В России могут изменить порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг. Министерство строительства и ЖКХ разработало соответствующий законопроект, который предполагает введение единого платежного документа вместо нескольких квитанций, приходящих гражданам за разные виды услуг.
Ежемесячно россияне находят в своих почтовых ящиках внушительную стопку разных счетов за услуги ЖКХ. Это не всегда удобно, ведь с таким количеством квитанций не составит труда запутаться в них или потерять. Однако уже следующей весной могут принять законопроект, который превратит целую пачку бумаг в один лист - так называемый единый платежный документ (ЕПД). Соответствующий правовой акт был предложен к рассмотрению еще летом: его подали парламентарии думского комитета по жилищной политике. В платежке нового типа будут присутствовать строки, в которых будет фигурировать оплата за управление домом, его содержание, коммунальные услуги, капитальный ремонт и вывоз мусора. Во многих субъектах федерации эти позиции разделены по отдельным бланкам, что порой приводит к ошибкам при расчетах и, как следствие, росту долгов за ЖКХ. В случае, если законопроект будет утвержден, в Жилищный кодекс РФ внесут ряд поправок.
Удобно и прозрачно
ЕПД должен сделать коммунальными платежи более прозрачными и справедливыми. Как отмечают авторы проекта в пояснительной записке к документу, у многих граждан зачастую отсутствует понимание того, за что и кому нужно платить. Согласно статистике, больше половины обращений в региональные жилищные инспекции за 2018 год касались именно тех случаев, когда плательщики не понимали, за что произведены те или иные начисления за ЖКУ. Стоит отметить, что в ряде регионов, например, в Крыму, Самарской и Тульской областях, граждане получают порядка десяти платежных документов, причем в них часто фигурируют ошибки как в персональных данных, так и в площадях жилья. Кроме того, искусственному завышению стоимость ЖКУ способствуют и затраты на бумагу и печать квитанций. А некоторые граждане вообще становятся жертвами злоумышленников, которые подбрасывают в ящики фальшивые квитанции об оплате отдельных услуг.
Что касается внешнего вида новых платежных документов, он практически не будет отличаться от нынешнего. Помимо перечисленных выше основных строк (управление домом, содержание и текущий ремонт, коммунальные услуги и ресурсы, капремонт и вывоз мусора), по согласованию с жильцами можно будет добавить и другие позиции, например, плату за страхование дома от чрезвычайных ситуаций, которая собирается ежемесячно.
Упорядочить процедуру
Задумка авторов законопроекта предполагает введение такого понятия как «расчетный центр». Задача этих организаций будет заключаться в том, чтобы выставлять документы в сборе. Согласно действующим правилам, платежки жильцам могут приходить из управляющих компаний, от поставщиков услуг ЖКХ, из банков и от специальных операторов расчетов. Таким образом, налицо децентрализация процесса, и эту проблему, согласно идее парламентариев, удастся решить с помощью расчетных центров. Их появление позволит исключить ситуации, когда квитанции гражданам приходят одновременно от поставщиков ресурсов, управляющих компаний или банков. Работа расчетных центров будет предусматривать комиссию, которую включат в ЕПД.
Появилась информация о том, что Николай Шульгинов может покинуть пост главы Минэнерго. Он занял данную должность в 2020 году, а до этого возглавлял «Русгидро».
Как полагают депутаты и Минстрой, у ЕПД есть масса плюсов: они полагают, что единая платежка поможет избегать утечки персональных данных, поставит под контроль положение дел во всей отрасли, уменьшит объем долгов за ЖКУ, а также минимизирует риски злоупотреблений со стороны чиновников и управляющих компаний. Кроме того, региональным операторам капремонта и сбора мусора больше не нужно будет своими силами формировать базу персональных данных собственников жилья.
В долгах, как в шелках
Насколько актуальна для России проблема долгов в жилищно-коммунальном секторе? Как следует из данных за первый квартал 2019 года, общая задолженность перед ресурсоснабжающими организациями дошла до уровня в 564,5 миллиарда рублей. Ранее вину за это возлагали на недобросовестные управляющие организации, которые собирают с граждан платежи, однако не спешат рассчитываться с РСО. С прошлого года у жильцов многоквартирных домов появилась возможность оплачивать счета поставщикам газа, воды, электричества и отопления напрямую – для этого требуется провести собрание собственников и заключить общий для всех жильцов дома договор со снабжающими организациями. Тем не менее, никаких кардинальных изменений так и не произошло: порядка 300 миллиардов рублей – это долги граждан, заключивших именно прямые договора с поставщиками.
Доля критики
Впрочем, несмотря на кажущееся удобство, нововведение уже успело получить волну критики в свой адрес. В частности, как заявили в Кабмине, проблема может возникнуть из-за расчетных центров. Включение этих организаций в цепочку может привести к возникновению на рынке монополии. Центры начнут устанавливать тарифы по своему усмотрению, а у людей уже не будет возможности уйти к конкурентам. Для того, чтобы предотвратить такой сценарий, специалисты предлагают в законодательном порядке ограничить размер комиссии двумя процентами от суммы, указанной в счете.
Также неясно, какое будущее ожидает действующие платежные документы, поскольку их не планируется исключать из оборота. Это означает, что на практике людям по-прежнему будут приходить счета разного типа, причем происходить это будет по всей стране.
В 2016 году россиян обязали устанавливать счетчики электричества и воды. Для тех, кто не намерен этого делать, действуют повышающие коэффициенты к тарифам. Что касается электроэнергии, к 2021 году предполагается повсеместно ввести умные счетчики, с которых не нужно снимать показания – они сами будут отправлять данные в расчетные центры. Однако учета горячей и холодной воды это не коснется, и гражданам в обозримой перспективе придется по-прежнему снимать показания и сообщать их в центры, а затем – получать по ним отдельный документ со счетом, который станет как минимум вторым для каждой квартиры.
Неожиданная проблема
В общественном совете министерстве строительства и ЖКХ РФ обратили внимание, что введение в стране ЕПД отнимет у граждан возможность планировать свои расходы на ЖКХ. Там считают, что новый порядок оплаты коммунальных услуг приведет к тому, что россияне больше не смогут управлять данной статьей расходов. Как заметил представитель совета Рифат Гарипов, сейчас жители РФ могут оплачивать счета в удобном им порядке по разным платежкам, распределяя расходы.
В совете отметили, что многие граждане, чей доход находится на невысоком уровне, практикуют оплату коммунальных расходов по частям, при этом порой допускают небольшие просрочки, которые вскоре гасят. Сумма долга при этом остается только в квитанции на оплату конкретного вида ЖКУ, а объединение всех расходов в один документ может привести к путанице и даже незаконному начислению долгов.
Рифат Гарипов: «Люди планируют свои расходы: оплатив счет за воду, человек точно знает, какую сумму ему необходимо еще заплатить за свет. <…> ЕПД потребует единовременной оплаты через расчетные центры. Если человек внесет лишь часть средств, то непонятно, каким образом она будет распределена между поставщиками услуг. Такая ситуация может вызвать серьезную путаницу — разобраться, кому конкретно, за какую услугу и какую сумму гражданин должен, будет очень сложно».