Версия // Бизнес // Деятельность таможни должна устраивать лишь треть бизнесменов

Деятельность таможни должна устраивать лишь треть бизнесменов

2365

Постная мина

Посты должны переместиться к границе Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Федеральная таможенная служба (ФТС) продолжает закрывать посты в Москве и Санкт-Петербурге. Ведомство планирует переместить оформление грузов в приграничные области. Бизнесмены опасаются перебоев с поставками, транспортные компании жалуются на отсутствие инфраструктуры. Согласно обнародованному недавно очередному этапу плана реорганизации новый таможенный коллапс запланирован на осень.

На запущенную в 2008 году программу по переносу таможенного оформления на границу изначально таможенникам дали срок до 2020 года, однако впоследствии из отведённого времени вычеркнули пять лет, обозначив в качестве дедлайна 2016 год. В ноябре прошлого года ФТС опубликовала доклад об основных задачах своей деятельности на 2011 год. Одной из целей называется повышение качества предоставляемых услуг и сокращение издержек для участников внешней торговли. Главных критериев успеха по мысли ФТС ровно два. Это количество времени, которое дальнобойщику приходится потратить на прохождение пропускного пункта на границе, и количество бизнесменов, положительно оценивающих деятельность таможенных органов. В 2011 году ФТС ставит себе задачу добиться того, чтобы таможенниками были довольны 30% предпринимателей. Цифра невелика, но, судя по отзывам участников рынка, даже если таможня будет устраивать каждого третьего – это уже результат.

Бизнес идею переноса таможенного оформления на границу поддерживает. Но только в общих чертах. По словам предпринимателей, идея благая, но методы её реализации сомнительны. В Москве и Петербурге за прошедшие десятилетия была выстроена пусть и не идеальная, но понятная бизнесу таможенная инфраструктура. Другие области похвастаться даже подобными достижениями не могут.

В перспективе должна заработать система электронного декларирования, но пока её нет. Должны быть построены и обещанные ФТС транспортно-логистические терминалы в количестве не менее девяти. Однако все девять пока что лишь в проекте. Создание инфраструктуры требует денег, которых, как обычно, не хватает. Средства для реализации плана властей мог бы предоставить бизнес, но делать это он пока не спешит. Участники рынка признаются: предприниматели напуганы последними инициативами ФТС и каждое новое предложение ведомства встречают со скепсисом. В течение последних двух лет ФТС посылала рынку крайне неоднозначные сигналы, которые сами импортёры расценивают как свидетельство передела власти в таможенных структурах.

Ускоряться таможенники начали с Москвы и Санкт-Петербурга. Если в начале 2008 года в столице действовало 4 таможни и 45 таможенных постов, то к марту 2009 осталась лишь одна таможня с 5 специализированными постами, которые принимают определённый (и довольно узкий) перечень грузов. Оформление всех прочих категорий импорта переместилось в область.

Разобравшись со столицей, ФТС взялась за Подмосковье. Ведомство пошло по пути интеграции активов. С 2011 года начала работу единая Московская областная таможня, а количество постов снова сократилось: с 42 до 19. Судя по заявленной недавно концепции ФТС, уже к 1 ноября этого года должно произойти очередное слияние. Столичные и областные посты объединят в составе Московской региональной таможни. При этом количество пунктов растаможки ещё раз сократится – их останется меньше десятка. Эти посты ФТС обещает больше не трогать. Правда, и заниматься они будут исключительно спецгрузами: медикаментами, продуктами питания, почтовыми и дипломатическими грузами. Все остальные категории товаров будут проходить таможню в Брянской, Курской, Смоленской и Белгородской областях. Аналогичная тенденция наблюдается и в Санкт-Петербурге. Однако в отличие от представителей столичной таможни питерские сотрудники ФТС пока не озвучили каких-либо конкретных планов реорганизации.

По теме

Именно на Санкт-Петербург пришлись самые громкие скандалы последнего времени. Весной 2010 года ФТС внезапно закрыла два крупнейших поста питерской таможни – Выборгский и Пискарёвский. На их долю приходилось до половины всего трафика, поступающего в Северо-Западный регион, поэтому транспортный коллапс неожиданностью ни для кого не стал. Впрочем, бизнес оперативно справился с проблемой: грузопотоки были направлены на терминал «Южный». Владелец комплекса – компания «Совавто» – расширил мощности и с наплывом грузов справился. Однако 1 декабря был неожиданно закрыт сам «Южный». Оформление грузов перенесли на новый терминал, который управляется аффилированным с ФТС холдингом РОСТЭК. Преемник нагрузки не выдержал – коллапс повторился.

Минувшей зимой таможенное ведомство критиковали все: и бизнес, и местные власти. Как заявила исполнительный директор Американской торговой палаты в Санкт-Петербурге Мария Чернобровкина, для западных поставщиков действия ФТС стали шоком, ведь именно логистика была одним из главных конкурентных преимуществ города. К критике присоединилась и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. «Сначала ФТС призвала бизнес строить терминалы, он потратил на это огромные деньги, а потом появилась концепция, согласно которой посты нужно было закрывать якобы из-за контрабанды», – заявила Матвиенко.

Каждый подобный шаг ФТС вызывает у бизнеса недовольство. Как отмечает член Международной коллегии адвокатов, специалист по таможенному законодательству Максим Шеметов, импортёрам постоянно приходится менять логистические схемы, налаживать новые деловые контакты – и терпеть дополнительные убытки. По его словам, импортёры и провайдеры таможенных услуг хотят получить чёткую концепцию развития таможни хотя бы на несколько ближайших лет. Решения ФТС нередко оказываются для бизнеса неожиданностью, и на фоне питерских скандалов предприниматели просто боятся вкладываться в строительство новых терминалов не только в Северо-Западном, но и в Центральном регионе.

Список зависимых от импорта отраслей в России довольно широк. При этом представители целого ряда из них уже прямо заявили, что реформирование таможни ставит под угрозу их бизнес. В частности, о возможных перебоях с поставками предупредили фармацевты. Согласно плану реформирования столичной таможни , и владельцы аптек опасаются за поставки. При этом в данной отрасли, по оценкам аналитиков, около 70% внутреннего рынка – заграничная продукция.

Список зависимых от импорта отраслей достаточно широк. До сих пор почти половина всего рынка полиграфии в России приходится на импортную продукцию. Даже финансовый кризис не смог внести радикальные изменения в структуру заказов российских издательских домов. До сих пор большинство российских журналов печатается в Финляндии. При этом доставляются в страну они через таможню Северо-Западного региона, где процесс реформ идёт наиболее болезненно.

Через Санкт-Петербург проходит и значительная доля автомобильного экспорта. Сейчас доля новых иномарок на рынке снизилась до 30%, однако вытесняют их не отечественные машины, а собираемые в России иномарки. За первый квартал текущего года российские автозаводы собрали более 213 тыс. иномарок и всего лишь 160 тыс. отечественных машин. Работа заводов практически полностью зависит от поставок автокомпонентов из-за рубежа. Власти поставили производителям задачу в течение пяти лет довести уровень локализации российских иномарок до 60%, сейчас же по большинству моделей количество отечественных деталей не превышает 20%. Единственное исключение – это Chevrolet Niva, в которой доля импортных элементов составляет около 3%.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.05.2011 13:09
Комментарии 0
Наверх