Версия // Общество // В 1954 году ВМФ Тайваня захватил советский танкер «Туапсе»

В 1954 году ВМФ Тайваня захватил советский танкер «Туапсе»

29761

Провокация

Тайваньский порт
https://www.wallpaperflare.com/
В разделе

Эта история началась с большой провокации и продолжилась в течение 39 лет чередой невероятных событий. Сегодня о ней забыли, но во второй половине ХХ века она постоянно всплывала в высших эшелонах власти Советского Союза. Закончилась эта история в 1993 году. В этой статье мы расскажем о захвате советского танкера «Туапсе» и о трудной судьбе его экипажа.

Холодная война

Первая половина 50-х годов ХХ века. Холодная война стремительно набирает обороты. В то время отношения СССР и КНР были на подъёме. Культурная революция будет не скоро, и СССР помогает своему стратегическому коммунистическому союзнику. Это очень не нравится США, которые прилагают усилия, чтобы эту помощь уменьшить. Одной из форм помощи Китаю было снабжение его качественными нефтепродуктами для Народно-освободительной армии Китая – НОАК. В частности, авиации НОАК был необходим авиационный керосин. Его поставляли из СССР. Правда, логистика поставки была замысловатой. Керосин загружали в одном из портов Чёрного моря в танкеры, и морем, вокруг Индии доставляли его в КНР. Почему был выбран такой сложный и долгий путь – сейчас ответить трудно. Можно предположить, что исторически царская Россия и СССР снабжали свой Дальний Восток по этому южному маршруту, вот почему в начале 50-х годов и для снабжения Китая был выбран такой вариант.

Танкер «Туапсе» был построен в Дании, в Копенгагене на верфи «Бурмейстер и Вайн». Он был вторым судном в серии танкеров типа «Апшерон». В то время это были современные танкеры, способные транспортировать нефтепродукты на любые расстояния. Танкер имел дедвейт 13 200 тонн. Портом приписки для танкера была Одесса. Новый танкер, после прибытия в Одессу сделал два рейса в Антарктиду для снабжения полярников и китобойной флотилии «Слава». Третий рейс должен был быть в Китай. Портом назначения предполагался Шанхай. По некоторым данным, порт назначения был другой – Далянь (Дальний). 24 мая 1954 года в румынском порту Констанца на танкер было загружено более 10 000 тонн керосина марки Т-10 – авиационного керосина для самолетов. По прибытию в Одессу половину экипажа заменили. Считалось, что экипаж был усилен опытными моряками. Танкер вышел в дальний рейс.

Захват

С позиции сегодняшнего дня не понятно, почему в опасных водах – а воды Тайваня были, несомненно, опасными для советских судов – у танкера не было сопровождения боевыми кораблями Тихоокеанского флота. Отправить один-два эсминца для встречи танкера не было проблемой. Вероятно, советское руководство и командование Тихоокеанским флотом не могло поверить в то, что чанкайшисты пойдут на такую наглую силовую провокацию. Ведь даже по меркам разгорающейся холодной войны захват торгового судна в международных водах был под негласным запретом. В годы Карибского кризиса, торговые суда СССР, везущие оружие на Кубу в условиях морской блокады, осуществляемой США, не захватывали, а разворачивали обратно.

Был ещё один момент, возможно, объясняющий факт захвата. Начиная с 1949 года, флот гоминдановцев установил морскую блокаду побережья материкового Китая. С 1949 по 1953 годы было задержано несколько десятков торговых судов различных стран. Подверглись задержанию суда под флагами Великобритании, Панамы, Греции, Польши. Так, в октябре 1953 года был захвачен польский танкер «Praca», в мае 1954 – польский сухогруз «Prezydent Gottwald». Чанкайшисты конфисковали грузы, а торговые суда с экипажами отпускали. Советские суда беспрепятственно проходили через зону блокады. Власти Тайваня не хотели связываться с СССР. Но в марте 1953 года умер Сталин, в июне арестован Берия, Хрущев начал кадровую чистку во всех эшелонах власти. В Тайбее пришли к решению, что можно захватывать и советские корабли, тем более, что США активно подталкивали их к этому шагу.

По теме

Как бы то ни было, танкер подошёл к водам Юго-Восточной Азии без прикрытия боевых кораблей. Советские моряки поняли, что за «Туапсе» ведется наблюдение. Над танкером, сменяя друг друга, летали разведывательные самолеты, а навигационный радар «Туапсе» показывал, что несколько боевых кораблей следуют за ним, находясь за пределами видимости. Неизвестные корабли шли кильватерной колонной, что показывало, что это не попутные «купцы», а соединение боевых кораблей. По приказу капитана радист сообщил об этом в Москву. Оттуда пришел ответ – следовать прежним курсом. 23 июня 1954 года танкер находился в Южно-Китайском море в 125 морских милях – около 230 километров – от побережья острова Тайвань. «Туапсе» нагнали три боевых корабля два эсминца и корвет, которые световым семафором потребовали застопорить ход, и капитану прибыть на борт с судовыми документами. За ними, на горизонте просматривались ещё два силуэта. Забегая вперед, скажем, что по данным разведки КНР это были корабли ВМФ США, прикрывавшие операцию захвата. Так как с танкера не ответили на сигналы, с тайваньского эсминца были произведены три предупредительных выстрела. Капитан танкера был вынужден подчиниться и застопорить ход. С документами на борт эсминца был послан помощник капитана. Как только он поднялся на борт, его арестовали и увели внутрь эсминца. С военных кораблей спустили шлюпки с вооруженными моряками, которые взяли «Туапсе» на абордаж. Сопротивлявшихся членов экипажа избили, с кормового флагштока был сорван флаг СССР. Радист танкера передал радиограмму во Владивосток – «Идет захват танкера». В момент получения ответа радиорубка была захвачена и рация обесточена. Механики танкера успели вывести из строя главный двигатель. Захватившие мостик потребовали от капитана вести танкер за военными кораблями. Поскольку главный двигатель был уже выведен из строя, «Туапсе» взяли на буксир и через трое суток привели в тайваньский порт Гаосюн. Весь экипаж был связан и находился в красном уголке. По прибытию в порт военные попытались вывести экипаж на берег. Моряки отказались и их, по одному выволакивали и грузили в грузовики, стоящие у борта.

Как потом выяснилось, головной корабль гоминдановцев был эсминцем «Даньян» под командованием Цю Чжун-мина. Он же был старшим, и отвечал за захват советского танкера. Именно Цю Чжун-мин впоследствии заявил, что обнаружение танкера и наведение на него осуществляли корабли и авиация ВМФ США.

В порту Гаосюн керосин с танкера был выгружен. «Туапсе» сразу отвели от причала на рейд. На борт танкера поднялись два американских военных советника в гражданской одежде. Они изъяли все судовые документы и стали тщательно изучать танкер – фотографировали документацию, чертежи, схемы. Это было странно, так как «Туапсе» был построен в Дании, и его конструктивные особенности были не секретом. Но, наверное, это объяснялось логикой холодной войны.

В плену

Надо сказать, что реакция Москвы на захват танкера была мгновенной. Уже 24 июня 1954 года в МИД был вызван посол США, которому вручили ноту протеста в связи с захватом «Туапсе». На момент захвата советское правительство не знало, чей эсминец захватил танкер. В Кремле решили, что на такой шаг мог пойти только американский флот. Американцы ответили, что не захватывали советское судно. Через несколько дней власти Китайской республики (Тайвань) сделали заявление о том, что «Туапсе» был захвачен ВМФ Тайваня. Захват был произведен из-за груза - керосин предназначался для ВВС НОАК. Через три месяца свою лепту по прояснению ситуации внесла и КНР. Разведка коммунистического Китая сообщила в Москву о показаниях двух перебежчиков – офицеров ВМФ Тайваня. Они рассказали, что команду на захват дало высшее военное руководство страны, захват прикрывался двумя кораблями ВМФ США, и что на борту «Туапсе» побывали американские военные.

Экипаж разделили на три группы по 16 человек, поместили под стражу. Начались допросы. Морякам сообщили, что танкер и груз конфискованы, а их считают военнопленными. От них требовали подписать заявление о не возврате в СССР. Особенно активно работали с группой, в которой собрали молодых моряков. Допрашивали жёстко. Морякам сообщили, что началась Третья мировая война, и если они не присоединятся к антисоветской коалиции, через сутки их расстреляют. Николая Воронова, который совершил попытку побега, поместили в психиатрическую клинику, а потом имитировали расстрел. В результате такого давления 20 моряков подписали прошение о политическом убежище в США.

По теме

Долгий путь домой

Поскольку Москва не имела дипломатических отношений с Тайванем, СССР обратился к Франции за помощью в освобождении своих моряков. Аналогичная просьба была высказана шведскому обществу Красного Креста. В результате совместной работы удалось вернуть на родину 29 моряков, включая капитана танкера В.А.Калинина, которые не подписали никаких бумаг, и смогли выйти на связь с французским посольством. 30 июля 1954 года самолетом они прибыли в Москву. Их встречали как героев. Все были награждены орденом «Знак почета», получили зарплату за 13 месяцев и дополнительно по 2 000 рублей. Все моряки получили хорошие места на флоте.

9 моряков из числа подписавших прошение о политическом убежище прибыли в США в октябре 1955 года. Два из них, Ваганов и Татарников выступили с антисоветскими заявлениями на радио «Голос Америки»* и «Свобода» соответственно. В апреле 1956 года пять из девяти моряков, обманув своих опекунов (религиозную организацию «Всемирная церковная служба») прорвались в советское посольство и вернулись в СССР. Ваганов – он был в числе этой пятерки - в 1963 году был арестован и приговорен судом к 10 годам лишения свободы за измену Родине. Что интересно, судили его не за выступление на «Голосе Америки», а за то, что, будучи уже в СССР много рассказывал, как в США хорошо живется с точки зрения бытовых проблем. Такого Советская власть простить не могла. Времена были суровые. В лагерях он пробыл 7 лет, после чего был помилован. Только в 1992 году Ваганов был реабилитирован. Остальные вернувшиеся из США продолжали работать на судах. Правда, в загранплавания их не пускали.

Два моряка из числа девяти – Ерёменко и Татарников поступили на службу в армию США. Они окончательно выбрали свою судьбу. Еще один – Соловьев – остался жить в Нью-Йорке. В 1959 году оставшихся в Америке четырех моряков в Советском Союзе заочно приговорили к смертной казни. Четвертый моряк, Иваньков-Николов, в США сошел с ума, и в 1969 году был передан Соединенными Штатами Советскому Союзу. В СССР его не расстреляли, а поместили в психиатрическую клинику, где он провел долгих 20 лет. Правда, по некоторым данным, он симулировал сумасшествие, чтобы вернуться на родину. Как он сам потом рассказывал, он думал, что придется отсидеть лет пять, но вышло по-другому.

Четыре моряка в 1957 году уехали с Тайваня в Бразилию. Там не было советского посольства, поэтому моряки обратились в посольство Польши. Поляки их снабдили польскими паспортами, по которым они прибыли в Уругвай. Там, в том же 1957 году, они пришли в советское посольство и вернулись на родину. Вначале в СССР их встретили хорошо, они дали провести большую пресс-конференцию, а потом… их арестовали и осудили на 15 лет за измену Родине. Позднее двоим из них срок уменьшили до 12 лет. В 1963 году их помиловали, а в 1990 году – реабилитировали. Причиной столь странного изменения позиции советских властей стал Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Во время своего визита в США, журналисты задали ему вопрос о моряках «Туапсе». Вопрос был задан в смысле, как Хрущев относится к тому, что советские моряки «выбрали свободу». Никита Сергеевич очень оскорбился, и приказал соответствующим структурам посадить «негодяев».

Один из подписавших прошение – Димов – покончил с собой, а два – Ковалев и Калмазан – умерли своей смертью на Тайване

Четверо моряков из числа отказавшихся подписывать прошение о политическом убежище в США провела на Тайване 35 лет. Первые семь лет они находились в тюрьме, потом – под домашним арестом в пригороде Тайбея. Многие годы они прожили в небольшом поселке на берегу моря под надзором полиции. Большую роль в их судьбе сыграли несколько белоэмигрантов, которых в те годы было много на Тайване. Они помогли связаться с советским консулом в Сингапуре. Трое вернулись в СССР через 34 года после выхода танкера из Одессы. Но и это был не конец истории. В 1993 году Элеоноре Лопатнюк позвонили из китайского посольства. «Ваш муж жив. Он лежачий. Вы его примете?» В порт Одесса прибыл теплоход. По его трапу аккуратно скатили инвалидную коляску. Последний «туапсинец» – кок Всеволод Лопатнюк – вернулся на родину спустя 39 лет. Он вернулся уже в другое государство – Украину, которое предложило ему компенсацию в размере 20 долларов США. Моряк от компенсации отказался.

Заключение

Об этой невероятной истории был снят художественный фильм «ЧП – Чрезвычайное происшествие». Одну из главных ролей в нем блистательно сыграл молодой Вячеслав Тихонов. В СССР фильм пользовался невероятной популярностью.

В Одессе, на Морвокзале, есть мемориальная доска. На ней выбито: «24 мая 1954 года с одесского рейда ушел в легендарный рейс танкер „Туапсе“, захваченный чанкайшистами на траверзе о. Тайвань».

Танкер «Туапсе» был включен в состав ВМФ Китайской республики (Тайвань) и переименован в «Куайцзи». После вывода из состава ВМФ он долго находился в порту Гаосюн.

*
«Голос Америки» внесен Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.08.2020 14:56
Комментарии 0
Наверх