// // Учёные сомневаются в успехе единого учебника истории

Учёные сомневаются в успехе единого учебника истории

642

Историческая кривда

Фото: Лаура Ильина
Фото: Лаура Ильина
В разделе

Владимир Путин дал поручение разработать к началу учебного года концепцию преподавания истории, которая должна лечь в основу будущей единой линейки учебников. Историки в замешательстве: задача непростая. В России до сих пор не утратил актуальность вопрос о целесообразности реформ Петра I, не говоря уже о сталинских временах. Да и о роли варягов споры ведутся по сей день. При этом решено описывать историю вплоть до 2012 года. Из этого следует, что у отечественной науки должно быть чёткое понимание, что означали последние события в жизни страны.

Идею создания «единого учебника» по истории России президент озвучил ещё год назад. В апреле была создана рабочая группа под председательством спикера Госдумы и главы Российского исторического общества Сергея Нарышкина. Научным руководителем стал директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Ряд специалистов тогда отказались войти в состав рабочей группы из-за расхождения в оценках событий с министром культуры и автором ряда исторических книг Владимиром Мединским, курировавшим это направление.

Летом предварительный вариант концепции – проект Историко-культурного стандарта – был опубликован на сайте «История России», созданном при поддержке Министерства культуры. Проект вызвал бурное общественное обсуждение. А недавно, 16 января, на встрече с участниками Военно-исторического общества президент поручил разработать концепцию единой линейки учебников и методических пособий по истории уже к началу нового учебного года. В беседе помимо Нарышкина, Чубарьяна и Мединского принимали участие министр образования Дмитрий Ливанов, помощник президента Андрей Фурсенко, представители экспертного сообщества. Предполагается, что уже в 2015 году ЕГЭ по истории будет состоять из материалов, сформированных на базе единой концепции.

На встрече историки спорили, чем закончить учебник – 2000 годом или нашими днями. Победил второй вариант.

Происхождение Древней Руси – одна из самых сложных тем

«Единый подход к преподаванию совсем не означает казённого официального единомыслия, – сказал Владимир Путин. – Речь о единой логике преподавания. О том, что самые драматические события – единая часть нашего прошлого, и при всей разности оценок мы должны относиться к ним с уважением. Потому что это жизнь нашего народа, наших предков». Глава государства отметил, что по некоторым вопросам споры будут идти веками, но при преподавании нельзя допустить идеологизации. «В прошлой системе проскакивали такие вещи, которые можно назвать плевком в лицо. Нужно избавиться от идеологического мусора», – отметил Путин.

Проект Историко-культурного стандарта, размещённый на сайте «История России», содержит перечень из 31 «трудного вопроса», который был составлен по предложениям учителей истории. Открывает список тема образования Древнерусского государства и роли варягов в этом процессе. Последними пунктами идут «оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.», а также «причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.».

«Происхождение Древнерусского государства оказалось одной из острых тем. Это была трудная тема, особенно с учётом, можно сказать откровенно, позиции наших украинских коллег. Но мы нашли общее решение, в том числе и с ними», – поделился Александр Чубарьян.

По теме

Руководитель рабочей группы выделил ещё одну сложную тему – события 1917–1921 годов. В результате они получили определение Великой российской революции 1917 года, включающей в себя и Гражданскую войну.

Историки оценили укрепление вертикали.

Нетрудно предположить, что трактовки исторических событий недавнего времени вызовут споров никак не меньше, чем Древнерусское государство. Участники и свидетели событий и сами подчас не могут разобраться, где правда, где кривда. Проект Историко-культурного стандарта предлагает разделить постсоветский период на три этапа: 1991–1993 годы, 1993–2000 годы, 2000–2012 годы. Первый – «во многих отношениях переходный». Второй «связан с корректировкой курса реформ и попытками экономической стабилизации». Третий же характеризуется так: «В.В. Путин в рамках своего первого и второго президентских сроков сумел стабилизировать ситуацию в стране, провести меры по укреплению властной вертикали. Благоприятная конъюнктура способствовала экономическому росту, который продолжался в России вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008 г. При президенте Д.А. Медведеве и премьер-министре В.В. Путине (май 2008 – май 2012 г.) стране в целом успешнее, чем большинству других стран мира, удалось преодолеть основную волну экономического кризиса. Преемственность власти была подтверждена возращением на пост президента России В.В. Путина в 2012 г.».

В документе перечисляются основные даты, события, личности, но отсутствует, например, дело ЮКОСа.

«В учебнике истории объективно описывать последние 10–15 лет невозможно, – считает директор Межвузовского центра по изучению России РУДН Игорь Чубайс. – Будет неизбежный субъективизм и политиканство. Нужно, чтобы история показала, кем на самом деле является Путин, пусть даже многим это сейчас кажется очевидным. Тот же Ключевский в своём курсе истории закончил свои лекции серединой XIX века, хотя умер в 1911 году».

«Либо единый, либо правдивый»

По мнению Игоря Чубайса, сейчас вообще писать единый учебник по истории неприемлемо. « В досоветской России работала целая плеяда великих историков, и работы Соловьёва, Ключевского, Карамзина переиздаются до сих пор, хотя прошло 100, 150, 200 лет... А в Советском Союзе цензура была тотальной. В результате история как наука была погублена, и ни одна советская книга по истории сегодня никого не интересует», – считает учёный. Он также сетует на полузакрытые архивы. «Почти невозможно получить важнейшие документы, касающиеся Великой Отечественной войны. Сам доступ в архив крайне усложнён. Есть и такая крайне страшная и отвратительная вещь, как уничтожение архивных документов, которое происходит с 1917 года до наших дней. За всем этим стоит соответствующая позиция властей», – говорит Игорь Чубайс.

«Я бы хотел, чтобы в едином учебнике было приведено два-три-четыре мнения по спорным вопросам. Тогда школьник сможет составить своё мнение о том, что такое наша история и какие вехи наша держава прошла. И учебник не будут постоянно переписывать, – отмечает председатель Южного научного центра РАН академик Геннадий Матишов. – Желательно, чтобы какие-то части были написаны известными региональными историками. Потому что из Москвы видится одно, а с Кавказа, например, совсем другое. Я с Путиным согласен, что идеологического мусора не должно быть. Это очень хорошее пожелание. Но учебники всё равно пишут люди со своими взглядами».

Первый зампред Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин напоминает о двух неудачных попытках введения единых учебников: «Первая – конец 1930-х годов, когда любой учебник истории представлял собой по сути «Краткий курс истории ВКП(б)». И хотя подавляющее большинство граждан были тогда вполне советскими людьми, многие педагоги и наиболее «продвинутые» дети сомневались в некоторых конкретных идеологемах единого учебника. Вторая попытка – начало 1990-х, когда появились учебники, как правило, изданные под эгидой Фонда Сороса, в которых псевдокоммунистические стереотипы были благополучно заменены на антикоммунистические».

Не вызывает оптимизма создание единого учебника и у Николая Сванидзе, журналиста, историка, члена Общественной палаты РФ: «Либо учебник не будет единым, либо он будет лживым. Единый и нелживый учебник мне представляется утопией... Ветераны и государство хотят, чтобы предметом гордости были только победы. Но такой истории нет ни у одной страны мира».

И тем не менее единство подходов наступает. На создание учебника уйдёт ещё полтора-два года. Но, как заявил Дмитрий Ливанов, преподавание истории по единой концепции начнётся в школах задолго до того. Сейчас в федеральный перечень входят 11 линеек учебников по истории России. И отныне будут использоваться только те из них, которые соответствуют единой концепции.

Опубликовано:
Отредактировано: 27.01.2014 14:39
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх