взрыва на торговых судах в Средиземном море Жертвами стали три танкера под «удобным» флагом и российский сухогруз. К этому списку необходимо добавить один танкер на Балтике. Диверсионная война началась? В Средиземном море российские суда с важными грузами уже давно сопровождаются боевыми кораблями российской Средиземноморской эскадры. По данным OSINT последний по времени конвой прошел 8 февраля и включал в себя грузовые суда «Спарта» и «Спарта II» компании «Оборонлогистика», БДК «Александр Отраковский» и танкер «Генерал Скоболев». Охрану конвоя осуществляли фрегаты «Адмирал Головко» проекта 22350 и «Адмирал Григорович» проекта 11356Р. Наверное, такой вариант судоходства в Средиземном море сегодня наиболее безопасен.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.02.2025 14:35
Комментарии 0
Наверх