Версия // Общество // Столичные власти намерены сделать велосипед привлекательнее, чем автомобиль

Столичные власти намерены сделать велосипед привлекательнее, чем автомобиль

1866

Крути педали

В разделе

Москвичей пересадят с автомобилей на велосипеды. Наберите эту фразу в любом сетевом поисковике и сразу поймёте, сколько раз за последнее время столичные власти выходили с подобной инициативой – не менее пяти за последние четыре года. Заодно почитаете и о том, как полезно, оказывается, крутить педали – и для здоровья, и для разгрузки транспортных магистралей. Но всё как-то не задавалось в столице с велосипедами. В причинах упорства москвичей, предпочитающих чадящие четырёхколёсные монстры велосипедам, пыталась разобраться «Наша Версия».

Именно в этом скорее всего и кроется объяснение: быть автолюбителем пока удобно.

А велосипедистом – не очень. Мэрия действительно заинтересована в комфорте всех москвичей. Уже в ближайшие год-два миллионы автолюбителей сами захотят пересесть на велосипеды. Но для этого приходится пересматривать приоритеты. Оборудовать в городе не только автопарковки, но и велостоянки. Строить не только автомагистрали, но и велодорожки. Департамент транспорта и организации дорожного движения Москвы одновременно разрабатывает целых семь концепций и отраслевых схем, целью которых станет развитие вело-пешеходной инфраструктуры в городе. Строить будут не только велосипедные дорожки – до 2025 года в столице обустроят сеть веломоек, насосных станций и пунктов технической помощи.

А ещё в Москве появятся специализированные велосипедные тоннели и переезды, благодаря которым будет сподручнее добираться из одного района мегаполиса в другой. Все семь концепций будут представлены руководству мэрии до конца текущего года, а на их разработку власти намереваются истратить 110 млн рублей. Серьёзная цель предусматривает серьёзные вложения даже на начальном этапе, согласитесь. Витриной новой велосипедной Москвы стал Парк Горького. Десяток километров замечательных велодорожек, удобные велопрокаты и парковки, потрясающие виды на реку Москву по всей трассе – вот что притягивает сюда тысячи любителей и спортсменов.

В Москве велосипедистов пока вдесятеро меньше, чем в европейских столицах

Количество и качество услуг для велосипедистов растёт постоянно. Правительство столицы устраивает велопробеги, создаются велосипедные прокаты, и много другое. Коммерсанты подтягиваются вслед за чиновниками, предлагая новые и полезные услуги велолюбителям. Этим летом в нашей стране появится велостраховка. Её появление – инициатива велосипедного движения «Русвелос». Продаваться полис будет вместе с велосипедом, а всего будет предусмотрено три вида страхования – от кражи, от несчастного случая и от ответственности перед третьими лицами. Страховщики пообещали, что полисы будут доступными и стоить сущие копейки.

Однако со страховкой можно не торопиться, а вот со строительством инфраструктуры медлить стоит едва ли. В прошлом году в центре Москвы открылся первый специальный хостел – недорогая гостиница – для велосипедистов (Резиденция Bike FF на Старом Арбате 11). При хостеле работают магазин запчастей и мастерская, где можно починить велик и даже заказать тюнинг. Кроме того, работают прокат и экскурсионное бюро, предлагающее маршруты для велосипедистов. Переночевать в четырёхместном номере можно всего за 950 рублей – по столичным меркам это почти даром. Останавливаться на всю ночь совсем необязательно, велотурист может остановиться в хостеле на час-другой, чтобы отдохнуть и принять душ – за 100 рублей! Как вы считаете, если таких хостелов станет хотя бы полсотни, увеличится ли в столице число велосипедистов? И думать нечего – разумеется.

В крупных городах Европы от 25 до 30% населения ежедневно пользуется велосипедным транспортом. В Москве – примерно 3%. В столице Франции, к примеру, принято доезжать до ближайшей станции метро на велосипеде и оставлять его на специальной парковке. В Москве таких парковок пока не хватает. Они есть кое-где в центре, а на окраинах их нет вообще, хотя, по идее, должно быть наоборот, ведь чаще всего именно жители спальных районов отправляются на работу в центр. Неплохо бы обустроить велопарковки и у железнодорожных платформ.

По теме

Активисты станут продвигать велопроекты совместно с чиновниками

Несколько лет назад, будучи не в состоянии справиться с автомобильными пробками, столичная мэрия в очередной раз попыталась пересадить москвичей на велосипеды. Была утверждена программа «Развитие транспортной системы города Москвы на 2012–2016 годы», в результате реализации которой, как уверял тогда заместитель мэра по вопросам транспорта Николай Лямов, уже к 2016 году велодорожки позволят всем москвичам запросто добираться от дома до работы. До конца реализации программы осталось менее полутора лет – многое уже сделано.

Почувствовав развитие велосипедной инфраструктуры, в столице начали формироваться общественные движения. Чиновники норовят сделать всё солидно – «на века». Выделенные велодорожки, сделанные с нуля, часто очень дорогие и быстро съедают выделенные средства. Общественники транслируют чиновникам готовность любителей ездить по укатанным грунтовкам, а иногда бесплатно отрезать столбиками велодорожку у проезжей части, где ширина последней это позволяет. Инициатива снизу, инспирированная общественниками-велосипедистами, может улучшить качество велосипедной инфраструктуры. А смысл инициативы в следующем: в каждом административном округе Москвы назначаются ответственные из числа общественников, в обязанности которых будет входить не только поддержание связи с чиновниками, ответственными за реализацию «велосипедных» программ, но и регулярные инспекторские проверки качества работ. Представители общественности готовы контролировать буквально всё – куда расходуются средства, выделенные на строительство велосипедных дорожек и прочей инфраструктуры, насколько эффективно работают подрядчики и по каким критериям их отбирают. Какую степень сотрудничества мэрия Москвы сочтёт эффективной, остаётся вопросом, так же как и результативность общественников на практике.

У московских велосипедистов появится... омбудсмен

В 2011 году мэрия озвучила план, согласно которому на велосипеды в ближайшее время должны пересесть 700 тыс. москвичей – порядка 6% населения столицы. Теперь речь идёт чуть ли не о миллионе горожан. Появились и защитники, которые готовы представлять интересы такого числа людей. «Нередки случаи, когда, например, велодорожки начинаются ниоткуда и приводят никуда, – рассказывает Пётр Дворянкин, руководитель велосипедного движения «Русвелос» и инициатор движения «Общественный ВелоКонтроль». – Или когда велодорожки «оккупируют» пешеходы, а выделенные для велосипедов полосы на дорогах – машины. Так и будет продолжаться, если не реализуется инициатива введения должности «велоомбудсмена», представляющего интересы велосипедистов». Кстати, именно разрывы в велосипедных дорожках вызывают наибольшее недовольство любителей. Иногда дорожки прерываются на границе районов или территорий, подведомственных другим департаментам. Бывает, транспортники пробьют трассу, а Департамент природных ресурсов и не думал начинать работу в собственном лесопарке, а иногда и наоборот. Но на фоне того, что в столице в 2013 году чуть ли не наполовину выросли продажи двухколёсных транспортных средств, прочие доводы меркнут – позитивный процесс уже запущен. Критический момент, когда велоспорт, дарящий здоровье и настроение тысячам москвичей, превратится в общественный транспорт, уже не за горами.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.05.2014 15:44
Комментарии 0
Наверх