Эта катастрофа советской подводной лодки, произошедшая в 1981 году, в историю советского флота вошла тем, что в операции по спасению впервые участвовала специальная спасательная подводная лодка. В этой статье мы расскажем о гибели советской подводной лодки С-178 в заливе Петра Великого.
С-178
История этого типа подводных лодок началась в 1945 году, после победы в Великой Отечественной войне. Советскому Союзу достались несколько типов немецких подводных лодок – от больших океанских до сверхмалых. Ещё в 1942 году конструкторы ЦКБ-18 начали работы по проектированию средней подводной лодки, которая должна была прийти на смену советским подводным лодкам типов Щ («Щука») и С («Средняя»). Проекту присвоили номер 608. В 1944 году в Финском заливе была потоплена немецкая подводная лодка U-250 типа VIIC. Лодку подняли и привели в Кронштадт. Главком ВМФ Адмирал Кузнецов приказал прекратить работы по проекту 608 и начать разрабатывать среднюю лодку по проекту 613, в основе которого должна была стать лодка VIIC. Дело в том, что эти немецкие лодки показали себя лучшими субмаринами Второй мировой войны, воевали во всех морях и океанах планеты. Тогда это был эталон средней подводной лодки, и использовать решения, воплощенные в ней, было совсем не зазорно. Кроме этого, весной 1946 года из Великобритании в счёт репараций были получены около 15 немецких подводных лодок, в том числе 4 новейших средних лодок типа XXI. Именно они стали прототипами советского проекта 613. Эскизный проект был сделан в 1947 году, лодки серийно строились с 1951 по 1957 годы. Эта была самая крупная серия советских подводных лодок за всю историю СССР. Всего было построено 215 подводных лодок проекта 613. В НАТО они получили название «Whiskey» . Для своего времени лодки вышли удачными, до массового строительства атомных подводных лодок, на «шестьсот тринадцатые» легла основная нагрузка начального этапа «холодной войны» под водой. На базе проекта 613 были построены подводные лодки 18 проектов. Было потеряно всего две лодки – С-80 на Северном флоте (об этом будет следующая статья) и С-178 на Тихоокеанском флоте.
С-178 была построена в Горьком – ныне Нижний Новгород – на судостроительном заводе №112. Сегодня это завод «Красное Сормово». Лодка была спущена на воду в 1954 году. С 1961 по 1965 годы она была модернизирована по проекту 613В. За время своей службы на Тихоокеанском флоте лодка прошла 163 692 морские мили – 303 158 км.
Предпосылки катастрофы
Пословица гласит – «Каждая катастрофа имеет фамилию, имя и отчество». В нашей истории этих фамилий было несколько. 21 октября 1981 года подводная лодка С-178 возвращалась в базу. Трехдневный выход в море был рядовым. Сначала лодка была обеспечивающим кораблем для глубоководного – на 180 метров – погружения подводной лодки С-179. После выполнения этой задачи, С-178 подошла к острову Русский для замера шумности. На борту лодки находился начальник штаба бригады капитан 2 ранга Владимир Яковлевич Каравеков. После второго задания С-178 пошла в базу. Командир лодки капитан 3 ранга Маранго В.А. вел субмарину в надводном положении, со скоростью 9 узлов – около 16 км/ч. Погодные условия были удовлетворительными: волнение моря 2 балла, видимость для ночных условий была хорошая. Важным обстоятельством было то, что переборка между отсеками с дизелями и электродвигателями была раздраена. Кроме этого, так как начинался ужин, были открыты люки между 4 и 5 отсеками.
Британская пресса сообщила об обнаружении секретных чертежей атомной подлодки Anson на полу туалета в пабе, расположенном в нескольких минутах от верфи, где построили субмарину.
С-178 шла в бухту Золотой Рог через полигон боевой подготовки Тихоокеанского флота. До этого оперативный дежурный охраны водного района Приморской флотилии разнородных сил дал разрешение гражданскому судну «Рефрижератор-13» РФС-13 на выход из бухты Золотой Рог. С одной стороны, эта информация не была доведена до экипажа С-178, с другой – старпом «Рефижератора-13», чтобы поскорее выйти в море, самостоятельно изменил курс, направив судно через полигон боевой подготовки. На рефрижераторе праздновали день рождения старпома Курдюмова, который в момент столкновения нес на рефрижераторе вахту. Необъяснимым является факт, что РФС-13 вышел в ночное время, не включив ходовых огней. Предпосылки к трагедии были созданы.
Катастрофа
В 19-30 по хабаровскому времени вахтенные рефрижератора заметили бортовые огни подводной лодки. Они приняли их за огни рыбацкого сейнера. Рефрижератор не стал менять курс, так как на мостике полагали, что сейнер сам должен уступить им дорогу. Практически одновременно старпом РФС-13 увидел отметку от подводной лодки на радаре. Пеленг от отметки не менялся, а это значит, что суда сближались. На С-178 акустик доложил о цели, но в центральном посту лодки этот доклад не восприняли всерьез. Дело в том, что общий шумовой фон в этом месте был сложным. Множество судов входят и выходят из порта Владивосток, поэтому командир лодки посчитал, что акустик ошибся. Открытым остается вопрос – почему на мостике подводной лодки – а в момент столкновения на нем находились 12 человек – никто не заметил рефрижератор. Возможно, потому, что РФС-13 шел без огней.
В каждом порту действуют свои правила расхождения судов. В порту Владивостока гражданское судно обязано уступить подводной лодке, идущей в надводном положении. Почему старпом рефрижератора В.Ф. Курдюков не изменил курс, доподлинно не известно. Вероятно, он действительно считал отметку на радаре и визуально наблюдаемые огни сейнером. Хотя он должен был понимать, что идет по полигону боевой подготовки флота, и к любому встречному судну надо относиться очень внимательно. На С-178 тоже явно расслабились, и визуальное наблюдение не было организовано должным образом. Огни рефрижератора на мостике лодки заметили слишком поздно. Командир успел приказать: «Право на борт! Сигнальщику осветить судно». В 19-45 (то есть через 15 минут с момента визуального обнаружения!) «Рефрижератор-13» на скорости 8 узлов врезался в левый борт С-178 в районе 6-го отсека, сделав пробоину площадью 12 квадратных метров. За 20 секунд отсек был затоплен. Через 40 секунд после столкновения С-178 затонула. За эти секунды она приняла в корпус около 130 тонн воды. Лодка затонула на глубине 34 метра.
На «Рефрижератор-13» подняли 7 подводников из 12 человек, оказавшихся в воде. На рефрижераторе не сразу поняли, что произошло, и с запозданием застопорили двигатели. Подняли на борт командира лодки Маранго. Между ним и моряками рефрижератора состоялся такой диалог: «Кто такой? Откуда? С подводной лодки, которую вы сукины дети, потопили». После таких слов с РФС-13 дали на берег радиограмму о случившимся с координатами столкновения. Через 15 минут оперативный дежурный Тихоокеанского флота объявил тревогу Аварийно-спасательному отряду Тихоокеанского флота.
Спасатели
Главная база Тихоокеанского флота была рядом, и на помощь подводникам вышли спасательные суда «Жигули», «Машук» и специальная спасательная подводная лодка БС-486 «Комсомолец Узбекистана». О ней стоит рассказать немного подробнее. С того момента, как подводные лодки стали реальной боевой силой, в России серьезно относились к вопросу спасения подводных лодок и их экипажей.
Монумент появится в Северодвинске в Архангельской области. Там в скором времени появится памятник, в основу которого ляжет одна из самых быстроходных подводных лодок.
Первым специализированным спасателем подводных лодок стало построенное в 1915 году спасательное судно «Волхов». Это уникальный корабль. По архитектуре «Волхов» катамаран, то есть имеет два корпуса, соединенные мощными фермами. Подводную лодку поднимали между двух корпусов корабля. В 1922 году корабль получил новое имя – «Коммуна». За свою карьеру спасателя «Волхов» - «Коммуна» подняла пять затонувших подводных лодок. Во время Великой Отечественной войны «Коммуна» использовалась для ремонта подводных лодок. Со временем параметры подводных лодок увеличились, и «Коммуна» уже не могла непосредственно поднимать лодки. Её перевели на Черноморский флот, и использовали для испытаний глубоководный аппаратов. Сегодня «Коммуна» - носитель подводных аппаратов для спасения экипажей подводных лодок проекта 18270 шифр «Бестер». Корабль до сих пор является штатным спасателем Черноморского флота. Это самый старый корабль российского флота – ему 106 лет. Версия, объясняющая такое долголетие выглядит фантастически. Сталь, из которого делали «Волхов» была специального типа, выплавленная с использованием технологии воронения. Рецептура выплавки утеряна. Но эта сталь не ржавеет. Звучит фантастически, но это так. При доковании в 1990 году износ корпуса составлял 3%! К тому времени «Коммуне» было 75 лет! Проверяющие структуры регулярно берут пробы металла с пера руля. На корабле уже трижды меняли главный двигатель, а все остальные механизмы по степени износа работоспособны. «Коммуна» - это своеобразная машина времени. В кают-компании корабля стоит пианино, якобы подаренное экипажу императором Николаем II, а корабль служит в XXI веке. Автор лично наблюдал «Коммуну», участвовавшею во флотских учениях по спасению подводной лодки в сентябре 2019 года.
По степени уникальности «Коммуне» соответствуют и две спасательные подводные лодки проекта 940 шифр «Ленок». В НАТО эти лодки классифицировали как класс «India». Это были большие – подводное водоизмещение 5 100 тонн – дизель-электрические подводные лодки. На их палубе были ниши, в которых находились два спасательных глубоководных аппарата проекта 1837. Лодки планировались использоваться следующим образом. «Ленок» с помощью своей аппаратуры и аппаратуры спасательных судов определяло место на дне, где находилась аварийная подводная лодка. Лодка-спасатель ложилась на грунт в непосредственной близости от аварийной лодки. Экипажи спасательных аппаратов переходили с «Ленка» в свои глубоководные аппараты, отстыковывались, и стыковались к люкам аварийной подводной лодки. После чего экипаж аварийной лодки пересаживался на них, и его доставляли на лодку-спасатель. Всего были построены две лодки проекта 940 – БС-486 «Комсомолец Узбекистана» для Тихоокеанского флота и БС-257 для Северного флота.
В 21-00 с «Рефрижератора-13» обнаружили спасательный буй С-178. Уже через 50 минут спасательные корабли подошли к месту аварии. На следующий день, 22 октября, в 8-45 впервые в истории БС-486 начала спасение экипажа реально затонувшей подводной лодки. Но обнаружение С-178 затянулось, и спасательные работы начались только в 03-03 23 октября. Получилось так, что все, кто мог спастись, покинули С-178 самостоятельно.
18 человек из 4, 5, 6 отсеков погибли в течение нескольких минут. Они не успели закрыть герметичные люки. Четыре подводника загерметизировались в 7-м отсеке, оставшиеся в живых члены экипажа – в 1 и 2-ом отсеках. Подводники, находящиеся в 7 отсеке пытались выйти через кормовые торпедные аппараты. Но у них это не получилось. Все четверо погибли. В 1 и 2 отсеках оказались начальник штаба бригады Владимир Каравеков и старпом подводной лодки капитан-лейтенант Сергей Кубынин. У начальника штаба бригады произошел инфаркт, и спасением людей стал заниматься Кубынин. В спасении моряков из носовых отсеков сыграло свою роль следующее обстоятельство. Дизель-электрические подводные лодки при выходе на боевую службу несли две торпеды с ядерной боеголовкой. Ими заряжали носовые торпедные аппараты №№3 и 4. Но поскольку С-178 выходила обеспечивающей лодкой и на замер шумности, этих торпед на лодке не было, и торпедные аппараты были свободны. Именно через них и спаслись подводники. Кубынин придумал нехитрый психологический трюк. Для поднятия настроения матросам он присвоил им знаки отличия - "Специалист 1-го класса", "Отличник ВМФ", "Мастер ВМФ". Выпустили спасательный буй и по нему отправили наверх двух матросов. Их подобрал спасательное судно «Машук». Так как помощь с «Ленка» запаздывала, наверх отправили еще троих. Они самостоятельно всплыли, их заметили со спасательных кораблей, но не успели живыми поднять на борт. Все трое утонули. В плане спасательной операции было много непоследовательного. Из-за неграмотного приказа водолазы с БС-486 засунули в торпедный аппарат резиновые мешки с продовольствием, чем нарушили план спасения. Когда торпедные аппараты очистили, началась операция спасения. Подводника из торпедного аппарата встречали шесть водолазов с БС-486 и отводили их в барокамеру спасательной лодки. Но водолазы-спасатели встретили только первых шесть подводников, остальные всплывали самостоятельно вверх, так как не знали, где лежит на грунте БС-486. При всплытии погиб еще один подводник.
В позапрошлые выходные экоактивисты Владивостока проводили субботник в бухте Джигит. И оставили там тонны мешков с мусором.
Подъём С-178
24 октября началась операция по подъёму С-178. Лодку отбуксировали в бухту Патрокл и положили на грунт. Водолазы обследовали лодку и подняли из неё на поверхность тела погибших. 15 ноября с помощью понтонов лодку подняли на поверхность. После выгрузки торпед С-178 отбуксировали в сухой док Дальзавода. Как водится, была создана комиссия, которая приняла решение о нецелесообразности восстановления лодки. Всего погибли 32 моряка – 31 член экипажа и 1 курсант, проходящий на лодке практику.
После катастрофы
Практически сразу начал свою работу военный суд в закрытом режиме. Капитан «Рефрижератора-13» был приговорен к 15 годам лишения свободы, старпом рефрижератора Курдюков – к 10 годам лишения свободы. Командир С-178 капитан 3 ранга Маранго приговорили к такому же наказанию – 10 лет лишения свободы.
После этой катастрофы было принято одно техническое решение. Все подводные лодки ВМФ СССР были оснащены оранжевыми проблесковыми маяками, которые обязательно включаются, когда подводная лодка идет в надводном положении.
Погибшие моряки, которых нашли на С-178, похоронены во Владивостоке. Контр-адмирал Николай Мормуль в своих записках написал, что никого из экипажа С-178 не наградили. Старпома Кубынина после отдыха в санатории и обещания назначить командиром новой подводной лодки, уволили с флота. А ведь благодаря ему спаслись оставшиеся в живых подводники. Родственникам погибших моряков заплатили по 300 рублей.
Сведения о катастрофе были засекречены на 25 лет.
бестолковая статья о трагедии.