Версия // Общество // В 1961 году из-за попадания забортной воды затонула подводная лодка С-80

В 1961 году из-за попадания забортной воды затонула подводная лодка С-80

41765

Роковая ошибка трюмного машиниста


Фото: wikipedia/User Sietse Snel
В разделе

Причины этой катастрофы до конца не ясны. Есть несколько весомых фактов, но общей картины они не раскрывают. В этой статье мы расскажем об обстоятельствах гибели и подъема советской ракетной подводной лодки С-80.

Подводная лодка С-80

Об истории создания проекта 613 смотри в статье «Судьба старпома». На базе проекта 613 было сделано 18 проектов подводных лодок различного назначения. С-80 относилась к числу переоборудованных лодок. Заложена она была 13 марта 1950 года на заводе «Красное Сормово» в городе Горький – сейчас это Нижний Новгород. Первоначально С-80 была лодкой базового проекта 613. Лодки тогда строились хорошими темпами, и 21 октября 1950 года С-80 была спущена на воду и 1 ноября была переведена на Каспийское море, в Баку, для прохождения швартовных, заводских и государственных испытаний. Временно лодка была включена в состав Каспийской флотилии. После испытаний С-80 была переведена на Северный флот, где вошла в состав 162-й бригады 33-й дивизии подводных лодок. Базировалась С-80 в Полярном. Служила в качестве торпедной дизель-электрической подводной лодки до 1957 года.

В те годы стремительно развивалось ракетное оружие, в том числе и для подводных лодок. Судостроительные заводы, способные строить атомные ракетоносцы, не мог построить нужное количество субмарин. По количеству ракетоносцев советский флот серьезно уступал американскому. Тогда было принято решение устанавливать ракеты на дизель-электрические подводные лодки, строительство которых было налажено в массовых количествах. Дизель-электрические ракетоносцы делились на две группы. В первую входили специально спроектированные подводные лодки, во вторую – торпедные лодки, которые переделывались в ракетные. К последним относились два проекта на базе торпедных лодок проекта 613. Одна из модернизаций предусматривала установку на палубу лодки двух контейнеров с крылатыми ракетами П-5. Так появились подводные лодки проекта 644. Кроме ракет на лодке установили астронавигационный комплекс «Лира». Были доработаны и конструктивные элементы лодки. С-80 модернизировалась по проекту 644 на том же заводе, где и строилась – на «Красном Сормове». Испытания С-80 проходила в Северодвинске. После испытаний лодка перешла к своему постоянному месту базирования – в губу Оленья. С-80 была включена в состав 212-й бригады 8-й дивизии Северного флота. В НАТО проект 644 классифицировался как «Whiskey Twin-Cylinder»

Гибель

В ночь на 26 января 1961 года С-80 отрабатывала одиночное плавание в Баренцевом море. На борту, кроме своего, находилась часть экипажа однотипной С-164.

Для понимания того, что произошло, необходимо небольшое отступление. Историки спорят, кто первым придумал этот механизм – голландцы, русские, или немцы. Во всяком случае, первые устройства для работы дизеля под водой были установлены на подводные лодки Кригсмарине. Смысл изобретения заключался в следующим. Дизель-электрические лодки того времени имели одно существенное ограничение – аккумуляторы лодок под водой разряжались. И через определенное время она должна была всплывать, чтобы дизели через генераторы могли зарядить аккумуляторы. Под водой дизели работать не могли, так как им нужен был воздух. Немецкий «шнорхель» - так называлось немецкое устройство – представляло собой высокую трубу, через которую воздух поступал к дизелям даже тогда, когда лодка шла на перископной глубине. Таким образом, лодка могла не всплывать для зарядки аккумуляторов, что серьезно повышало её скрытность. Важной частью «шнорхеля» являлась заглушка, которая выполняла две функции – во-первых, в закрытом положении она не давала возможности воде попасть внутрь лодки, когда та погружалась на большую глубину, а, во-вторых, она не давала воде попасть в трубу при захлестывании её волнами при штормовой погоде. В советском флоте подобное устройство называется РДП – система работы дизеля под водой.

По теме

С-80 погрузилась на перископную глубину и встала под РДП. На поверхности бушевал шторм – волнение моря 6 баллов, температура минус 5 градусов. Последнее сообщение с С-80 – рядовой доклад о метеообстановке на поверхности – поступило от лодки в 00-30 27 января. 3 февраля рыбаки с траулера РТ-38 нашли в поднятом трале аварийный буй с С-80. Поиски продолжались до 16 февраля, но результатов они не принесли. Лодка исчезла.

Забегая вперед, расскажем, что в результате работы комиссии было установлено следующее. По каким-то причинам в 01-27 лодка ушла ниже перископной глубины, автоматическое закрытие трубы РДП не сработало (вероятно, из-за обледенения клапана), и вода попала внутрь прочного корпуса. Первыми из-за попадания воды остановились дизеля лодки. Мотористы доложили о поступлении воды, после чего трюмный матрос должен был принудительно закрыть заглушку. Момент неприятный, но не смертельный. Такое может произойти, и не приведет к гибели подводной лодки. Но трюмный, вместо того, чтобы закрыть заглушку, максимально её открыл! Дело в том, что он был прикомандирован с лодки другого проекта, где такая заглушка перекрывалась не поворотом влево, а поворотом вправо. Сработал ли наработанный навык? Матрос с такой силой жал на рукоять, что погнул стальной шток! Но он не закрыл, а открыл заглушку. Правда, некоторые специалисты склоняются к версии, что матрос не закрывал заглушку, а опускал астронавигационный комплекс «Лира» - рукоятки обоих систем находились недалеко друг от друга и были похожи. Вода затопила дизельный отсек, лодка потеряла управление. Возник крен на корму. Были и еще несколько версий, немного отличающихся в технических деталях. После достижения дифферента на корму в 45 градусов, лодка стала погружаться и легла на грунт. 2, 3, 4 отсеки были разрушены. В остальных оставались 24 человека, но так как у лодки не хватило запасов сжатого воздуха для всплытия, все погибли от удушья. Всего на лодке погибли 68 матросов, мичманов и офицеров. Но мы забежали вперед.

Поиск и подъем С-80

14 марта 1961 года С-80 была исключена из списков флота.

Поиск лодки осложнялся тем, что поисковые корабли не знали, где погибла лодка. Семь с половиной лет место её гибели оставалось неизвестным. В 1968 году в штаб Северного флота приходила не одна информация от рыбаков о том, что в одном и том же месте они регулярно теряют свои сети, которые цепляются за какой-то большой предмет на дне. В штабе решили проверить информацию, и в этот район было послано спасательное судно «Алтай». С помощью своих технических средств, спасатели обнаружили погибшую лодку. Она лежала на глубине 196 метров. С «Алтая» была спущена обитаемая наблюдательная камера, и спасатели подтвердили, что найденная подводная лодка – С-80.

Было принято решение о подъеме лодки. Операцию назвали «Глубина». К тому времени в Николаеве было построено уникальное спасательно-подъемное судно «Карпаты» проекта 530. К моменту нахождения С-80 «Карпаты» находились в Севастополе. После принятие решения об операции «Глубина», «Карпаты» срочно из Севастополя перешли в Североморск. На Северном флоте организовали ЭОН-10 –экспедиция особого назначения. Обычно аббревиатурой ЭОН обозначали отряды военных кораблей переходящих по Северному морскому пути из Североморска в Петропавловск-Камчатский. ЭОН-10 исключение. В состав ЭОН-10 кроме «Карпат» входили два морских буксира, четыре спасательных и одно киллекторное судно. Охраняли района подъёма лодки С-80 1 эскадренный миноносец и 4 морских тральщика из 22-й дивизии охраны водного района. 9 июня 1969 года «Карпаты» оторвали С-80 от грунта и под водой на глубине 70 метров на мощных капроновых тросах повели в бухту Завалишина Териберской губы в районе поселка Териберка.

24 июля 1969 года лодка была поднята на поверхность и отбуксирована в бухту Наша. Там лодку установили на понтоны, и её обследовала Государственная комиссия во главе с известным подводником Г.И. Щедриным. О выводах работы комиссии мы уже рассказали. Лодку признали не подлежащей восстановлению. Она была разделана на металл в том же году.

По теме

Тела погибших похоронили в общей могиле возле поселка Оленья Губа. Кадровая служба флота согласно своим внутренним правилам сожгла удостоверения личностей мичманов и офицеров лодки.

Недремлющее око НАТО

Охрана района оказалась не лишней. Морская разведка НАТО не заметила исчезновения С-80. Но натовцы тщательно следили за «Карпатами» - уникальным кораблем. Переход «Карпат» на Северный флот и формирование ЭОН-10 в альянсе зафиксировали. Когда корабли и суда вышли в район подъёма, морская разведка НАТО установила контроль с помощью разведывательных судов и авиации. Противостояние проходило на грани фола. Для успешного проведения работ килектор должен был поставить необходимое рейдовое оборудование – бочки, на которые должны становиться спасательные суда. Как только корабли ЭОН-10 вышли из квадрата подъема, натовцы уничтожили часть рейдового оборудования – фактически утопили швартовные бочки. Разведка НАТО пыталась понять – что делают советские спасатели в этом районе моря? Разведывательное судно ВМФ Норвегии «Марьята» (такое название традиционно присваивается норвежским разведывательным кораблям, сегодня в строю уже четвертый корабль с таким названием) осуществляло плотный контроль над судоподъёмными работами.

Карпаты в Кронштадте в 2013 году (фото: Андрей Максимов)
Карпаты в Кронштадте в 2013 году (фото: Андрей Максимов)

Версии

Общий ход событий был ясен. Однако оставались некоторые вопросы, которые не находили объяснения. Так, по информации командира ЭОН-10 капитана 1 ранга Сергея Минченко, «положение вертикального руля С-80 – 20 градусов на левый борт – говорит о том, что подводная лодка резко отвернула, чтобы избежать столкновения, скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном». В этом месте так же необходимы пояснения. Перископная глубина, на которой шла С-80 – на разных типах лодок варьируется от 5 до 20 метров. В мировой практике было много случаев, когда лодку, идущую под перископом, таранили надводные корабли. Версия, что лодка производила маневр уклонения, который явился началом цепочки трагических событий, имеет право на существование. Одно можно сказать определенно – советских торговых судов, рыболовных траулеров и боевых кораблей в тот период времени в районе катастрофы не было. Поскольку тогда сплошного радиолокационного контроля не существовало, это подтверждается записями оперативных дежурных Северного флота. Был ли надводный корабль или судно, и если был, то какой страны – неизвестно.

Заключение

Впервые в мире был проведен подъём подводной лодки с глубины около 200 метров и буксировка ее в подводном положении до берега.

Спасательно-подъемное судно «Карпаты» было отремонтировано в 2002 году и ... исключено из состава ВМФ России. Так бывает. Сегодня «Карпаты» стоят в Кронштадте в ожидании утилизации.

На всех существовавших на тот момент подводных лодках, а также на проектируемых субмаринах, учли причины трагедии и сделали подобное невозможным.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.03.2021 20:00
Комментарии 4
Еще на сайте
Наверх