// // Столичные театры заставят гастролировать в российской глубинке

Столичные театры заставят гастролировать в российской глубинке

632

Послали культурно

2
В разделе

Так уж повелось, что театральный сезон примерно совпадает по срокам с учебным годом. Но если школьники летом отправляются отдыхать, то театральные каникулы – вещь достаточно условная. Лето традиционно используется для проведения многочисленных фестивалей, а главное – для гастролей. В прежние времена театральные труппы отправлялись с новыми спектаклями по городам Советского Союза, в последние же годы гастрольная жизнь в нашей стране разладилась. Недавно правительство решило заняться вплотную этим вопросом и выпустило распоряжение, согласно которому гастролей должно стать больше и их следует всячески поддерживать материально – как из федерального бюджета, так и из муниципальных. Долгосрочный план по реанимации гастролей рассчитан на 10 лет.

В последние годы летом зрителям в разные города чаще всего привозят антрепризные постановки. Качество многих таких спектаклей оставляет желать лучшего – в конце концов, большинство из них просто-напросто коммерческие проекты, цель у которых одна – получить максимальную прибыль. Называется всё это деятельностью независимых трупп или того изящнее – сезоном антреприз, хотя театральные критики дали этому явлению более чёткое определение – «межсезонный чёс». А гастрольная деятельность репертуарных театров сведена к минимуму, и летом актёры наших театров просто получают трёхмесячные каникулы.

Прежде гастроли не были частным делом театра. Они планировались заранее и централизованно: чтобы попасть в общий график, который составляли специальные руководящие органы, со всех концов страны в столицу съезжались директора театров. А поскольку всё оплачивало государство, никого особо не волновало, во что обойдутся гастроли. После распада Советского Союза театры перешли на новые, рыночные условия. Сейчас всё упирается в деньги. Гастроли – дорогое удовольствие: затраты на проезд и проживание артистов, доставку декораций, монтаж сценического оборудования и многое другое. Конечно, существуют государственные дотации для организации гастролей, но этих денег не хватает.

В прошлом году внимание на эту проблему обратил президент России Дмитрий Медведев. Он поручил Министерству культуры РФ разработать комплекс мер по развитию гастрольной деятельности театров и создать необходимые условия для организации гастролей государственных и муниципальных театров в федеральных округах и межрегиональных обменных гастролей. Министр культуры РФ Александр Авдеев неоднократно заявлял, что театры, у которых есть желание, но нет возможности ездить по стране, могут рассчитывать на государственную поддержку.

«Министерство работает над созданием специальной гастрольной программы, под которую мы попросим отдельные деньги, – заявил он на парламентских слушаниях в Госдуме по проблемам развития театрального дела в России в конце 2010 года. Александр Авдеев тогда уточнил, что приоритет будет отдаваться выездам театральных коллективов с детскими спектаклями, гастролям в малые города России и населённые пункты, где нет собственных театров. Он отметил, что зачастую в адрес министерства звучит справедливая и не очень критика относительно его роли в развитии гастрольной деятельности театров. Между тем ведомство, по его словам, ограничено в средствах на эти цели.

«Министерство культуры на фестивали и гастроли имеет 110 млн рублей, и вот мы крутимся – Тришкин кафтан!» – пояснил министр.

По теме

Господдержка столь мала, что театрам приходится искать помощь меценатов и спонсоров. Иногда это заканчивается весьма печально. В результате гости из Малого даже не смогли оплатить гостиницу в Ростове и билеты до Краснодара, куда театр должен был ехать дальше. Администрации пришлось обратиться в местный ОБЭП. И это не единичный случай. Историй, когда организаторы не заплатили за гастроли или заплатили лишь частично, очень много.

Руководителям театров приходится идти на риск, отправляясь в путь с коллективом: с ними могут не расплатиться. А безопасных и проверенных вариантов не так уж много. Организаторы «Золотой маски», например, при поддержке одного из банков стали вывозить в глубинку спектакли, получившие эту престижную театральную премию. Чеховский фестиваль тоже не отстаёт. Недавно и он начал возить фестивальные спектакли по городам российской провинции. Самым распространённым вариантом поездок таких мастодонтов, как МХТ, БДТ или «Ленком», является поездка с одним из наиболее звёздных спектаклей из основного репертуара. Например, БДТ раз в месяц играет в Москве «Калифорнийскую сюиту» с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили, а Театр Вахтангова за пределы столицы часто выезжает со спектаклем «Дядюшкин сон».

Если из столицы на гастроли ещё выбираются, то провинциальные театры практически забыли о том, что это такое. Даже минимальные расходы в несколько раз превышают максимально возможные доходы. Лишь единицам удаётся получить государственный грант и отправиться со спектаклями по России. В последние годы вроде бы наметилась положительная тенденция – на фоне общего сокращения расходов на культуру дотации на гастрольную деятельность стали расти. Но чтобы проводить нормальную гастрольную политику в стране, этих сумм по-прежнему не хватает, да и дополнительные вливания по большей части способны лишь компенсировать инфляцию. Вот и стоят летом по всей России огромные пустующие театры, а актёры и режиссёры, вместо того чтобы радовать зрителей своим искусством, сидят на своих садово-огородных участках.

Кроме того, от гастролей отвыкли уже не только артисты, но и зрители. На нормальную рекламу, как и на всё остальное, не хватает денег – и подчас просто неоткуда узнать о предстоящем спектакле заезжих знаменитостей. Промоутеры этим не занимаются в должной мере, а собственные пиар-службы театров (если таковые вообще имеются) не в состоянии сами наладить тесный контакт с местными журналистами. Итог печален: билеты могут быть не раскуплены лишь потому, что приезд театра оказался для всех сюрпризом. А если не заполняется зрительный зал, зачем тогда куда-то ехать?

Когда-то гастроли были неотъемлемой частью жизни театра. Но, получив неслыханную ранее свободу во всех сферах своей деятельности, в том числе и в гастрольной, администрации театров, для которых гастроли всегда были серьёзной дополнительной нагрузкой, решили взять тайм-аут на некоторое время. А когда захотели вернуться к гастрольной жизни, стало понятно, что лишь немногие могут себе это позволить.

«Гастроли нужны были актёрам и самим театрам, но не только для того, чтобы заработать денег, – рассказал генеральный продюсер Московского театра Et Cetera Давид Смелянский. – Они служили катализатором актёрской миграции, которая необходима для обновления театров. Именно на гастролях артисты получали приглашение в другие театры: режиссёры находили своих актёров, актёры – своих режиссёров. Как ни странно, новое время свободы обернулось своего рода крепостным правом – сегодня артисты привязаны к своему театру, к своему городу до конца жизни». Но это не единственное, почему гастроли так важны, уверен Давид Смелянский. Гастроли давали театрам возможность самооценки, понимания кто есть кто, новая публика определяла место каждому. А ещё гастрольная жизнь объединяла труппу, помогала решить многие внутренние проблемы. «Тогда на месяц или два, выезжала одна большая семья, брали с собой детей, внуков, – вспоминает Смелянский. – В те времена везли продукты и плитки, готовили в номерах, в которых проводили ночи в беседах о театре, встречались с коллегами из других городов».

Сейчас же загруженность театров в летний период просто никто не контролирует. «Мёртвый сезон» действительно стал мёртвым. «Театры вольны сами распоряжаться своим временем, – рассказала начальник отдела по работе с театральными деятелями Москвы и Московской области Союза театральных деятелей РФ Татьяна Никитина. – Никто не вправе указывать им, когда закрывать и открывать сезон».

Опубликовано:
Отредактировано: 18.07.2011 11:56
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх