Версия // Общество // В 1972 году авиация ВМФ США заминировали порты Вьетнама

В 1972 году авиация ВМФ США заминировали порты Вьетнама

3914

Операция «Карманные деньги»

В 1972 году авиация ВМФ США заминировали порты Вьетнама
В разделе

В своё время война во Вьетнаме была главной темой СМИ во всех странах. Сегодня она стала далекой историей. Помощь Советского Союза позволила маленькой стране выстоять в кровавой войне с армией самого мощного капиталистического государства на планете. До сих пор многие аспекты той войны неизвестны широкой публике.

В этой статье мы расскажем о минировании авиацией США торговых портов Демократической Республики Вьетнам ДРВ и о работе минеров Тихоокеанского флота по разминированию. Это позволило поддерживать работу портов и снабжение воюющей страны.

Предыстория

После Второй мировой, война не ушла с земли Вьетнама. В 1946 году началась так называемая Первая Индокитайская война, в ходе которой Франция пыталась сохранить свои колонии в Индокитае (Французский Индокитай – территория современных Вьетнама, Лаоса, Мьянмы, Таиланда, частично Малайзии и Бангладеш). Закончилась она в 1954 году поражением Франции. Но мир не пришел на эту землю. Франция предоставила Вьетнаму независимость. По Женевскому соглашению Северный и Южный Вьетнам должны были объединиться после проведения всеобщих выборов в 1955 году, но Южный Вьетнам заявил об отказе от этого пункта Женевского соглашения, и Вьетнам разделился на два государства: Северный Вьетнам – Демократическая Республика Вьетнам ДРВ – с ориентацией на социалистический лагерь и СССР, и на Южный Вьетнам – Республика Вьетнам, опекаемая и поддерживаемая США. ДРВ начала поддержку повстанческого движения в Южном Вьетнаме. Так началась Вьетнамская война, или, как называют её некоторые историки, Вторая Индокитайская война, длившаяся с 1957 по 1975 годы.

США активно поддерживали Южный Вьетнам с 1955 года. Конфликт с ДРВ стал вопросом времени. Поводом для войны послужил так называемый Тонкинский инцидент, когда патрульным американским эсминцам показалось, что их атаковали вьетнамские торпедные катера, которых на самом деле не было. Этого оказалось достаточно, чтобы Америка втянулась в самую кровопролитную войну второй половины ХХ века. Подробнее о Тонкинском инциденте смотри статью «Испугались собственной паники». СССР, Китай и страны социалистического лагеря продолжали оказывать помощь ДРВ. Почти все грузы доставлялись на торговых судах морем, в основном, в порт Хайфон. Поставки вооружений достигли максимума к 1972 году. С помощью Советского Союза были модернизированы портовые мощности Хайфона. На этот порт приходилось 85% всех поставок, которые приходили во Вьетнам, и 100% поставок нефти и нефтепродуктов.

Американцам надо было как-то прервать или, по крайней мере, осложнить эти поставки. Еще в 1964 году Пентагон предложил Президенту США Джонсону минировать Хайфон с воздуха. Однако тогда Президент США отказался от такого плана из-за опасения непредсказуемой реакции СССР, особенно если из-за минирования пострадают советские торговые суда.

Весной 1972 года Северный Вьетнам начал крупное наступление на юг. Ответом США стали две операции: «Linebacker» – «Полузащитник» – массированные бомбардировки объектов на территории ДРВ и «Pocket money» – «Карманные деньги» – минирование внешних и внутренних вод ДРВ и организация морской блокады главного порта страны – Хайфон.

По теме

«Полузащитник» должен был решить четыре задачи:

– Разрушение железнодорожных мостов и уничтожение подвижного состава в Ханое и других городах страны.

– Уничтожение сортировочных станций на железной дороге.

– Уничтожение баз хранения техники и военного имущества.

– Нанесение максимального урона, а еще лучше уничтожение системы ПВО Северного Вьетнама.

«Карманные деньги» должны были изолировать страну от внешних поставок.

Начало операции

Подходы к Хайфону американцы уже минировали во время Второй мировой войны. Тогда минирование было достаточно регулярным и продолжалось с 1942 по 1945 год. Минирование проводилось с помощью авиации. В 1972 году командование американского флота решило повторить такой вариант блокирования Хайфона. Минировать подходы к порту должна была палубная авиация с авианосцев и дальняя авиация с авиабаз в Японии и Южной Кореи. За месяц до начала проведения операции «Карманные деньги» все аспекты были отработаны на учении, проведенном в районе военно-морской базы США Сан-Диего. В учении приняли участие 34 боевых корабля и 100 самолетов различных типов.

Минирование началось 8 мая 1972 года. Во время своего выступления по телевидению президент США Ричард Никсон объявил, что операция минирования началась. Понимая, что в Хайфоне находятся торговые суда разных стран, Никсон объявил, что мины выставлены с 72-х часовой задержкой, и что суда нейтральных стран могут срочно уйти из Хайфона. На момент начала операции в порту Хайфона находились 37 торговых судов под иностранными флагами – 18 советских, 5 китайских, 5 сомалийских, 4 британских, 3 польских, 2 кубинских и одно судно из ГДР.

К началу 70-х годов ХХ века на вооружении ВМФ США были мины времен Второй мировой войны и современные (по тому времени) мины Мк-50, Мк-52, Мк-55 и Мк-56. Они отличались разными вариантами взрывателей, приборами кратности и другими характеристиками. Кроме того на базе мин были созданы авиабомбы, которые могли выполнять и функции морской мины. Всё это позволяло производить минирование вод с перепадами глубин от 20 до 100 метров. Мины имели магнитные, гидродинамические и акустические каналы работы взрывателей.

По теме

В 20-40 по местному времени с авианосца USS «Coral Sea» CV-43 в воздух были подняты 10 самолетов – три палубных штурмовика А-6 « Intruder », с четырьмя минами Мк-52 каждый, шесть палубных штурмовиков А-7Е «Corsair» с четырьмя авиабомбами-минами Мк-36 каждый и один палубный самолет радио-электронной борьбы (РЭБ) ЕКА-3В «Skywarriors». Через 20 минут полета самолеты были над районами минирования. Роли были распределены следующим образом: А-6 минировали внутренний канал для входа в порт, А-7Е минировали внешнюю, морскую часть канала. Мины были сброшены за три минуты с установленной задержкой в 72 часа и с ликвидатором мины в 180 дней. При сбрасывании мин самолеты шли на высоте 200 – 300 метров.

В дальнейшем тактика минирования с воздуха сохранялась. Самолеты РЭБ обеспечивали постановку помех, а ракетные крейсера, ракетные эсминцы и палубная авиация с авианосцев обеспечивали противовоздушную оборону и подавление береговых артиллерийских и ракетных батарей вьетнамцев.

Заминирован был не только Хайфон. За несколько часов были выставлены минные заграждения на подходах к портам Камфа, Винь, Хонгай, Донгхой, Тханьхоэ и других более мелких портов, через которые шло (или могло идти) военное снабжение ДРВ. Всего к 12 мая было выставлено 11 000 морских мин. С различной интенсивностью и периодичностью минирование с воздуха продолжалось восемь месяцев, до декабря 1972 года.

Работа советских минеров

Минирование подходов к портам Вьетнама было серьезной угрозой, с которой надо было бороться. Конечно, СССР и Китай выразили протест, но американцы на него особого внимания не обратили. Поставка военных грузов увеличилась через территорию Китая, а с доставкой грузов гражданского назначения возникли проблемы.

С целью борьбы с минной опасностью и изучения новейших образцов американских донных мин из СССР во Вьетнам была направлена группа минеров во главе с заместителем начальника УПВ ВМФ СССР капитаном 1 ранга Сергеем Алексеевичем Бутовым. В группу вошли минеры и водолазы Черноморского и Тихоокеанского флотов. Как водилось в те времена, группа была в гражданской одежде.

Работа минеров осложнялась еще и тем, что американцы продолжали бомбить Хайфон. В некоторые дни бывало до десяти вылетов американской авиации. Атаковали порт, суда в порту, катера и плавсредства, с которых проводилось траление и уничтожение мин. Во время налетов работу приходилось останавливать и переходить в бомбоубежище на берегу.

Задачей флотских минеров был осмотр акватории порта и подходных каналов к нему, разоружение мин, осмотр мест стоянки транспортов, окончательное разоружение и изучение мин на берегу. Кроме того, проводилось обучение вьетнамских специалистов борьбе с минной опасностью. Поиск и разоружение мин проходило в сложных условиях: мелководье, плохая видимость, сильные течения реки и приливно-отливные течения в береговой полосе моря. Кроме того, реки выносят большое количество ила и песка. Все мины были оборудованы ловушками, а мины-авиабомбы обладали особенно высокой чувствительностью. Они срабатывали на поля катеров типа «Ярославец» проекта 376 на расстоянии 50 метров, а наручные часы «Победа», если их поднести ближе 50 сантиметров к мине, вызывали взрыв последней. Вместе с нашими минерами работали и вьетнамцы, которые прошли курс по обучению разминирования этих типов мин. Советские моряки старались получить информацию из всех источников о местах минирования вьетнамских вод. Одним из таких источников стали торговые суда Министерства Морского флота СССР, которые оперативно сообщали о наблюдаемых с бортов судов пролетах американских самолетов. Количество извлеченных и обезвреженных мин измерялось сотнями.

По теме

Вообще, минирование вод Вьетнама США проводили с 1965 года. Правда, эти минные заграждения были локальными и не обеспечивали тотальной блокады страны. К тому же на этих заграждениях наряду с современными минами ставились и образцы времен Второй мировой войны. С такими минными заграждениями, при поддержке СССР, вьетнамцы научились эффективно бороться.

В 1972 году разминирование может быть выглядело примитивным, но такая схема работала. На реке водолазы обвязывали мину пеньковым тросом, который был другим концом прикреплен к трактору. Трактор потихоньку вытаскивал мину на берег. Если мина не взрывалась в воде, её разоружали на берегу.

Разминирование вод Южного Вьетнама занимались группы флотских минеров из США, Великобритании и Австралии.

Чувствительность мин

17 июля 1972 года, на собственном минном поле подорвался американский эсминец USS «Warrington» DD-843 – эсминец типа «Гиринг». Сработали две мины. Эсминец был отбуксирован на Филиппины, где его исключили из состава ВМФ США и списали на слом. Кроме него были подорваны еще 4 эсминца и сторожевой корабль. Потери Вьетнама от мин – 30 небольших прибрежных судов: в основном рыболовецкие траулеры и один паром.

4 августа 1972 года произошел любопытный эпизод. Американские самолеты летели на боевое задание над минным полем в районе порта Хон Ла. Летчики наблюдали 20-25 самоподрывов мин в интервале 30 секунд. При продолжении полета они увидели ещё 30 грязевых пятен от недавно взорвавшихся мин. Такой массовый самоподрыв произвёл сильное впечатление на лётчиков. Только совсем недавно ученые Колорадского университета в Боулдере и ученые Национального центра атмосферных явлений США доказали, что эти взрывы были вызваны мощной магнитной бурей.

Заключение

То, что минирование серьезно осложнило положение ДРВ – это факт. Американцы считают, что именно минирование заставило Северный Вьетнам сесть за стол переговоров и подписать в 1973 году Парижское соглашение. По этому соглашению боевые действия прекращались, а войска ДРВ выводились из Южного Вьетнама. Так же по Парижскому соглашению США должны была устранить минную опасность в водах ДРВ. Стоимость 11 000 установленных мин в США оценили в шесть с половиной миллионов долларов. Именно в эту сумму в Америке оценивают принуждение Северного Вьетнама к миру. Истина, как всегда, где-то посередине. Конечно, снабжение воющего Северного Вьетнама осложнилось. Но усилиями советских морских минеров был обеспечен приход судов с грузами в порты, правда, в ограниченном количестве. Группа советских специалистов и их вьетнамских коллег просто физически не могла вытралить все 11 000 донных мин.

После заключения Парижского соглашения США приступили к уничтожению минных полей. Для этой цели американцы использовали новое тогда оружие – вертолеты-тральщики. Для наблюдения за их работой и изучения тактики траления морских мин с помощью вертолетов, был создан оперативный отряд кораблей ОСНАЗ Тихоокеанского флота под командованием капитана 1 ранга Д.Т. Лукаша. В отряд кроме разведывательных кораблей РЗК вошли два тральщика Тихоокеанского флота «МТ-4» и «МТ-5» проекта 264А.

Результатом операции «Карманные деньги» для советского ВМФ стала информация о конструкции новейших американских донных мин, способе их нейтрализации и получение информации о новом тогда способе траления – с помощью вертолетов-тральщиков.

В 1975 году армия Северного Вьетнама взяла город Сайгон, столицу Южного Вьетнама. Ныне это город Хо Ши Мин. Страна, наконец, воссоединилась.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.07.2022 15:48
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх